На ваш вопрос
ответят профессионалы
рынка ВЭД
Используйте вашу учетную запись на Facebook.com для входа на сайт. или зарегистрируйтесь с e-mail
Присоединяясь или входя
через социальную сеть, вы принимаете
Пользовательское Соглашение
Сегодня 08.12.2016 Курсы валют ЦБ РФ
Новости
Компании
Бизнесу
Гражданам РФ
Общение
Сервисы
Анна Горнова Анна Горнова
Руководитель отдела по связям с общественностью НП «НОЛО»

Белые ночи и парадокс тарифной политики в порту Санкт-Петербург

30.05.2016 18:01 0 Архив |
Белые ночи и парадокс тарифной политики в порту Санкт-Петербург
Фото: официальный сайт Пассажирского порта Санкт-Петербург

В Пассажирском порту Санкт-Петербург в сезон Белых ночей лоцманский сбор с круизных судов — всего 89000 рублей за судозаход, что в среднем в 4 раза дешевле, чем у иностранцев

О портовых сборах в северной столице России и зарубежных портах, дискриминации и индексации убыточных услуг.

Сегодня водный туризм популярен во всем мире. И Россия не исключение. В частности, Белые ночи привлекают в Пассажирский порт Санкт-Петербург туристов со всего света — в период с мая по июль поток круизных лайнеров растет. Мы сравнили величины портовых сборов в портах России, Прибалтики и Финляндии.

В четыре раза дешевле, чем у иностранцев


Первое, что бросается в глаза: лоцманская услуга в зарубежных странах -одна из самых дорогих сегодня. Что вполне логично, так как здесь присутствует и фактор безопасности мореплавания, и уникальность самой профессии, образования, знаний и навыков лоцмана, который, кроме гарантии безопасности мореплавания, порой спасает человеческие жизни и экологию моря.

В России лоцманский тариф оказался самым дешевым из всех. Так, в порту Таллин лоцманский сбор с круизных судов составляет 4789,8 евро, в порту Хельсинки — 4250,0 евро.

В Пассажирском порту Санкт-Петербург в горячий сезон Белых ночей лоцманский сбор с круизных судов — всего 89000 рублей за судозаход, что в среднем в 4 раза дешевле, чем у иностранцев. При этом расстояние лоцманской проводки в Санкт-Петербурге 24 мили, а в Таллине и Хельсинки — порядка 6 миль.

Причина такого парадокса тарифной политики в беспрецедентной борьбе за рынок портовых услуг со стороны ФГУП «Росморпорт», который всеми силами создает дискриминационные условия для негосударственных компаний, практикуя запрещенное законом перекрестное субсидирование с необоснованно завышенных других портовых сборов, как например навигационного, канального и маячного.

Девять плюс один


В российских морских портах до сих пор нет порядка ведения раздельного учета доходов/расходов по различным видам портовых сборов, которых у нас насчитывается 9 (корабельный, канальный, ледокольный, лоцманский, маячный, навигационный, причальный, экологический и транспортной безопасности акватории морского порта). При этом назначение сбора за транспортную безопасность потребителям портовых услуг остается загадкой.

Причем, количество сборов или, как их еще называют иностранцы, «поборов» в российских портах намного больше, чем в зарубежных. К тому же проектом изменений в федеральный закон «О морских портах» планируется ввести сбор за готовность аварийно-спасательной службы в порту.

Точечная индексация убыточных портовых услуг поможет предприятиям


Вернемся к дискриминационным условиям. Такие возможности Росморпорту дает политика Минтранса, который не исполняет требования законодательства (ст. 8 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», ст. 19 Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Указ Президента России от 28.04.1997 № 426, постановления Правительства РФ от 13.10.1999 № 1158, от 23.04.2008 № 293 и от 22.09.2008 № 707) в части утверждения порядка ведения раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности субъектами естественной монополии, оказывающих услуги в морских портах.

Портовые сборы составляют не более десятой части стоимости судозахода, стоимость которого в такие наши порты, как Санкт-Петербург, Приморск, Усть-Луга, в среднем на 20–50% ниже стоимости захода в соседние порты Прибалтики — Ригу, Таллин, Вентспилс, Клайпеду. И почти в 3 раза ниже, чем в порты Хельсинки и Копенгаген. В других регионах наши порты тоже не отличаются дороговизной тарифов в сравнении с зарубежными.

Очевидно, что точечная индексация убыточных услуг практически не окажет никакого влияния на количество и стоимость судозаходов в порты, а вот отечественные портовые предприятия из ямы вытянет. А это, в первую очередь, — повышение уровня обслуживания, сервиса и сокращение времени обработки судов, в чем как раз проигрывают наши порты зарубежным.

На возражения оппонентов регулятор тарифов в целях обеспечения справедливости мог бы уравнять рентабельность всех регулируемых портовых сборов, тем самым, обеспечив стабильность стоимости судозахода в наши порты, либо его общее повышение на экономически обоснованную величину.

НП «НОЛО» добивается введения обязательного саморегулирования в сфере лоцманских услуг, экономического обоснования и целевого назначения портовых сборов и платежей, добросовестной конкуренции и единого тарифа на одной акватории. Почему бы не уравнять рентабельность всех портовых сборов?

Хочу особенно подчеркнуть, что повышение качества и эффективности оказания портовых услуг будет иметь для России определяющее значение в решении государственной стратегической задачи — привлечь грузопотоки между Европой и Восточной Азией на выгодное для бизнеса направление Севморпути.

Напомним, что 30 мая вступил в силу приказ ФАС от 10.03.2016 N 223/16 «Об утверждении правил применения ставок портовых сборов в морских портах Российской Федерации».

В новой редакции правил применения ставок портовых сборов в морских портах Российской Федерации, в частности, произошли следующие изменения:

  • Уточнены правила взимания отдельных портовых сборов; 
  • Пересмотрен перечень категорий судов, освобождаемых от уплаты портовых сборов; 
  • Установлен порядок оплаты портовых сборов для пассажирских накатных судов; 
  • Изменены правила взимания экологического сбора; 
  • Установлены правила взимания сбора транспортной безопасности акватории морского порта. 

Плата за пользование взимается со всех российских и иностранных судовладельцев или с их представителей за заход и выход судна с порта, а также его проход по акватории транзитом. Ставки портовых сборов устанавливаются за единицу валовой вместимости судна, указанной в мерительном свидетельстве судна.

От портового сбора освобождены суда, осуществляющие государственные надзорные и контрольные функции, военные корабли, в том числе, военные корабли под иностранным флагом и военно-вспомогательные плавсредства.
CustomsForum.ru

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Таможенная карта - ваш надежный инструмент для расчетов с таможней

Все виды таможенных платежей 24 часа в сутки 7 дней в неделю.

Оформляйте электронно

Юридически-значимая электроннная подпись в удостоверяющем центре компании "Таможенная карта"

Новости ВЭД на вашем сайте

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически