На ваш вопрос
ответят профессионалы
рынка ВЭД
Используйте вашу учетную запись на Facebook.com для входа на сайт. или зарегистрируйтесь с e-mail
Присоединяясь или входя
через социальную сеть, вы принимаете
Пользовательское Соглашение
Сегодня 05.12.2016 Курсы валют ЦБ РФ
Новости
Компании
Бизнесу
Гражданам РФ
Общение
Сервисы

Топ событий – 2015: «сбор Ротенберга», зеркальные санкции и бульдозером по сыру

12.01.2016 13:54 0 Архив |
Топ событий – 2015: «сбор Ротенберга», зеркальные санкции и бульдозером по сыру
Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

Новогодние фейерверки отгремели — впереди наполненные неожиданностями различного рода будни

Сustomsforum.ru вспоминает все знаковые для участников внешнеэкономической деятельности события минувшего года.

Пока учвэды прикидывают, как им жить в новых условиях, когда стоимость нефти упала до 32–33 доллара за баррель, а курс американской валюты по отношению к рублю, наоборот, вырос до когда-то немыслимых величин — 75,95 «деревянных» за один «бакс» (установленный Центробанком РФ курс на 12 января 2016 года), мы пробежимся по основным событиям 2015 года, довольно серьезно повлиявшим на бизнес всех отечественных предпринимателей. Но для начала обратимся к официальной статистике.

Итоги года в цифрах


Сумма доходов, администрируемых таможенными органами и учтенных по доходным статьям федерального бюджета от внешнеэкономической деятельности, составила 4,91 триллиона рублей. Эта цифра превышает запланированную на 2015 год сумму (4,88 трлн рублей), более, чем на 30,3 млрд рублей.

Сумма доходов, администрируемых таможенными органами составила:

  • от экспортных операций — 2,76 трлн рублей;
  • от импортных операций — 2,17 трлн рублей;
  •  иные платежи — 30,2 млрд рублей.

По данным Федеральной таможенной службы на 30 декабря 2015 года

Статс-секретарь — заместитель руководителя ФТС России Татьяна Голендеева:


«Поступление таможенных платежей в 2015 году прогнозировалось в размере 4,88 триллиона рублей. Этот прогноз также учитывал перераспределение фискальной нагрузки между таможенными и налоговыми органами (налоговый маневр). В 2015 году акцент в налогообложении экспорта нефти и нефтепродуктов был смещен с внешних налогов (экспортные пошлины) на внутренние налоги. Упор сделан на налог на добычу полезных ископаемых, который администрируют налоговые органы. Таможенные органы в 2015 году в другом формате взимали экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты, а также цены на них были другими.

Что касается импортных платежей, то они примерно соответствуют уровню предыдущего года. Хотя в силу экономических условий в 2015 году наблюдалось падение объема импорта по отдельным группам товаров до 35%, свою роль сыграло изменение курса иностранных валют по отношению к рублю. В итоге импортные платежи составили 95,7% прошлогоднего уровня».

Погрузка на сети ОАО «РЖД» в 2015 году составила 1,21 трлн тонн, что на 1% меньше прошлогодних показателей.

Железными дорогами погружено:

*каменного угля — 323,3 млн тонн (+2,5%);
*кокса — 11,1 млн тонн (-6%);
*нефти и нефтепродуктов — 251,2 млн тонн (-2,1%);
*руды железной и марганцевой — 109 млн тонн (+0,4%);
*черных металлов — 71,4 млн тонн (-0,6%);
*лома черных металлов — 15 млн тонн (-10,1%);
*химических и минеральных удобрений — 51,4 млн тонн (+4,4%);
*цемента — 28,6 млн тонн (-11,1%);
*лесных грузов — 39,5 млн тонн (+2%);
*зерна — 18,7 млн тонн (+2,7%);
*строительных грузов — 130,7 млн тонн (-7,4%);
*руды цветной и серного сырья — 20,4 млн тонн (+6,1%);
*химикатов и соды — 25 млн тонн (-1,3%);
*промышленного сырья и формовочных материалов — 34,9 млн тонн (-1,8%).

Грузооборот в 2015 году составил 2,3 трлн тарифных тонно-км (+0,2%), с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии — 2,95 трлн тонно-км (без изменения).

По данным пресс-службы ОАО «РЖД»

Санкционные шахматы: политики обмениваются уколами, ритейлеры поднимают цены


Главной внешнеполитической темой, которая напрямую сказывается на внешнеэкономической деятельности как российских, так и иностранных бизнесменов, с 2014 года являются санкционные войны. Минувший год также прошел под знаком экономически-политического противостояния, в которое были втянуты по тем или иным мотивам новые участники.

По-прежнему, основными действующими лицами являются все те же США, Евросоюз во главе с Германией и Россия. Камень преткновения — ситуация на востоке Украины. Представители сторон («нормандской четверка» — президенты Франции Франсуа Олланд, РФ Владимир Путин, Украины Петр Порошенко, а также канцлер ФРГ Ангела Меркель) в феврале около 16 часов работали над так называемыми Минскими соглашениями.

Если говорить вкратце, то была достигнута договоренность о прекращении огня в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины с 00 часов 00 минут 15 февраля 2015 года по киевскому времени. От выполнения данного решения и зависело (впрочем, и до сих пор зависит), когда перестанут действовать и продляться каждые полгода антироссийские санкции.

Не сложилось, а потому 22 июня Совет ЕС еще раз продлил ограничительные меры в отношении ряда российских юридических и физических лиц. Спустя пару дней сделали свой ход власти РФ — эмбарго в отношении продуктов из стран антироссийской коалиции (США, некоторые страны Евросоюза плюс новые участники санкционных войн — Албания, Черногория, Исландия, Норвегия, Лихтенштейн, Украина и Грузия) продлено на год.

21 декабря еврочиновники пролонгировали санкции до 31 июля 2016 года.

«Поскольку Минские соглашения не будут полностью реализованы к 31 декабря 2015 года, санкции были продлены. Ограничительные меры касаются взаимного обмена в финансовых, энергетических и оборонных отраслях и в области товаров двойного назначения».

Пресс-служба Совета ЕС

Более того, по данным портала BANKDIRECT.PRO, 22 декабря США заявили о расширении ограничительных мер в отношении России — в «черный список» добавлены компании и банки, активно работающие в Крыму, а также связанные с действующими фигурантами списка — Генбанк, Крайинвестбанк, Инресбанк, Мособлбанк, «Технопромэкспорт», «Волгограднефтемаш» и другие. В список секторальных санкций добавлены «дочки» Сбербанка, ВТБ, в том числе ВТБ 24, «Ростеха» и «Яндекс. Деньги».

«Чтобы поддерживать эффект наших мер, нам нужно периодично обновлять наши списки в целях защиты целостности наших санкций. Мы не рассматриваем сегодняшние действия как эскалацию. Это рутинный шаг, чтобы усилить реализацию существующих мер».

Пресс-секретарь посольства США в России Уильям Стивенс

Сотрудники Аналитического центра при правительстве России, тем временем, подготовили исследование о том, как ограничения сказываются на конкуренции и ведут не только к росту цен, но и к снижению качества продукции. С декабря 2013 по май 2015 года продовольственная инфляция в России достигла 28,7%. Основной рост пришелся на ноябрь 2014 — февраль 2015 года. К маю 2015 года потребительские цены на говядину выросли на 23%, свинину — на 22%, сыр — на 20%, на морковь — на 39%. При этом цены на товары, не попавшие под запрет, росли практически прежними темпами: на сахар — на 52,2%, макароны — на 21,6%.

Прощай, украинское сало


Продолжилась конфронтация между российскими и украинскими властями, которая вылилась во взаимные запреты полетов и продовольственное эмбарго. 16 сентября президент Украины Петр Порошенко ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны Украины о расширении санкций в отношении России. Ограничения (от запрета на въезд в страну до ареста имущества) были установлены сроком на один год и коснулись 388 физических и 105 юридических лиц.

В санкционный список попали «Аэрофлот» с тремя дочками «Донавиа», «Оренбургские авиалинии» и «Россия», «Трансаэро», «АК Барс Аэро» (лишена свидетельства эксплуатанта в январе 2015 года), воронежская авиакомпания «Полет» (прекратила полеты в декабре 2014 года), перевозящий первых лиц страны летный отряд «Россия», занимающиеся бизнес-перевозками «Космос», «Русджет», «Руслайн» и «Сириус-Аэро», а также грузоперевозчики «Волга-Днепр», «Атран» и многие другие. Всем им частично или полностью запрещены транзит грузов, полеты и перевозки по территории Украины. Затронули ограничения и 28 российских банков, среди которых Газпромбанк, Банк Москвы и Россельхозбанк.

Если говорить о персоналиях, то это, например, депутат Госдумы Иосиф Кобзон, глава Чечни Рамзан Кадыров, глава Минсельхоза Александр Ткачев, уполномоченный при президенте России по правам ребенка Павел Астахов, глава Конституционного суда России Валерий Зорькин, министр обороны Сергей Шойгу и его подчиненные, пресс-секретарь секретариата Организации Договора о коллективной безопасности Владимир Зайнетдинов, ряд журналистов.

20 сентября радикалы из «Правого сектора», «Самообороны Майдана» и «Автомайдана» перекрыли поставки продуктов в Крым, решив таким образом оказать давление на Россию. Как озвучил спикер крымского парламента Владимир Константинов, незваные таможенники установили прайс — они готовы были пропустить на территорию полуострова дальнобойщиков за тысячу долларов за одну фуру.

Дальше — больше. Государственная авиационная служба Украины уведомила российские авиакомпании о запрете полетов в страну с 25 октября в соответствии с решением Совета национальной безопасности и обороны страны и указом главы государства. Минтранс РФ ответил тем же — «авиакомпаниям Украины, совершающим или планирующим совершать перелеты в пункты назначения на территории Российской Федерации, были разосланы уведомления о прекращении использования воздушного пространства России с 25 октября».

На этом конфликтующие не остановились. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев запретил с 1 января 2016 года ввозить в Россию сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, страной происхождения которых является Украина. Его коллега Арсений Яценюк в ответ подписал постановление, устанавливающее с 10 января по 5 августа 2016 года торговое эмбарго в отношении российских товаров (мяса, рыбы, алкогольных напитков, кондитерских изделий, химикатов, оборудования и техники).

Цена сбитого бомбардировщика: турецких производителей заставят заплатить за неверное решение своих властей


Следом за Евросоюзом, США и Украиной в немилость попали турки. 24 ноября в Сирии турецкий истребитель F-16 сбил ракетой «воздух-воздух» российский бомбардировщик Су-24 М (официальная версия — месть за бомбардировки конвоев с нефтью, которую террористы доставляют в Турцию).

В итоге турецких производителей и поставщиков наказали также, как и украинских. И даже больше. С 1 января 2016 года под запретом оказались сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие из Турции, для граждан этой страны отменен безвизовый режим. Нашим туроператорам настойчиво рекомендовали не продавать путевки в Турцию.

Согласно подписанному премьер-министром Дмитрием Медведевым постановлению от 29 декабря 2015 года № 1457 в перечень запрещенных для турецких компаний с Нового года видов деятельности включены:

  • строительство зданий, инженерных сооружений и строительные специализированные работы;
  • деятельность в области архитектуры и инженерно-технического проектирования, технических испытаний, исследований и анализа;
  • деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма;
  • деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания;
  • выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  • обработка древесины.

«Санкционка»: давить нельзя съесть


Раз речь зашла о ограничительных мерах, то не лишним будет упомянуть, как контрольные органы начали с августа 2015 года бороться с «санкционкой».

«Установить, что ввезенные на территорию Российской Федерации сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, и которые запрещены к ввозу на территорию Российской Федерации, подлежат уничтожению с 6 августа 2015 года».

Указ президента РФ «Об отдельных специальных экономических мерах,
применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации»

И хотя общественники с депутатами писали петиции, умоляли власти одуматься и отдать отправлять продукты в качестве гуманитарной помощи на восток Украины, раздавать нуждающимся россиянам, с 6 августа в России стартовала кампания по тотальному уничтожению выявляемых на госгранице санкционных продуктов из стран антироссийской коалиции. Первопроходцами выступили представители надзорных органов из Белгорода.

Сотрудники прокуратуры, полиции, таможни, Роспотребнадзора занялись выявлением санкционных продуктов в магазинах. Таможенники пошли дальше других ведомств и предложили сажать в тюрьму за незаконный импорт «санкционки».

20 августа на едином портале проектов правовых актов появилось уведомление о начале разработки проекта правительственного постановления, предусматривающего введение уголовной ответственности за незаконный ввоз в Россию товаров, подпадающих под продуктовое эмбарго.

По представителей ФТС России, существующих мер административной ответственности за совершение указанных противоправных деяний недостаточно — штраф для юридических лиц составляет всего от ста до трехсот тысяч рублей.

«Целью проекта является отнесение санкционных товаров к стратегически важным, что позволит ввести уголовную ответственность за незаконный ввоз в Российскую Федерацию санкционных товаров», — говорится в документе.

Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров в конце года заявил о том, что в Уголовный кодекс внесут поправки, позволяющие наказывать за ввоз контрафактной и контрабандной продукции легкой промышленности.

Одни ритейлеры стали под видом санкционных продавать с двойной наценкой российский сыр. Другие радостно объявили о том, что россияне могут заказывать нелегальные импортные продукты по интернету. Первых наказали, вторых обломала таможня — торговля санкционными товарами через интернет запрещена.

Кстати, ставшие санкционными продукты из Турции и Украины также решено уничтожать с 1 января 2016 года.

Россия и ЕАЭС: с Арменией и Киргизией подружились, с Белоруссией и Казахстаном постоянная конфронтация


С 1 января 2015 года вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе. Достаточно своеобразное интеграционное образование, которое, как считают некоторые эксперты, нужно лишь России, на тот момент насчитывало лишь три члена — Республику Беларусь, Республику Казахстан и РФ. В течение года к ЕАЭС поочередно присоединились Республика Армения и Кыргызская Республика.

Документом предписывается создание единого рынка: услуг в ряде секторов промышленности и социальной политики, труда, фармацевтики. А вот введение единой валюты не планируется.

«Подчеркну, что в Договоре о ЕАЭС нет правовой нормы по введению единой валюты. Соответственно, стороны Договора о ЕАЭС и Комиссия не ведут работу в этом направлении», — отметил министр по экономике и финансовой политике Евразийской экономической комиссии Тимур Сулейменов.

На фоне присоединения к ЕАЭС новых участников и радужными планами чиновников самых высоких уровней весьма неприглядными выглядят разборки между «старичками»: Россией с Белоруссией и Казахстаном. Причины? Да все то же пресловутое продовольственное эмбарго плюс недовольство казахской стороной интеграционными процессами.

По целому ряду запрещенных российскими властями товарных позиций Белоруссия многократно нарастила импорт из стран, попавших под продовольственное эмбарго РФ, и, одновременно, их экспорт в Россию.

«Основной рост поставок зафиксирован именно по „санкционным“ товарам. На 87,2% (до 262,5 млн. долларов) вырос ввоз в Россию овощей, на 64% (до 171 млн. долларов) — поставки фруктов, на 44,1% (до 138,2 млн. долларов), — рыбы и морепродуктов, — говорится в исследовании РБК. — Белоруссия стала „упаковочным цехом“ для импортеров норвежского лосося, которые раньше ввозили в Россию норвежскую рыбу для последующей переработки (например, в упакованное соленое филе) на российских предприятиях и вынуждены были пересмотреть логистическую цепочку».

Впрочем, по словам главного таможенника России, у российских и белорусских сотрудников контролирующих органов нет претензий друг к другу. В том числе, и по вопросу ввоза на территорию России товаров санкционной группы.

«Наши белорусские коллеги очень принципиальны и последовательны. Как руководители наших государств приняли решение, так мы работу и проводим. Взаимодействие у нас плотное, информационный обмен ведется в онлайн-режиме. В течение минуты — другой мы видим, какие машины пересекают границу. Если бывают вопросы, то они носят чисто технический характер и решаются в основном в ходе телефонного разговора».

Руководитель ФТС России Андрей Бельянинов

Но это было сказано в сентябре, а уже в декабре Россельхознадзор ввел специальный фитосанитарный режим в отношении реэкспортной продукции из Белоруссии — перевозчикам отныне необходимо подтверждать подлинность фитосанитарных сертификатов для отдельных видов подкарантинной продукции ряда стран, на основании которых Минск разрешает транзит по своей территории.

По данным Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, с августа 2014 года по 1 декабря 2015 года было предотвращено 1085 попыток незаконного ввоза растительной продукции общим весом более 14,6 тыс. тонн.

«В 499 случаях подкарантинная продукция, реэкспортированная из Республики Беларусь общим весом более 10,3 тыс. тонн сопровождалась поддельными фитосанитарными сертификатами стран происхождения — Албании, Чили, Турции, Израиля, Туниса, Марокко, Сербии, Боснии и Герцеговины, Македонии, Бразилии, Эквадора, Египта, ЮАР, — рассказали CustomsForum.ru в пресс-службе ведомства. — Только в 2015 году было выявлено 417 поддельных фитосанитарных сертификатов стран происхождения подкарантинной продукции (более 8,7 тыс. тонн продукции)».

Казахстанские власти с помощью ограничительных мер попытались в 2015 году спасти местный бизнес от засилья подешевевших российских товаров. В начале марта Казахстан объявил о введении «конвенционного запрета» на 45 дней на импорт российских нефтепродуктов, затем из торговых сетей стали изыматься российские конфеты, масло и мясо. В ответ на этом Роспотребнадзор «внезапно» обнаружил нарушения в казахстанских дынях, кефире и молоке, а также наше импорт из страны запрещенных в РФ американских сухофруктов.

Затем начались гонения на дальнобойщиков из Казахстана. По информации Союза международных автомобильных перевозчиков Республики Казахстан «КазАТО», с 25 ноября на таможенных постах Верхний Ларс (российско-грузинский участок границы), Троебортное и Крупец (российско-украинские участки границы) ограничен проезд казахстанских автотранспортных средств, следующих транзитом из Турции через территорию России в Казахстан.

«Ко второму декабря на указанных таможенных постах скопилось 74 автотранспортных средства. По состоянию на 4 декабря порядка 35 машин уже десятые сутки находятся на нейтральной территории в непосредственной близости от перечисленных таможенных пунктов без возможности следовать альтернативными маршрутами и вернуться назад, — говорится в обращении Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан „Атамекен“, направленном в адрес руководства Федеральной таможенной службы России. — Казахстанские водители оказались в очень затруднительном положении: неблагоприятные погодные условия, отсутствие элементарных бытовых удобств и финансовых средств для жизнеобеспечения».

Хотя за пару недель до этого ФТС России отрицала слухи об усилении таможенного контроля в отношении транзита товаров в Казахстан.

«Они не имеют под собой каких-либо реальных оснований. ФТС России не предпринимались какие-либо действия в этом направлении. Таможенный контроль в отношении указанных перевозчиков, как, впрочем, и в отношении любых иных перевозчиков, невзирая на их национальную принадлежность, проводятся в штатном режиме и в строгом соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Евразийского экономического союза. Это означает, что таможенные органы в части своей компетенции осуществляют таможенный контроль выборочно и ограничивают его такими формами, которые являются достаточными для обеспечения соблюдения таможенного законодательства».

Цитата из сообщения, размещенного на сайте Федеральной таможенной службы

В ФТС России при этом подчеркнули — в общем объеме правонарушений, совершенных при перевозках товаров доля нарушений, совершенных казахстанскими перевозчиками, достаточно велика. Только за 10 месяцев 2015 года российскими таможенными органами возбуждено более 170 дел об административных правонарушениях в отношении логистов из Казахстана.

В итоге для борьбы с реэкспортом из ЕС российские таможенники запустили мобильные патрули на границах с Казахстаном и Белоруссией.

«Мы сейчас вводим форму пост-контроля. Это мобильные группы, которые работают на автодорогах и обладают соответствующими полномочиями досмотра машин на предмет провоза эмбарго-товаров. В установленном порядке заблаговременно проинформировали наших коллег на административных границах Россия-Казахстан и Россия-Белоруссия, — подчеркнул руководитель Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов. — Конечно, есть соблазн так или иначе что-то пустить в обход, но взаимодействие наших таможенных служб позволяет немало угроз списать».

Недовольны в Казахстане и проектом Таможенного кодекса ЕАЭС. Главы государств-участников ЕАЭС должны были подписать документ до 31 декабря 2015 года, но до сих пор о его судьбе ничего не слышно. По самым оптимистичным прогнозам, ТК ЕАЭС будет принят и сможет заработать только с 1 января 2017 года — слишком много поступило замечаний и поправок к его тексту (свыше 1500). Также эксперты в кулуарах говорят и о том, казахстанские предприниматели и власти разочаровались результатами интеграции страны в ЕАЭС и с возрастающим интересом поглядывают в сторону Китая.

«Платон» заглохнет в январе?


А вот и событие, напрямую влияющее на цены товаров в российских магазинах, — с 15 ноября введена в эксплуатацию Система взимания платы в счет возмещения ущерба, причиняемого дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами массой свыше 12 тонн. Данное нововведение вызвало гнев у дальнобойщиков и опасения экспертов насчет того, что расходы переложат на счет конечного потребителя. Проще говоря, дорожный сбор будет включен в стоимость продукции.

Однако есть вероятность, что вопрос об отмене транспортного налога или названного в народе «сбором Ротенберга» могут рассмотреть в Госдуме до конца января. Авторы законодательной инициативы из ЛДПР указывают на то, что с введением системы «Платон» владельцы фур вынуждены дважды вносить платеж на одну цель — ремонт автомобильных дорог.

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Таможенная карта - ваш надежный инструмент для расчетов с таможней

Все виды таможенных платежей 24 часа в сутки 7 дней в неделю.

Оформляйте электронно

Юридически-значимая электроннная подпись в удостоверяющем центре компании "Таможенная карта"

Новости ВЭД на вашем сайте

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически