Новости
Компании
Бизнесу
Гражданам РФ
Общение
Сервисы
Вячеслав Сизьмин Вячеслав Сизьмин
Операционный директор по дистрибуции Nestle Russia

Кризис – самое удобное время для «чистки»

Фото: depositphotos.com
С позапрошлого года Nestle Russia сотрудничает с одним из провайдеров возвратных поддонов, что позволяет оптимизировать расходы на паллеты
Оптимизация дистрибьюционных операций в 2015 году на примере компании Nestle.
Дистрибьюционная цепочка Nestle в России выглядит следующим образом. В европейской части страны и на Урале расположены фабрики. Большая часть дистрибьюционных центров находятся поблизости от фабрик, либо на их территории.

Ряд складов располагаются на отдалении. Чаще всего это связано с тем, что определенные клиенты требуют соблюдения конкретных показателей транзитного времени. Но все же для нас предпочтительнее первый вариант. Как показывают практика, требования клиентов, их местонахождение могут изменяться, а вот построенные или купленные фабрики с места на место не переезжают.

Во время роста при всей важности логистических затрат мы стремимся к тому, чтобы удовлетворить клиента. Иногда любым способом. А сейчас, в кризис, есть возможность остановиться и посмотреть – а все ли у нас хорошо? Можем ли мы сделать что-то лучше? И, по большому счету, существуют два пути: повышать цены или находить неэффективности в работе и повышать цены в меньшей степени.

В нашей компании на всех уровнях есть понимание того, что нужно добиваться эффективности. Если корректируются объемы работы, то у сотрудников-логистов высвобождается время для того, чтобы заниматься оптимизацией. И третье направление – свободные складские площади, которыми можно «поиграть».

Топ-5 инициатив 2015 года


На 2015 год у нас подготовлен огромный список мероприятий. Действия по оптимизации операций затрагивают практически все наши склады, основные транспортные потоки. Наиболее интересными представляются пять инициатив:

  • Кросс-док в Санкт-Петербурге

Если взять все наши импортные потоки, которые идут в Россию, то их условно можно разделить на две части:

  • поток через Центральную Европу траками или железной дорогой
  • поток через санкт-петербургский порт с использованием паллет-вайт-контейнеров 

    У нас в Москве находится склад по приемке импорта. Теперь мы посмотрели на происходящее с другой стороны – зачем нам склад, зачем все везти в Москву? Ведь можно использовать какую-нибудь площадку в Питере, чтобы делать кросс-док и развозить продукцию непосредственно на склады, которым нужен данный товар.

    Схема, которую мы сейчас запускаем, - это полноценный кросс-док. Нами выбраны транспортный и складской операторы, которые будут между собой взаимодействовать. Цель – чтобы все объемы с порядка десяти европейских фабрик шли через этот кросс-док в пять основных российских складов.

    Преимущества: мы избавляемся от так называемого национального стока, везем товары в нужном количестве в определенные склады и в то же время экономим на транспорте и складских операциях.

    • Фул Хауз - полное использование собственных складов

    В начале года мы выяснили, что некоторые наши склады загружены не полностью. Провели анализ и увидели: есть клиенты, которых мы можем переместить на собственные склады, освободив место на 3pl-ных складах и оптимизировав логистические расходы. В итоге собственные склады мы используем по максимуму, 3pl-ные – по мере необходимости.

    • LEAN - бережливое производство на складах

    Работу по этому направлению мы начинаем с обучения разноуровневых сотрудников склада борьбе с потерями. Далее они могут сами развиваться без привлечения внешних экспертов. Происходит и обмен опытом с другими более продвинутыми в данном вопросе складами.

    Ежегодно проводятся LEAN-мероприятия с участием разных подразделений. Отслеживается вся дистрибьюционная цепочка. Грузчики, водители погрузчиков, менеджеры складов, закупщики и маркетологи садятся вместе и рисуют текущие процессы. Ищут упущения и пытаются найти, как их устранить.

    Паллеты – 10% от дистрибьюционных затрат


    От общего количества дистрибьюционных затрат около 60 и более процентов составляют транспортные расходы. Поэтому мы решили: все, в этом году не можем себе позволить, скажем, везти товар «Газелью» в магазин из Самары в Краснодар. Для этого реализуется следующая инициатива:

    • Увеличение загрузки траков при сетевых доставках

    Работа ведется по нескольким направлениям. Например, выравнивание дней доставок в магазины по каждому региону. Это позволяет по максимуму загружать большие траки. Там, где такой прием не работает, мы используем кросс-док и попалетную доставку товара - на платформах сетевых клиентов или логистических провайдеров, чтобы за более низкую цену доставить продукцию в магазины.

    Иногда ситуация выглядит страшно, когда есть маленький допзаказ. Тогда на деревяшке в магазин везем несколько коробок. Фактически, мы продаем клиенту деревянный паллет с небольшим количеством товара. Нашли альтернативу и договорились с некоторыми сетевыми клиентами о том, что можем объединять нескольких заказов в одну торговую точку на одной паллете.

    • Использование б/у и возвратных поддонов

    Это, на первый взгляд, смешная инициатива. Но если изучить вопрос внимательно, то поддоны составляют почти 10% от дистрибьюционных расходов.

    Здесь очень много подводных камней, связанных с требованиями наших фабрик относительно качества и чистоты поддона. Например, б/у поддон очень страшно ввозить в чистую производственную зону, где находится открытый продукт. Также требуется проделать титаническую работу с фабрикой, дистрибьюторами, сетевыми клиентами по возврату поддонов.

    В Европе очень распространены «красные» поддоны. В России таких провайдеров не так много. В позапрошлом году мы начали развивать отношения с одним из провайдеров возвратных поддонов, но первых хороших результатов достигли только сейчас. Там, где нам по каким-то причинам невыгодно возвращать поддоны, мы используем этих провайдеров.

    В качестве эпилога


    Зачем мы это все делаем? Наша экономия – это наш посильный логистический вклад в так называемый виртуальный цикл. Сэкономленные средства тратятся на товар, рекламу, открытие новых производств и появление новых продуктов, что в итоге приводит к росту доли бизнеса Nestle на рынке.
    CustomsForum.ru

    ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?