На ваш вопрос
ответят профессионалы
рынка ВЭД
Используйте вашу учетную запись на Facebook.com для входа на сайт. или зарегистрируйтесь с e-mail
Присоединяясь или входя
через социальную сеть, вы принимаете
Пользовательское Соглашение
Сегодня 08.12.2016 Курсы валют ЦБ РФ
Новости
Компании
Бизнесу
Гражданам РФ
Общение
Сервисы

2016: куда податься экспортерам, пикирующий рубль и таможенно-налоговые эксперименты

26.01.2016 11:54 0 Архив |
2016: куда податься экспортерам, пикирующий рубль и таможенно-налоговые эксперименты
Фото: Артем Коротаев, ТАСС

В последние годы Россия поставляет в Китай, в основном, сырьевые товары (минеральное топливо, нефть и нефтепродукты, древесину), хотя отечественные производители готовы предложить и современную технологическую продукцию

CustomsForum.ru о главных трендах внешнеэкономической деятельности в 2016 году.

Нефтезависимый рубль и курс на экспорт


Самый животрепещущий для участников внешнеэкономической деятельности вопрос — сколько примерно будет стоить непредсказуемый доллар хотя бы через пару дней? Например, 21 января на бирже установили следующие курсы — 85,99 руб. за доллар и 93,7 руб. за евро. А уже 25 января, по данным ЦБ РФ, доллар стоил 80,57 руб., а евро 87,22 руб.

И эти скачки будут продолжаться до тех пор, пока не устаканится цена на нефть. 25 января один баррель нефти марки Brent на торгах ICE в Лондоне стоил 31,15 доллара США. И это не предел. Как сообщает ТАСС, американский нефтетрейдер Пьер Андюран предсказал падение цен на нефть до 25 долларов за баррель, а затем рост к 2017 году до 70 долларов.

«Предсказать цену невозможно, когда стадо инвесторов с инстинктами животных носится то взад, то вперед. Конечно, дальше продавливать рынок вниз еще можно, но экономически это уже не имеет смысла. Это с точки зрения спекулянтов. С точки зрения технологии, мир при $30 за баррель существовать не может. Этой нефти будет недостаточно. Рынок черного золота сейчас достаточно странный, и его стоимость слабо связана с реальными событиями. Прогноз можно делать только исходя из сиюминутной ситуации».

Вице-президент «Лукойла» Леонид Федун

И пуcть, по мнению президента РФ Владимира Путина, низкая цена нефти поможет оздоровить экономику России, импортерам от этого не легче. Сколько бы не говорили российские власти о намерениях вести торговлю с отдельными дружественными государствами в национальных валютах, основной валютой расчета в рамках международных сделок являются доллар с евро. Дальше все просто — рубль падает, доллар дорожает, а за ним автоматически и импортные товары.

На фоне этого широкоразрекламированное импортозамещение идет не шатко не валко (невозможно в одночасье всех покупателей обеспечить, к примеру, отечественными яблоками). Вносит свои коррективы и продовольственное эмбарго, из-за которого в стране увеличилось количество «белорусских» яблок, селедки и других продуктов. И все бы ничего, но цена на них гораздо выше, чем если бы они были по-прежнему польскими и норвежскими.

Импортерам приходится учитывать многие факторы. Покупательская способность населения падает, спрос на более дорогую и качественную продукцию — аналогично. Откуда ж везти фрукты-овощи, которые сначала подорожали из-за продовольственного эмбарго, а потом из-за падения курса рубля? Поэтому предпринимателям приходится постоянно следить за ситуацией — вдруг вслед за Турцией и Украиной еще какая-нибудь страна попадет под российские санкции.

Экспортерам в этом плане проще — чем дешевле рубль, тем конкурентоспособнее (по цене) становится отечественная продукция на мировых рынках.

Китайские «челноки» портят имидж российских товаров


Вот только им бы понять, куда выгоднее поставлять товары. Казалось бы, ответ простой — в Китай. Рынок большой, спрос вроде бы есть. Да вот только не все так просто. Об этом, в частности, говорили спикеры семинара «Doing Business with China. Стратегии двустороннего сотрудничества».

«Многие в нашей стране представляют китайский рынок не таким, какой он есть сегодня, а таким, каким он был пять-шесть лет назад. Мол, дешевый рынок, рынок дешевых кредитов, вполне открытый для иностранных инвестиций. Оказалось, на самом деле все не так просто — китайский рынок жесткий, очень деловитый, требовательный. Придя на китайский рынок, российские предприниматели испугались его и сбежали назад», — подчеркнул руководитель Школы востоковедения факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Алексей Маслов.

По словам официального представителя Главного таможенного управления КНР Хуан Сунпина, по итогам 2015 года товарооборот между Китаем и Россией сократился на 27,8% и составил всего 64,2 млрд. долларов. Экспорт китайских товаров в Россию сократился на 34,4% (до 32,9 млрд. долларов), а импорт российской продукции в Китай — на 19,1% (до 31,4). При этом Китай и Иран намерены в ближайшее время увеличить двусторонний торговый обмен до 60 млрд долларов в год.

«Надо понимать, что наши ожидания, наше видение сотрудничества с Китаем существенно отличается от того, что в Китае думают о нас. К примеру, в 2015 году Россия не попала в список 10 главных стран-импортеров и стран-экспортеров для Китая, — рассказал председатель правления Совета по развитию внешней торговли и международных экономических отношений Максим Черешнев. — Какие причины тому виной? Падение экономики в обеих странах, мировых цен на энергоносители и сырьевые товары, снижение покупательской способности российских потребителей китайской продукции в силу резких колебаний российского рубля. Наши торговые отношения с Китаем выглядят следующим образом — мы поставляем в страну сырьевые товары и забираем все, что касается готовой продукции. На первом месте среди китайских товаров находятся обувь и комплектующие».

И если вы все-таки решитесь начать экспортировать товары в эту азиатскую страну, то помните — репутация российской продукции здесь несколько подмоченная.

«После падения курса рубля относительно доллара и юаня этот рынок стал гораздо более выгодным. Многие амурчане заметили, что китайские туристы охотно стали скупать российскую продукцию, особенно продукты, о качестве которых иностранцы отзываются очень хорошо, — говорится в материале Амур.инфо. — Теперь „челноками“ стали китайские граждане, и вывоз товара по большей части идёт на правый берег Амура. Очевидцы наблюдали немалое количество китайских граждан, которые вывозили большие коробки — по 200 килограммов различных товаров. Официально — для личного потребления. Зачастую эти коробки были заполнены однотипным товаром».

Благовещенский предприниматель Владимир Михеев поведал журналистам о том, что для выезда китайских граждан с их огромными коробками на Благовещенской таможне был оборудован отдельный терминал. А для перевозки появились автобусы вообще без сидений — чтобы больше товаров «для личного спроса» вместилось. Выгоды китайских бизнесменов очевидны: за вывозимый товар они не платят положенные налоги и сборы, что снижает его себестоимость. На китайской стороне они попадают под льготное таможенное оформление без карантина.

Но главная проблема в другом — при такой транспортировке товары могут испортиться, а потом все равно попасть на прилавки местных магазинов.

«В Харбине есть производство, которое скупает просроченный шоколад. Его перетапливают в брикеты, а затем укладывают в поддельные упаковки „Алёнки“», — цитирует издание слова Михеева.

Налоговая суперслужба


В России с прошлого года началась работа над созданием единой системы администрирования и сбора налогов, таможенных платежей и страховых взносов. С этой же целью Федеральная таможенная служба России и Росалкогольрегулирование согласно свежему, январскому указу президента России Владимира Путина перешли под крыло Министерства финансов.

Достаточно сложно прогнозировать сейчас, как данное решение скажется на деятельности импортеров-экспортеров, но нужно понимать — грядут изменения.

«Передача ФТС в ведение Минфина позволит скоординировать усилия по совершенствованию законодательства, выровнять правила уплаты налогов и таможенных платежей, наладить систему контроля так, чтобы снизить количество проверок и контрольных мероприятий, — отметил министр финансов России Антон Силуанов. — Это приведет к снижению административной нагрузки на бизнес, ускорит предоставление государственных услуг, повысит согласованность действий государственных органов. Сегодня подавляющая часть случаев уклонения от уплаты налогов основана на разрывах между таможенным оформлением ввозимых в РФ товаров и сферой ответственности налоговых органов. Интеграция информационных ресурсов позволяет эти разрывы устранить».

Говоря о сроках создания новой системы, Силуанов заметил, что в настоящее время реализуется первый этап интеграции, который займет год. Полная интеграция информационных систем Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы произойдет в течение двух лет.

«Мне представляется, что интеграция наших информационных систем позволит проводить сквозной анализ, сквозную проверку от момента прибытия импортных товаров в Россию до их продажи в рознице, — рассказал о своих ожиданиях руководитель Федеральной таможенной службы России Андрей Бельянинов. — На сегодняшний день существует пробел на этапе от прохождения товаром таможенной очистки и до его поступления в оптовые и розничные сети. Это позволяет правонарушителям „ломать“ инвойсы, через фирмы-однодневки менять стоимость товаров, страну их происхождения. Сквозной контроль поможет избежать таких многочисленных правонарушений».

«Платон»: постоплата, 1,53 руб. или 3,06 руб.?


В течение года можно ожидать бесконечных разговоров об отмене или, по крайней мере, не повышении ставок на оплату проезда по федеральным трассам грузовиков с максимальной разрешенной массой свыше 12 тонн.

С 15 ноября 2015 года владельцы фур платят 1,53 руб. за километр пройденного пути. И с того же момента речь шла об увеличении с 1 марта 2016 года ставки до 3,06 руб. Однако ожидается, что Минэкономразвития предложит правительству отказаться от запланированного на 1 марта повышения — действующий тариф может быть продлен до октября 2016 года.

По данным СМИ, Минтранс разработал компромиссный вариант налогообложения большегрузов, позволяющий фактически уменьшить дорожный сбор по системе «Платон». Представители бизнеса эту схему видят следующим образом: владельцы фур при уплате транспортного налога смогут учесть суммы уплаченного дорожного сбора через систему налогового вычета.

Еще одно возможное нововведение: введение ориентировочно с 1 мая системы постоплаты дорожного сбора: отсрочка платежа составит 60 дней — 30 дней плюс еще 30 дней на согласование и сверку показателей по системе «Платон». Вот только если перевозчик нарушит условия постоплаты, то его оштрафуют и допустят к системе постоплаты только через полгода.

Санкции: много слов, ноль дела


Ну и напоследок самая долгоиграющая и благодатная для обсуждений тема — санкции и контрсанкции.

В отечественных СМИ постоянно нагнетается обстановка, что вот-вот, и европейцы с американцами снимут санкции в отношении ряда российских физлиц и компаний. Но приходит время, и стороны спокойно продлевают ограничительные меры.

Чуть больше месяца назад, 21 декабря, Совет ЕС продлил экономические санкции против России до 31 июля 2016 года. И снова политики заговорили о том, что пора бы прекращать это губительное для бизнеса дела. То французские журналисты со ссылкой на министра экономики, индустрии и цифровых технологий республики Эммануэля Макрона провозгласят о надеждах Франции, связанных с тем, что санкции западных стран могут быть сняты с России этим летом. То госсекретарь США Джон Керри, выступая на Всемирном экономическом форме в Давосе, заявит о том, что видит перспективу полной реализации минских соглашений в грядущие месяцы и последующего снятия связанных с украинским кризисом санкций.

«Полагаю, что Европа раньше отменит свои санкции, чем США. Однако отменят ли они их уже этим летом — большой вопрос, хотя бы исходя из того, что Европа находится под давлением Вашингтона, — считает заместитель председателя комитета Госдумы по международным делам Леонид Калашников. — В США сегодня нет реального настроя на отмену антироссийских санкций. Европа, наоборот, такой настрой имеет, потому что между нашими странами существует большой товарооборот и большая зависимость между экономиками. И никак не потому, что они ожидают выполнения от России и Украины „Минска-2“, или любят или не любят Россию. Они просто мыслят прагматически».

Если же санкции внезапно будут сняты, причем, всеми сторонами конфликта одновременно, участникам внешнеэкономической деятельности вновь придется изрядно поломать голову — продукцию какой страны им выгоднее всего поставлять в Россию. Впрочем, это достаточно утопический вариант. Довольно сложно предположить, что украинские власти выполнят условия Минских соглашений, их европейские коллеги услышат чаяния своего бизнеса, а российские фактически поставят крест на импортозамещении.

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Таможенная карта - ваш надежный инструмент для расчетов с таможней

Все виды таможенных платежей 24 часа в сутки 7 дней в неделю.

Оформляйте электронно

Юридически-значимая электроннная подпись в удостоверяющем центре компании "Таможенная карта"

Новости ВЭД на вашем сайте

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически