На ваш вопрос
ответят профессионалы
рынка ВЭД
Используйте вашу учетную запись на Facebook.com для входа на сайт. или зарегистрируйтесь с e-mail
Присоединяясь или входя
через социальную сеть, вы принимаете
Пользовательское Соглашение
Сегодня 16.01.2017 Курсы валют ЦБ РФ
Новости
Компании
Бизнесу
Гражданам РФ
Общение
Сервисы

ФТС России: Таможенный кодекс ЕАЭС как способ легализовать действующие новые технологии

22.12.2016 12:05 0 Архив |
ФТС России: Таможенный кодекс ЕАЭС как способ легализовать действующие новые технологии

Фото: Алексей Никольский, ТАСС

Заседание Высшего Евразийского экономического совета, на котором главы государств — членов ЕАЭС должны подписать Договор о ТК, состоится 26 декабря в Санкт-Петербурге

CustomsForum.ru о том, к каким нововведениям, которые могут вступить в силу с 1 июля 2017 года, российские таможенники пока морально не готовы.

Главы государств — членов Евразийского экономического союза планируют подписать новый Таможенный кодекс ЕАЭС 26 декабря 2016 года на очередном заседании Высшего Евразийского экономического совета.

По оптимистичным прогнозам вступить в силу главный таможенный документ Союза должен с 1 июля 2017 года. И для того, чтобы таможенные органы и участники внешнеэкономической деятельности смогли более-менее комфортно работать, необходимо в кратчайшие сроки разработать и принять новую редакцию федерального закона о таможенном регулировании.

«Закон о таможенном регулировании должен вступить в силу одновременно с Таможенным кодексом ЕАЭС. Если это произойдет с первого июля, то разработку, оценку регулирующего воздействия и иные процедуры нужно осуществить за ближайшие полгода. Сроки очень сжатые, поэтому работать необходимо было начинать еще вчера, — призналась участникам III Евразийского экономического заместитель руководителя Федеральной таможенной службы Татьяна Голендеева. — В ближайшее время предстоит осмыслить отсылочные нормы на национальное законодательство, сформулировать свою позицию — для того, чтобы найти компромиссное решение для бизнеса, заинтересованных федеральных органов исполнительной власти».

По словам Голендеевой, есть нормы, к вступлению в силу которых российские таможенники подготовились заранее. Например, автоматический выпуск товаров, автоматическая регистрация декларации на товары. Причем новые технологии уже используются на практике.

«Таможенный кодекс позволяет нам, с юридической точки зрения, легализовать автоматический выпуск товаров — чтобы в налоговой службе или судах нормально воспринимали декларацию без штампа „выпуск разрешен“ и без подписи инспектора. Но это не самый тяжелый пункт повестки дня», — отметила выступающая.

Как контролировать таможенную стоимость без инвойса


Проблема может возникнуть из-за стереотипов, сложившихся у сотрудников ФТС, несущих службу на таможенных постах.

«В новом Таможенном кодексе есть серьезные нормы, отличающиеся от нынешних подходов большей либеральностью. Среди них отказ от документов, подтверждающих сведения, заявленные в декларации. Если, конечно, партия товара не подпадает под СУР (систему управления рисками — прим. редакции). „Рамочный“ контракт не особо нам и нужен — мало информации мы из него получаем. Спрашиваю: „Вы готовы отказаться от инвойса“? В ответ молчание», — рассказала замруководителя Федеральной таможенной службы.

Пока у выпускающих инспекторов достаточно тяжело откладывается в голове — как контролировать таможенную стоимость без инвойса. Поэтому необходимо прописать некий порядок, методические рекомендации и инструкции, посвященные тому, как нужно контролировать таможенную стоимость при отказе от документов, подтверждающих заявленную стоимость.

Еще одна революционная для таможенников тема — согласно ТК ЕАЭС не будет предоставляться декларация таможенной стоимости. То же, как подчеркнула Голендеева, чувствительный момент, который надо «переварить», после чего научить таможенного инспектора работать без инвойса и декларации таможенной стоимости.

О предварительных решениях, отсрочках и выпуске до подачи


Третий институт, который достаточно бурно обсуждался в ходе разработки проекта Таможенного кодекса, — принятие предварительных классификационных решений.

Спикер заметила, что это далеко не самая сложная проблема. Загвоздка в том, как юридически описать то, что происходит, когда предварительное решение необходимо отменить, по каким причинам, с какого момента, что такое «аннулирование», «приостановление» или «отмена». Причем у российских таможенников пока что нет опыта работы по данному направлению.

Очень тонкий момент — как наказать недобросовестного участника ВЭД, который ввел в заблуждение таможню и никоим образом не наказать законопослушного бизнесмена, которого ввела в заблуждение таможня. Ведь таможенники, по признанию выступающей, тоже допускают ошибки.

«Выдать предварительное решение по льготе не представляет никаких проблем. Она регламентируется определенными жестко зафиксированными нормами и законами. А вот принятие предрешения по таможенной стоимости и как его регламентировать — очень непростая задача. Думаю, что нам даже придется поучиться у наших коллег из стран, где данный институт уже действует.

Как я понимаю, предрешение — это когда речь идет о выдаче такого решения до ввоза товара. То есть, минимум документов, минимум характеристик. Но если оно будет иметь юридическую значимость, значит, таможенники должны будут выпускать товары по той таможенной стоимости, которая зафиксирована. Пока не укладывается в голове, как этот институт грамотно выстроить».

Заместитель руководителя Федеральной таможенной службы Татьяна Голендеева

Следующий спорный момент, вокруг которого немало было дебатов, — отсрочки, рассрочки и уплата таможенных платежей после выпуска товаров.

К одномесячным отсрочкам интерес пропал


На первых порах бизнес был заинтересован в механизме отсрочек и высказывал желание не вводить никаких ограничений и условий. Но впоследствии, естественно, энтузиазм пропал. И связано это было с тем, что отсрочка — не такое и выгодное дело. Предоставляется на один месяц под банковский процент плюс обеспечительные меры в виде банковской гарантии — очень дорогое «удовольствие». У участников ВЭД появился резонный вопрос — не проще ли сразу заплатить, чтобы не возникало никакой головной боли?

Выпуск до подачи — самое либеральное упрощение


«К теме отсрочек интерес пропал, но появилась новая тема, которая нас тоже достаточно серьезно беспокоит. Не собираемся чинить какие-то препятствия, но, тем не менее, процедуру выпуска до подачи стоит жестко зарегламентировать. На сегодняшний день, на мой взгляд, это самое либеральное упрощение, которое только может быть. Но оно должно быть четко регламентировано — чтобы не было никаких проблем, двойного толкования и судебных разбирательств», — считает Голендеева.

В настоящее время данный механизм работает — упрощение предоставляется уполномоченным экономическим операторам. Но пока российские таможенники, со слов заместителя руководителя Федеральной таможенной службы, не научились грамотно администрировать выпуск до подачи. Нет и четкого представления о том, как процедура должна быть четко организована, чтобы «волки были сыты, а овцы — целы».

Дополнительная проверка проводится в ходе таможенного контроля до выпуска товара.

«Мы столкнулись с отдельными моментами, но они уже неединичные. Выпуск товара до подачи декларации состоялся, подается декларация. Пытаемся организовать дополнительную проверку, запросить дополнительные документы. Однако ряд уполномоченных экономических операторов, которые позиционируют себя „белыми и пушистыми“, говорят: вы не имеете никакого права проводить допроверку, поскольку выпуск уже состоялся. Трактовка законодательства привносит некую сумбурность в четкость наших правоотношений», — продолжила она.

Политика законодателей и бизнес-сообществ направлена на смещение таможенного контроля товаров на этап пост-контроля. В итоге получается: таможенники товар выпустили, заявительно его задекларировали, а потом не могут проконтролировать. И этот нюанс планируется устранить во время подготовки новой редакции закона о таможенном регулировании.

О новой товарной номенклатуре ВЭД


Новая редакция ТН ВЭД Евразийского экономического союза вступит в силу с 1 января 2017 года. В ней, к примеру, на уровне 10 знаков появляется более тысячи новых позиций. И действующее законодательство также необходимо привести в соответствие с данным документом.

В качестве послесловия

Заместитель руководителя Федеральной таможенной службы Татьяна Голендеева:


— На сегодняшний день не Федеральная таможенная служба, а Министерство финансов занимается нормотворчеством в области таможенного дела. Конечно, без нас это никоим образом происходить не будет. Поскольку администрировать нам, то мы руку на пульсе держим.

Как я уже говорила, работу начали вчера. Есть определенные соображения относительно вышеперечисленных чувствительных моментов. Думаю, Минфин должен организовать встречи, чтения и обсуждения тех параметров закона о таможенном регулировании, который нам необходимо будет разработать и принять в самое ближайшее время.

Нам никто не позволит не реализовывать определенные нормы Евразийского кодекса только из-за того, что на национальном уровне не регламентирована та или иная норма. Так что расслабиться нам в ближайшее время не удастся. В федеральный закон предстоит внести изменения, которые будут соответствовать ТК ЕАЭС. Новелл много, революционных решений много, поэтому очень хочется прийти к консенсусу с бизнесом, а не разругаться с ним.

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Таможенная карта - ваш надежный инструмент для расчетов с таможней

Все виды таможенных платежей 24 часа в сутки 7 дней в неделю.

Оформляйте электронно

Юридически-значимая электроннная подпись в удостоверяющем центре компании "Таможенная карта"

Новости ВЭД на вашем сайте

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически