На ваш вопрос
ответят профессионалы
рынка ВЭД
Используйте вашу учетную запись на Facebook.com для входа на сайт. или зарегистрируйтесь с e-mail
Присоединяясь или входя
через социальную сеть, вы принимаете
Пользовательское Соглашение
Сегодня 03.12.2016 Курсы валют ЦБ РФ
Новости
Компании
Бизнесу
Гражданам РФ
Общение
Сервисы
Виталий Сурвилло Виталий Сурвилло
Вице-президент «Деловой России»

Как собираемость платежей в бюджет губит здравые начинания в таможенной сфере

12.05.2016 10:15 0 Архив |
Как собираемость платежей в бюджет губит здравые начинания в таможенной сфере
Фото: depositphotos.com
По мнению экспертов, пока собираемость платежей в бюджет является для властей самой главной задачей, бизнесу не видать инноваций и послаблений в таможенном деле

Почему Федеральная таможенная служба отклоняет радикальные инициативы бизнеса и экспертов.

То, что было в таможенной сфере в 2012 году, и то, что происходит сейчас — две большие разницы. Тогда только вводился электронный документооборот, только поднимался вопрос о возможности удаленного выпуска товаров, существовали проблемы с многодневными ожиданиями подтверждения платежей. Об автоматической регистрации деклараций и вовсе речь не шла.

В настоящее время все эти нововведения внедрены и, в той или иной степени, действуют. Для экспортных товаров декларации регистрируются автоматически. Надеюсь, до конца года такая процедура будет введена и для импорта.

Одно из очень больших достижений — произошло категорирование участников ВЭД. Появился институт уполномоченных экономических операторов, а сами УЭО могут рассчитывать на выпуск товаров до уплаты таможенных платежей.

Такова политическая воля руководства страны


«Дорожная карта» «Совершенствование таможенного администрирования» составлялась на основании трех планов:

  • Первый — краудсорсинг. В интернете было объявлено — пишите, какие хотите, пожелания и предложения;
  • Второй — были собраны и проанализированы предложения экспертов, не работающих в таможне, но занимающихся таможенными вопросами на протяжении многих лет;
  • Третий — сама Федеральная таможенная служба предложила воплотить в «дорожную карту» те планы, которые были заранее построены таможенниками.

В результате получившийся документ процентов на 90 отображал позицию ФТС. Там были и некоторые, достаточно радикальные предложения бизнеса и экспертов. В частности, перенести расчеты и уплату таможенных платежей на этап после выпуска. Но в целом большинство пунктов соответствовали параллельно разрабатываемой стратегии дальнейшей работы Федеральной таможенной службы.

К сожалению, все последние четыре года мы так или иначе исправляли недочеты, закрывали дырки в той системе, которая была создана ФТС России.

Главная задача ФТС — собираемость доходов в бюджет. И каждый раз, когда мы поднимали тему радикальных преобразований, самым главным аргументом, из-за которого потенциальные нововведения отвергались, было то, что могут появиться риски недобора поступлений в бюджет. Нужно понимать, что данный процесс не зависит ни от моих коллег, ни от тех, кто составлял «дорожную карту» со стороны Федеральной таможенной службы. Это политическая воля руководства ФТС, которая опирается на политическую волю руководства страны.

До тех пор, пока собираемость платежей в бюджет будет самой главной задачей, можно только развести руками. И ничего с этим не поделать — даже, если обратиться в ФТС. Этот вопрос решается, повторю еще раз, на более высоком уровне.

Как улучшить рейтинг Всемирного Банка


Концептуальные вопросы о роли таможни, ее основных задачах, о том, каким образом правильнее думать о наполнении бюджета, зависли в воздухе. И это понимают не только участники ВЭД и эксперты, но и представители таможенной службы, и вышестоящих органов власти. Производятся попытки сдвинуть проблемы с места, но это желание выливается в два разных формата:

«Для нас самое главное — подняться в рейтинге»


Рейтинг Всемирного Банка можно ругать, но правительство до сих пор считает, что это база для того, чтобы сравнивать наше положение в мире с другими странами.

Сейчас наше общее место в рейтинге Doing Business — 51-е. Владимир Путин в свое время поставил задачу, чтобы к 2015 году мы оказались на 50-м месте, а к 2018 году вошли в первую двадцатку.

Вот и получается, что деятельность государственных чиновников невольно сфокусирована на том, что:

  • Как минимум мы не должны в этом году опуститься ниже 51-го места;
  • Как максимум — должны все-таки приближаться к двадцатке.

Как этого добиться? Можно дергать все остальные показатели Всемирного банка, а их более десяти. Но проблема в том, что мы не так плохо выглядим в отдельных категориях. У нас есть пятое место по способам обеспечения выполнения контрактов, восьмое место по регистрации. Очень сильно продвинулись по налоговой системе.

В итоге потенциал подняться выше 51-го места можно лишь за счет отстающих показателей, а это две «дорожных карты» — строительство (примерно во второй сотне) и таможня (самый плохой показатель).

С одной стороны, участники ВЭД могут радоваться — в той или иной степени будут приниматься меры, направленные на улучшение ситуации.

А с другой — мы все живет в этой стране не первый год и понимаем, что показателей можно достигать по-разному. И, к сожалению, иногда результаты подгоняют.

Сейчас власти собираются сделать рывок в будущее с помощью пилотного проекта. В морском порту «Большой порт Санкт-Петербург», а также в дальневосточных портах стартовал масштабный эксперимент, в рамках которого будут применяться новые индикаторы эффективности таможенной деятельности.

Для экспорта/импорта необходимо будет предъявлять таможенному инспектору или при регистрации таможенной декларации три документа: коносамент, сертификат происхождения и инвойс/контракт.

В рамках пилотного проекта установлены новые показатели эффективности контрольных мероприятий, проводимых таможней в морских портах. Всем известна магическая цифра — досматривать меньше, чем 6% грузов. Она не подтверждается в морских портах. По информации операторов портов, досмотр рефрижераторов осуществляется в 96% случаев, для сухих контейнеров эта цифра редко опускается ниже 12%.

Но когда есть официальные показатели, которые официально зафиксированы подписями руководства Федеральной таможенной службы и других контролирующих органов, думаю, количество контрольных мероприятий в порту (начиная от взвешивания и заканчивая досмотром) будет сокращено.

При этом, не покидает мысль о том, что данный пилотный проект — некая Потемкинская деревня. Она еще и подтверждается последним приказом об усиленной корректировке таможенной стоимости.

Минфин ответит за деятельность ФТС


Федеральная таможенная служба обретает новый статус в связи с подчинением ее напрямую Минфину. Формируется «дорожная карта» о некоем симбиозе Федеральной налоговой и Федеральной таможенной служб. Начнется процесс с объединения баз данных.

Со стороны Минфина практически еженедельно идут запросы к экспертам и бизнесу. Главный вопрос: какие радикальные шаги необходимо предпринять для того, чтобы решить основные проблемы? Среди них:

  • Проблемы «серого» импорта и вообще «серой» торговли; 
  • Упрощение и ускорение таможенных процедур в пунктах пропуска и декларирования, перенос акцента контрольных мероприятий на этап после выпуска товаров;
  • Использование в максимальной степени автоматизации всех процессов. 

Последний момент важен не с точки зрения того, чтобы исключить личный контакт между таможенным инспектором и участником ВЭД, а потому, что это гигантский потенциал для ускорения и обеспечения большей прозрачности процедур таможенного оформления.
CustomsForum.ru

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Таможенная карта - ваш надежный инструмент для расчетов с таможней

Все виды таможенных платежей 24 часа в сутки 7 дней в неделю.

Оформляйте электронно

Юридически-значимая электроннная подпись в удостоверяющем центре компании "Таможенная карта"

Новости ВЭД на вашем сайте

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически