На ваш вопрос
ответят профессионалы
рынка ВЭД
Используйте вашу учетную запись на Facebook.com для входа на сайт. или зарегистрируйтесь с e-mail
Присоединяясь или входя
через социальную сеть, вы принимаете
Пользовательское Соглашение
Сегодня 09.12.2016 Курсы валют ЦБ РФ
Новости
Компании
Бизнесу
Гражданам РФ
Общение
Сервисы
Татьяна Пантина Татьяна Пантина
Проректор Государственного университета морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова

После 2020 года федеральные автомагистрали в европейской части России будут перегружены

06.10.2016 17:52 0 Архив |
После 2020 года федеральные автомагистрали в европейской части России будут перегружены
Фото: depositphotos.com

В качестве альтернативы автоперевозкам эксперты предлагают использовать внутренние водные пути

Снижение пропускной способности приведет к возникновению заторов, росту себестоимости перевозок, увеличению временных затрат на поездки.

В Транспортной стратегии РФ в качестве одной из наиболее значимых проблем указано наличие диспропорций в темпах и масштабах развития разных видов транспорта. В том числе — значительное отставание развития внутреннего водного транспорта.

За 1980–2014 годы значительно расширились автомобильные дороги с твердым покрытием. Увеличение протяженности с 1980 года — в 2,6 раза (в 2014 году эксплуатационная протяженность автодорог с твердым покрытием составила 1,13 млн км).

В тоже время протяженность железнодорожных путей общего пользования и внутренних водных путей практически оставалась на одинаковом уровне (86 тыс. км и 101,6 тыс.км).

Если в 1980 году соотношение протяженности внутренних водных путей с протяженностью автомобильных дорог было 1:4, то в 2014 году оно составило 1:11.

За этот же период практически в два раза уменьшилась протяженность внутренних водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов, по которым перевозятся основные объемы грузов и пассажиров.

Объемы перевозок грузов внутренним водным транспортом сократились в 2014 году по сравнению с 1980 годом в четыре раза (с 481,4 до 120,6 млн тонн), а его удельный вес в общем объеме перевозок грузов уменьшился с 3,0% до 1,7%.

В тоже время при падении общего объема перевозок грузов внутренним водным транспортом объем заграничных перевозок за период 1989 — 2015 годов оставался достаточно устойчивым.

Тенденция к росту заграничных перевозок обеспечивается увеличением объемов перевалки нефти и нефтепродуктов, черных металлов, зерна, удобрений и лесных грузов.

Особое место занимают перевозки грузов внутренним водным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В 2015 году их объем составил 17 миллионов тонн.

Издержки плюс перегрузка автомагистралей


Около 60 процентов в объеме речных перевозок составляют низкорентабельные грузы. Объем внешнеторговых грузов (нефтепродуктов, леса, металла, удобрений и других высокотарифицируемых грузов), перевозимых по внутренним водным путям Единой глубоководной системы европейской части, составил в 2014 году 30,9 млн. тонн. Или 24,8% от общего объема перевозок.

При этом грузы в контейнерах практически не перевозятся, а объем транзитных перевозок составил всего 490,7 тыс. тонн.

В настоящее время на транспортные издержки приходится 15–20% стоимости российской продукции против 7–8% в развитых странах. Четверть автомагистралей федерального значения работает в режиме перегрузок.

При увеличении за последние 10 лет протяженности автомобильных дорог общего пользования на 15 процентов автомобильный парк вырос более чем в 1,7 раза. Наиболее высокая интенсивность грузовых автомобилей отмечается на автодорогах М-7 «Волга», М-10 «Россия», М-4 «Дон» и М-5 «Урал».

По данным экспертов практически все автомобильные дороги федерального значения, расположенные в районе Единой глубоководной системы европейской части России, после 2020 года будут работать в режиме перегрузки.

Снижение пропускной способности автодорог приведет к возникновению заторов, росту себестоимости перевозок, увеличению затрат времени на поездки, повышению аварийности и увеличению вредных выбросов от автотранспорта.

Альтернатива — внутренние водные пути


В этих условиях переключение части грузов с автодорог на внутренние водные пути позволит решить проблемы с перегрузкой дорожной сети.

Железнодорожные перевозки — не вариант, поскольку протяженность «узких мест» на железнодорожном транспорте за последние годы возросла на 20%. Сейчас она составляет более 16% протяженности железнодорожных путей основных направлений.

Период навигации совпадает с пиковой загрузкой железных дорог массовыми грузами (строительный сезон) и пассажирскими поездами (сезон отпусков). Увеличение объемов перевозимых металлов, минеральностроительных и других грузов в этот период составляет 20–25 процентов.

Как показывают расчеты, часть объемов строительных, нефтяных, зерновых грузов, черных металлов и других грузов может и должна быть переключена с наземных видов транспорта на внутренний водный транспорт. Но только при снятии инфраструктурных ограничений на водных путях и «справедливой» конкурентной тарифной политике.

С ростом тарифов на перевозки грузов автомобильным транспортом (из-за, к примеру, внедрения системы «Платон») конкурентоспособность доставки товаров по внутренним водным путям возрастает.

Стратегические преимущества внутреннего водного транспорта: низкие инфраструктурные издержки, безопасность, энергоэффективность, экологичность. А также низкая себестоимость доставки массовых грузов, возможность перевозить крупногабаритные и тяжеловесные грузы на большие расстояния, способность доставлять грузы в районы, которые недоступны для других видов транспорта.

Вместе с тем реализация этих стратегических преимуществ невозможна без создания эффективного механизма стимулирования роста перевозок по внутренним водным путям.

Преодоление негативных тенденций возможно только при реализации совместных усилий и достижении баланса интересов участников рынка транспортных услуг «клиенты — бизнес — государство». Анализ зарубежного опыта показывает, что в большинстве стран содержание внутренних водных путей осуществляется за счет бюджета.

При этом государство, создавая инфраструктуру внутренних водных путей, порождает условия для реализации масштабных инвестиционных проектов.

Например, в Германии с 2004 года дополнительным источником финансирования внутренних водных путей стала часть средств, взимаемых с грузовых автомобилей массой 12 тонн и более (автомобили как порожние, так и груженые, облагаются дорожным сбором «LKW-Maut», который взимается исходя из километража, пройденного по дорогам федерального подчинения в Германии).

Еще один вариант — введение платежа, взимаемого с судовладельцев после реализации крупных инфраструктурных проектов, обеспечивающих существенное улучшение условий судоходства.

Но нужно и задуматься о создании экономических условий для грузовладельцев с целью привлечения грузов на реку. Прежде всего, за счет создания равных конкурентных условий на рынке перевозок.

Необходимо установить запрет на введение скидок на перевозку массовых грузов по железным дорогам в летний период. И разрешить прямое субсидирование перевозок некоторых грузов по внутренним водным путям при открытии новых маршрутов, например, контейнерных линий.

Как итог: реализация комплекса мер господдержки обеспечит динамичное развитие инфраструктуры внутренних водных путей, флота, портов и приведет к росту объемов речных перевозок более чем в два раза к 2030 году.

От редакции:


Мнение подготовлено на основании выступления Татьяны Пантиной в рамках секции «Эффективная перевозка грузов водным транспортом» (IX международный форум «Транспортно-транзитный потенциал») и при содействии руководителя проекта «Морские порты Информ-24» Анны Горновой. 
CustomsForum.ru

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Таможенная карта - ваш надежный инструмент для расчетов с таможней

Все виды таможенных платежей 24 часа в сутки 7 дней в неделю.

Оформляйте электронно

Юридически-значимая электроннная подпись в удостоверяющем центре компании "Таможенная карта"

Новости ВЭД на вашем сайте

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически