Параллельный импорт – контрафакт или легальный товар?

2015-04-01 Параллельный импорт – контрафакт или легальный товар?
Параллельный импорт – контрафакт или легальный товар?
Фото: PA Photos
По мнению юристов, решение о запрете параллельного импорта в России было пролоббировано таможенными органами, которые получили неограниченные возможности для конфискации легального товара
Власти подумывают разрешить параллельным импортерам ввозить в Россию отдельные виды брендированных товаров – от иностранных лекарств и медицинских изделий до автозапчастей.
Для начала небольшой ликбез. Классическим параллельным импортом считается ввоз в страну подлинного товара (именно подлинного, а не поддельного) не только владельцем прав интеллектуальной собственности на данную продукцию, но и любым перекупщиком. Проще говоря, наши импортеры по дешевке покупали за рубежом, скажем, кроссовки всемирно известных брендов и продавали их в России.

Как таможенники и владельцы брендов наживались за счет россиян


В России такую продукцию, впрочем, тоже считали и по-прежнему считают контрафактной. И, более того, - таможенники на вполне законных основаниях конфисковывали отнюдь не поддельный товар у всех импортеров, не получивших разрешения от правообладателя марки.

Сами производители фактически монополизировали рынок и продавали свою продукцию в России через представительства/филиалы или аккредитованных посредников. Их права на такие торговые ограничения были закреплены в статье 1487 Гражданского кодекса РФ «Исчерпание исключительного права на товарный знак», которая гласит:

«Не является нарушением исключительного права на товарный знак использование этого товарного знака другими лицами в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации непосредственно правообладателем или с его согласия».

Вот эти четыре слова «на территории Российской Федерации» (кстати, по словам экспертов, отсутствовавшие в первоначальной редакции статьи) фактически и наделили владельцев брендов правом запрещать неугодным им импортерам ввоз в Россию своих товаров.

При этом, многие специалисты по ВЭДу до сих пор схожи во мнении – такой территориальный принцип исчерпания прав производителей брендовых товаров необходим для европейских стран, но никак не для России. На Западе это ограничение нужно для того, чтобы после экспорта брендовой продукции по демпинговым ценам на развивающиеся рынки третьих стран она не ввозилась обратно.

Пресловутая территориальная поправка была внесена Верховным судом РФ. Юристы и по сей день убеждены – это спорное решение было пролоббировано таможенными органами, которые получили неограниченные возможности для конфискации легального товара. А что с ним дальше было, вы и сами прекрасно понимаете – продукцию по отработанной схеме реализовывали.

Иностранные производители, защищенные от конкуренции законодательством, получили благодаря искусственной монополии возможность продавать свой товар в России по более высоким по сравнению с европейскими ценам. Между тем, согласно исследованиям стоимость товаров у параллельных импортеров, не зависящих от правообладателей, может быть до 80 процентов ниже нынешней «официальной».

Также принцип исчерпания исключительного права на товарный знак действует в настоящее время и на основании Договора о ЕАЭС от 29 мая 2014 года, в соответствии с которым параллельный импорт невозможен без согласования с правообладателями.

В ЕАЭС собираются отменить запрет на параллельный импорт с 2016 года


Сейчас все активнее ведутся разговоры о том, чтобы разрешить в Евроазиатском союзе параллельный импорт. По словам министра по экономике и финансовой политике ЕЭК Тимура Сулейменова, это может произойти уже в 2016 году.

«По мнению Федеральной антимонопольной службы государственное регулирование рынка товаров максимально должно быть заменено свободной конкуренцией как наиболее действенным инструментом формирования справедливых рыночных отношений, - рассказали CustomsForum.ru в пресс-службе Евразийской экономической комиссии. - По аналогии с рядом развитых стран (Япония, США) ФАС предлагает ввести международный принцип исчерпания права в качестве базового на территории ЕАЭС, с возможностью изъятий для защиты инвесторов».

Параллельные импортеры смогут легально ввозить отдельные виды товаров – от импортных лекарств и медицинских изделий до автозапчастей.

«Российская сторона в данном случае сегодня больше обеспокоена злоупотреблениями правообладателей своим монопольным положением на рынке лекарств и медицинских изделий. Казахстан заботят автозапчасти. Представители Белоруссии пока против отмены запрета на параллельный импорт, - цитирует «РГ» слова Тимура Сулейменова. - Речь в итоге не идет о полной отмене запрета на параллельный импорт, а об отдельных категориях особо «чувствительных» для Евразийского союза товаров. Это может быть парфюмерия и косметика, автомобили, продукты питания, бытовой техники, то есть любых потребительских товаров массового спроса».

С целью контроля за качеством ввозимой неофициальными торговцами-импортерами продукции чиновники предлагают создать специализированные таможенные посты, обязать поставщиков страховать свою ответственность и ввести обязательное гарантийное обслуживание. Правда, со всеми этими издержками товары до конечного потребителя могут добраться по цене, ненамного отличающейся от нынешней.

Возможное снятие запрета на параллельный импорт уже будоражит умы владельцев брендов. Они в голове подсчитывают убытки от потери энного процента выручки, а потому начинают стращать население тем, что на рынке появится много некачественного, пусть и дешевого товара.

Солидарны с ними и представители автопрома, по мнению которых введение параллельного импорта приведет к потере качества техобслуживания и ремонта техники, находящейся в эксплуатации. И давят на больную точку российских властей - параллельный импорт помешает развитию наполеоновских планов по импортозамещения всего и вся в России.
Автор: Андрей Гераськин
Источник: CustomsForum.ru

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически

Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.

Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования