Наталья Карпова
Исполнительный вице-президент Группы Ренессанс страхование

Грузоперевозки: плюсы и подводные камни страхования

2015-04-28 Грузоперевозки: плюсы и подводные камни страхования
Фото: depositphotos.com
Чтобы избежать ненужных проблем, грузовладельцу необходимо застраховать груз по его действительной стоимости - это позволит в случае ЧП покрыть всю сумму ущерба, а не его часть
Страхование груза остается одним из наиболее эффективных способов снижения рисков при перевозках. Однако если в Европе объем застрахованных грузов достигает 85%, то в России данный показатель не превышает 35-40%.
На фоне кризисных явлений в экономике многие компании, перед которыми остро встал вопрос выживания, первым делом сокращают свои расходы именно на страхование. Однако такой подход к ведению бизнеса является крайне рискованным, ведь при повреждении, хищении или гибели груза убытки могут быть весьма существенными.

Между тем, без страховой защиты чаще всего остаются внутрироссийские перевозки. При экспортно-импортных операциях страхование грузов является почти нормой ведения бизнеса.

Российские перевозчики привыкли, что все возможные убытки им должны возместить транспортные и экспедиторские компании, поэтому им страховать грузы нет необходимости. Отчасти такой подход обусловлен российским законодательством, который закрепляет ответственность транспортных и экспедиторских компаний за груз в размере его полной стоимости. Но нужно понимать, что закон декларирует эту ответственность, не подкрепляя ее никакими гарантиями.

Иная практика декларируется международными конвенциями. Согласно законодательству ряда европейских стран эта ответственность ограничена по сумме, в размере определенной величины за килограмм перевозимого груза. Данный подход позволяет точно оценить риски, связанные с ответственностью перевозчика за груз и назначить адекватную цену за это страхование, делая его реальным и доступным. Кроме того, грузовладелец ориентирован на страхование груза по его действительной стоимости, чтобы была возможность покрыть всю сумму ущерба, а не его часть.

В целом для участников ВЭД характерен определенный набор рисков, сопутствующий их деятельности с момента заключения сделки. Среди них следующие риски:

  • связанные с применимым правом (т.к. законодательство разных стран может отличаться друг от друга) и способом разрешения споров. Как правило, в договоре страхования грузов указывается в явном виде применимое право и способ разрешения спора;
  • связанные с введением новых экономических санкций, как в отношении определенных категорий грузов, так и компаний, лиц;
  • риски, связанные с резкими колебаниями курсов валют;
  • ряд специфических рисков, присущих исключительно международным перевозкам, например, активизация деятельности пиратов в определенных регионах (что важно учитывать при морских перевозках).

На что мы рекомендуем обратить особое внимание при осуществлении внешнеэкономической деятельности:

  • стоит внимательно изучить условия страхования, предлагаемые в договоре. Условия страхования конкретной страховой компании могут значительно отличаться от условий другой компании, а также от международных условий (при страховании на Оговорках Института лондонских страховщиков - Institute Cargo Clauses, ICC);
  • необходимо сделать выбор в пользу адекватного страхового покрытия (зачастую условия ИНКОТЕРМС требуют только минимального страхового покрытия);
  • следует обратить внимание на выбор применимого права и способа решения споров;
  • изучить предложенную схему оплаты (предоплата, оплата постфактум, их возможные комбинации);
  • выбрать профессионального страховщика, который может стать надежным партнером и незаменимым консультантом. 

Следует отметить, что опытный страховщик всегда поможет рассчитать затраты на обеспечение страховой защиты, а при необходимости и оптимизировать их, помогая клиенту избежать полного отказа от страхования. Выбирая надежного и профессионального страховщика, участник ВЭД также может рассчитывать на элементы дополнительного сервиса. Это могут быть консультационные услуги по оформлению контрактов и договоров купли-продажи, построению алгоритмов взаимодействия с поставщиками и партнерами, минимизацию потерь.

Одним из важных факторов при выборе страховщика для крупных компаний, ведущих внешнеэкономическую деятельность, все-таки является возможность рассмотрения претензий и предоставление соответствующего сервиса по всему миру. Убытки могут случиться в любой стране и в любое время, поэтому страховая компания должна располагать технологичным, круглосуточно работающим сервисным центром.
Автор: Андрей Гераськин
Источник: CustomsForum.ru

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически

Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.

Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования