На ваш вопрос
ответят профессионалы
рынка ВЭД
Используйте вашу учетную запись на Facebook.com для входа на сайт. или зарегистрируйтесь с e-mail
Присоединяясь или входя
через социальную сеть, вы принимаете
Пользовательское Соглашение
Сегодня 03.12.2016 Курсы валют ЦБ РФ
Новости
Компании
Бизнесу
Гражданам РФ
Общение
Сервисы
Александр Коваленко Александр Коваленко
Руководитель отдела по таможенному оформлению компании GEFCO Россия

Как органы власти отягощают жизнь участников ВЭД

04.05.2016 17:16 0 Архив |
Как органы власти отягощают жизнь участников ВЭД
Фото: depositphotos.com

Зачастую импортеры, приходящие на российский рынок впервые, просто приходят в ужас от того количества подробностей, которые они должны заявлять в 31-й графе декларации на товары

О плюсах и минусах таможенного администрирования и об их влиянии на бизнес-процессы.
По данным Всемирного банка, Россия в рейтинге эффективности логистики находится на 90 месте из 160 возможных по общему показателю. По показателю эффективности таможни — на незавидном 133 месте. То есть, на уровне Монголии и Джибути.

Однако несправедливо было бы говорить о том, что у нас в стране все плохо и ничего не меняется к лучшему. Я работаю в таможенном бизнесе около 10 лет и могу компетентно отметить, что некоторые процессы объективно меняются к лучшему.

Ситуация потихонечку меняется к лучшему


Из положительных тенденций в сфере таможенного администрирования — создание Таможенного союза, Евразийского экономического союза и последующая интеграция. На мой взгляд, эти процессы полезны для бизнеса.

Сейчас в рамках ЕАЭС готовится и в ближайшем времени должен быть введен в действие новый проект Таможенного кодекса. В нем будет закреплено стопроцентное электронное декларирование в рамках Евразийского экономического союза.

Безусловным достижением является формализация общения бизнеса с таможенным органом, который предоставляет достаточно формальный запрос в случае, если заявленные в декларации сведения непонятны. На это мы готовим исчерпывающий ответ, после чего, как правило, в течение двух-трех часов происходит выпуск товаров.

Профессиональных участников внешнеэкономической деятельности не может не радовать то, что потихонечку идет либерализация мер административной ответственности. Вводятся упрощения, которую облегчают нашу деятельность. Многие наши клиенты входят в так называемый «зеленый коридор» или «зеленый сектор», что значительно минимизирует меры таможенного контроля, которые к ним применяются. Нельзя забывать и об институте уполномоченного экономического оператора, который, надеюсь, заработает в полную силу с принятием нового Таможенного кодекса ЕАЭС.

Очень приятным для нас достижением является дополнительная автоматизация процессов — возможность подачи статистической формы через интернет, просмотра своих платежей в личном кабинете на сайте ФТС России.

Таможенному администрированию не хватает стабильности


С другой стороны, есть и негативные тенденции. На наш взгляд, процессам таможенного администрирования сейчас не хватает стабильности. Очень часто у нас происходят какие-либо изменения, из-за которых мы радикально должны перестраивать свои бизнес-процессы.

Стоит отметить увеличение фискальной нагрузки на бизнес — введение новых сборов, например, утилизационного, постоянные корректировки таможенной стоимости. Вроде бы в рамках обязательств, которая наша страна на себя при присоединении к Всемирной торговой организации, ставка таможенной пошлины должна уменьшаться. Но мы отслеживаем на практике многих наших клиентов, что неэффективная ставка таможенной пошлины по причине корректировки таможенной стоимости постоянно увеличивается.

Кроме того, достаточно часто меняются «правила игры», выходят новые нормативные, подзаконные акты, приказы Федеральной таможенной службы, из-за которых также приходится перестраивать свою деятельность.

Очень отягощают жизнь участников внешнеэкономической деятельности постоянные перемены в структуре и полномочиях таможенных органов. Как пример, еще вчера такой-то товар можно было оформлять на данном таможенном посту, а сегодня уже нельзя. При этом, логистические цепочки зачастую планируются в Западной Европе и могут быть построены на том, что таможенное оформление происходит на определенном таможенном посту.

Помимо этого мы столкнулись с большим количеством политически мотивированных торговых ограничений. На этом, думаю, не стоит заострять внимание. И так у всех на слуху торговые войны с Европейским экономическим союзом, с нашими украинскими соседями и Турцией.

Часто происходят сбои в работе IT-системе таможенных органов — «висят» сервера ФТС. Иногда подаваемые данные либо не доходят до принимающей таможни, либо доходят в искаженном виде. Об этом определенно стоит задуматься нашим таможенным деятелям.

Стоит отметить достаточно длительное время, в течение которого таможенные органы реагируют на обращения со стороны бизнеса. 30 дней — при обращении в стандартном порядке и 90 дней — при обращении за консультационным решением.

Зачастую при обращении в юридические отделы тех или иных таможен и таможенных управлений получаешь консультацию не по существу вопроса. Дело доходит до того, что в рамках Южного таможенного управления не принимаются декларации, если подписавшее ее лицо не имеет аттестата специалиста по таможенным операциям. Обращаемся за разъяснением — можно или нет, дайте четкие инструкции! И получаем ответ из серии: как хочешь, так и понимай.

На мой взгляд, как, впрочем, и на взгляд любого импортера, очень сильно завышены требования к тем сведениям, которые должны заявляться в декларации на товары. Зачастую импортеры, приходящие на российский рынок впервые, просто приходят в ужас от того количества подробностей, которые они должны заявлять в 31-й графе. Причем, бывает так, что курирующие логистику подразделения компаний даже не имеют доступа к этой информации.

Влияние негативных факторов и возможные улучшения


Все, к сожалению, по большей части негативные факторы так влияют на наши бизнес-процессы, что нам время от времени приходится менять место таможенного оформления. И вовсе не потому, что оно нас не устраивает, а потому что его лишили тех или иных компетенций.

Из-за возрастающей административной нагрузки вынуждены нести дополнительные расходы на персонал. Все задержки по вине таможенных органов выливаются в дополнительные расходы на хранение товара и необоснованные простои транспортных средств. А это лишние нагрузки как для нас, так и для импортера.

Как можно улучшить данную ситуацию? В первую очередь, хотелось бы, чтобы в нашей стране существовал мораторий на изменение законодательства и введение нормативных актов, которые возлагают на участников ВЭД дополнительные обязанности.

От таможенных органов хотелось бы добиться минимизации времени ответа на письменные запросы участников внешнеэкономической деятельности. Очень ждем вступления в силу нового проекта Таможенного кодекса, поскольку в нем предполагается существенное уменьшение сроков выпуска декларации на товары.
CustomsForum.ru

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Таможенная карта - ваш надежный инструмент для расчетов с таможней

Все виды таможенных платежей 24 часа в сутки 7 дней в неделю.

Оформляйте электронно

Юридически-значимая электроннная подпись в удостоверяющем центре компании "Таможенная карта"

Новости ВЭД на вашем сайте

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически