Таможня-2015: если вы собрались стать уполномоченным экономическим оператором

2015-06-23 Таможня-2015: если вы собрались стать уполномоченным экономическим оператором
Фото: ИТАР-ТАСС/Интерпресс/Елена Пальм
Благодаря специальным упрощениям уполномоченному экономическому оператору гораздо быстрее и с меньшими затратами удается справиться с таможенными формальностями
Все об особенностях статуса УЭО и о проблемах, с которыми в настоящее время сталкиваются участники внешнеэкономической деятельности.
CustomsForum.ru завершает цикл материалов, посвященных ежегодной бизнес-конференции «Таможня 2015: эффективное взаимодействие с бизнесом». Сегодня мы поговорим о проблемах, поднятых в рамках круглого стола «Уполномоченный экономический оператор – новые возможности для бизнеса».

В Евросоюзе более 17000 уполномоченных экономических операторов, в ЕАЭС – всего 600


«Сейчас в Евразийском экономическом союзе насчитывается всего около 600 операторов. Наибольший показатель в Республике Беларусь – более 330 УЭО. В России – порядка 150, в Казахстане – около 90, - рассказал начальник отдела анализа рисков и постконтроля Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии Вадим Козаев. - Для сравнения: в США их количество превышает 10,8 тысяч, в Евросоюзе уполномоченных экономических операторов более 17 тысяч. Из них в Германии свыше 5 тысяч, в Нидерландах – около 1500».

Накопившиеся проблемы и вопросы подтолкнули сотрудников Евразийской экономической комиссии искать новые направления развития системы УЭО, создавать базу для возможного в будущем взаимного признания операторов из ЕС, Китая и других стран. Так в проекте Таможенного кодекса ЕАЭС появилась глава 60 «Уполномоченный экономический оператор», состоящая из 15 статей (вместо 4 в Таможенном кодексе Таможенного союза). Предусмотрена разработка 8 решений Евразийской экономической комиссии, из которых 7 будут принципиально новыми.

Планируется расширить и круг лиц, допущенных к системе УЭО. Сейчас претендовать на получение специальных упрощений могут лишь декларанты. В проекте ТК ЕАЭС говорится не только о декларантах, но и об экспортерах, импортерах, перевозчиках, таможенных представителях, экспедиторах, владельцах СВХ, которых наделят правом получить статус уполномоченного экономического оператора.

Учвэдам на выбор три типа свидетельства УЭО


«Вместо одного типа свидетельства УЭО будут три. Каждое из них предполагает различный объем упрощений и разные условия получения. I тип – 7 упрощений, II – 6, III – 13. Первый тип является наиболее простым, предполагает меньше упрощений, но и условия его получения сравнительно либеральные, - продолжил Козаев. – Второй тип дает возможность получить упрощения в части проведения таможенного контроля. Наиболее статусный и престижный третий тип аккумулирует в себе упрощения, предоставляемые первому и второму типу свидетельств. В зависимости от сферы деятельности потенциального оператора он может выбрать наиболее оптимальный набор упрощений и оптимизировать, таким образом, затраты на получение статуса оператора».

Изучив международные стандарты и лучшую передовую практику, разработчики ТК ЕАЭС прописали в документе 13 специальных упрощений для УЭО (вместо действующих четырех). Среди них:

  • первоочередной порядок совершения таможенных операций
  • не предоставление обеспечения при таможенных процедурах таможенного транзита, таможенного склада либо при дополнительной проверке
  • выпуск товаров до подачи декларации на товары (заявление можно будет подавать до 15 числа следующего месяца в электронной форме без документов-приложений)
  • приоритетное участие в пилотных проектах и экспериментах
  • удаленный выпуск товаров
  • временное хранение товаров на складах УЭО
  • совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля на складах УЭО
  • применение УЭО средств идентификации
  • доставка товаров на склад УЭО
  • минимизация таможенного контроля

Требования к кандидатам


Всего максимально может быть 10 условий для присвоения учвэду статуса УЭО:

  • Осуществление внешнеэкономической деятельности либо деятельности в сфере таможенного дела не менее 3 лет (I-III)
  • Обеспечение исполнения обязанностей УЭО (I)
  • Отсутствие во всех государствах-членах неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней, процентов (I-III)
  • Отсутствие в государстве-члене задолженности (недоимки) в соответствии с налоговым законодательством (I-III)
  • Отсутствие фактов привлечения во всех государствах-членах к административной ответственности в течение 1 (одного) года до регистрации таможенным органом за определенные правонарушения (I-III)
  • Отсутствие фактов привлечения физических лиц государств-членов, являющихся акционерами, имеющими 10 процентов и более акций, учредителями (участниками), руководителем, главным бухгалтером, к уголовной ответственности за определенные правонарушения (I-III)
  • Наличие системы учета товаров, обеспечивающей доступ (в том числе удаленный) таможенных органов к таким сведениям (I-III)
  • Финансовая устойчивость (II-III)
  • Нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде сооружений, помещений (части помещения) и (или) открытых площадок (II-III)
  • Соблюдение требований к сооружениям, помещениям и (или) открытым площадкам, средствам идентификации, транспортным средствам и работникам (II-III)
  • Наличие не менее 2 лет в реестре УЭО с выдачей свидетельств первого и (или) второго типов (III)

Для получения свидетельства I типа участнику ВЭД необходимо будет предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов, сумма которого с годами снижается: от 1 миллиона евро (в эквиваленте) в первые два года работы до 150 тысяч евро с седьмого года деятельности.

Уполномоченному экономическому оператору, имеющему свидетельство II или III типа, не требуется предоставлять обеспечение. Такой УЭО должен априори обладать финансовой устойчивостью, показателями которой являются чистые активы, уставной капитал, остаточная стоимость основных средств, коэффициенты автономии, общей (текущей) ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости, обеспеченности текущей деятельности собственными средствами, маневренности и рентабельности собственного капитала.

Участнику ВЭД необходимо выполнить и требования, предъявляемые к сооружениям, помещениям и открытым площадкам, средствам идентификации, транспортным средствам, работникам юрлица, надежности внешнеэкономической деятельности и безопасности цепи поставок.

По словам начальника отдела анализа рисков и постконтроля Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии, уполномоченные экономические операторы со свидетельствами II и III типов будут относиться к низкому уровню риска. Если возникнет необходимость провести таможенный осмотр или досмотр, эта процедура пройдет в первоочередном порядке, причем, на складах УЭО.

«Статус оператора будет признаваться на всей территории Евразийского экономического союза, а в будущем, возможно, и в странах Латинской Америки, Китае, Евросоюзе», - подчеркнул он.

Нелегкие будни российского УЭО


«Взаимное признание статуса даже в рамках ЕАЭС будет иметь достаточно значительную ценность для российских операторов, - солидарен член рабочей группы по развитию института уполномоченного экономического оператора в государствах-членах ЕАЭС при Консультативном комитете по таможенному регулированию ЕЭК Дмитрий Майоров. – Таможенные органы предоставят оператору уникальные возможности, которые позволяют ему совершать операции чуть быстрее и дешевле, чем другие участники ВЭД.

Именно так, согласно исследованиям, и произошло после взаимного признания статуса УЭО между Китаем и Кореей. Еще один момент – компании, решившие получить этот статус, по итогам нескольких месяцев работы в качестве оператора говорят о том, что ожидали гораздо большего эффекта.

«Если декларантом выступает уполномоченный экономический оператор, то он может оформлять товары без предоставления обеспечения. Норма замечательная, можно посчитать экономию, но применить ее не так уж просто. Она говорит нам о том, что именно УЭО должен выступать декларантом таможенного транзита, - приводит примеры из российской практики докладчик. – А это значит, что в соответствующей графе транзитной декларации «принципал или его уполномоченный представитель» помимо реквизитов оператора должна стоять и его живая подпись. Прилагаемые документы должны заверяться печатью. Если рассматривать транзит из морских портов во внутренние таможни, документы оформляются без особых проблем».

Но вот в МАППах, даже не в проблематичных белорусских, стандартные технологии, к которым привыкли все импортеры и перевозчики (когда «транзитку» заверяет водитель), не применимы. Получается, что нужно или представителя уполномоченного оператора держать на границе, причем, пограничный переход заранее неизвестен, или подключать таможенного представителя. По словам Майорова, такие эксперименты проводились, но их результаты говорят о неудобности и дороговизне. Выход очевиден – электронное декларирование таможенного транзита.

В настоящее время в некоторых таможнях реализуются пилотные проекты по электронному декларированию таможенного транзита, но эксперимент проходит мучительно. Срок окончания эксперимента – 30 августа. Затем отработанная технология пойдет в массы - в конце 2015 года должен вступить в силу приказ ФТС России о декларировании таможенного транзита в электронной форме.

Эксперты прогнозируют появление новых проблем


Следующая проблема – выпуск товаров до подачи декларации. Согласно действующему законодательству компаниям предоставляется отсрочка по уплате таможенных платежей.

«Очень многие компании, попытавшиеся сделать выпуск до подачи, не заметили оговорку в статье 197 Таможенного кодекса, гласящую – обязательство по подаче итоговой декларации (не позднее 10 числа месяца, следующего за месяцем импорта) должно предоставляться в таможенные органы в письменной форме. Таможня же обратила внимание на эту фразу. Например, на Балтийской таможне такое обязательство, действительно, предоставляется на бумаге, - пояснил выступающий. – Но в таможенных органах все-таки трудятся живые люди, которые понимают, что компаниям, находящимся не рядом с портом, а где-то в области, это требование доставляет определенные проблемы. Поэтому пока на практике сначала задействуется факс для старта процедуры оформления, а бумага отправляется вдогонку курьером в тот же день или на следующий».

По его мнению, позиция ФТС насчет этой оговорки дурацкая. В законе об электронной подписи недвусмысленно говорится – электронный документ, заверенный усиленной электронно-цифровой подписью, по статусу приравнивается к документу, заполненному в письменном виде, заверенному живой подписью и стандартной печатью. Использовав этот аргумент, удалось заключить соглашение с Санкт-Петербургской таможней, в котором выпуск до подачи регулируется в своеобразном электронном виде – через отправку заверенного документа по электронной почте.

Очередной неоднозначный вопрос также связан с выпуском товара до подачи декларации. Например, в течение месяца фирма подала 25 заявлений-обязательств на ввоз товаров по одному контракту. Сколько итоговых деклараций должен предоставить таможне участник ВЭД в следующем месяце – одну или двадцать пять? Таможенные органы настаивают: одно заявление – одна итоговая декларация.

«Институт уполномоченного экономического оператора в России развивается три года – первые заявления о включении в соответствующий реестр поступили в ФТС в начале 2012 года. Первые операторы появились летом того же года. Но этих трех лет не хватило, чтобы всем сторонам разобраться, как должен работать этот институт, - считает Дмитрий Майоров. – Дальше будет сложнее, поскольку появится новый Таможенный кодекс, который многое поменяет. Часть ныне существующих вопросов отпадет, но возникнут новые. Если компания размышляет о получении статуса УЭО, при этом не обладает информацией о таких проблемных моментах или знает о них, но не принимает к сведению, она рискует очень сильно ошибиться в экономических расчетах».

Операторов объединит деловой клуб


В завершение бизнес-конференции прозвучал призыв к действующим и будущим уполномоченных экономическим операторам объединяться для защиты своих интересов под эгидой Делового клуба уполномоченных экономических операторов России.

«Мы выступаем в качестве Ассоциации, как действующих уполномоченных экономических операторов, так и кандидатов в УЭО - негосударственной организации, представляющей из себя электронную информацию площадку. На ней участники смогут обменяться опытом, получить правовую и информационную поддержку. Вместе сможем внести существенный вклад в развитие института УЭО, - призвал советник Делового клуба уполномоченных экономических операторов России Алексей Зезюлин. – Все те идеи, которые будут озвучены в рамках нашего информационного поля, рано или поздно доведем до сведения Евразийской экономической комиссии».
Автор: Андрей Гераськин
Источник: CustomsForum.ru

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически

Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.

Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования