Станислав Георгиевский
ВРИО заместителя директора Департамента торговой политики ЕЭК

Свою задачу мы видим в продвижении товаров и услуг

2015-11-18 Свою задачу мы видим в продвижении товаров и услуг
Фото: depositphotos.com
Президентами пяти стран-участниц ЕАЭС принято решение начать переговоры о свободной торговле с Израилем, также прорабатывается вопрос с Индией, Египтом, Ираном, Китаем
О торговой политике как инструменте для формирования новых возможностей в логистике.

Две философии производителей


В рамках Евразийского экономического союза торговая политика сегодня направлена, в первую очередь, на создание торговли товарами. Как следствие — на развитие торговли услугами, транспортного сектора, а также всей инфраструктуры.

Торгово-политическая сфера в ЕАЭС делится на два сегмента:

  • Собственное регулирование — применение тарифных и таможенных мер;
  • Сегмент торговых режимов, который формируется во взаимодействии с третьими странами по двум направлениям деятельности: участие в ВТО (основа всего международного торгового права) и преференциальные торговые соглашения, соглашения о зонах свободной торговли, о таможенных союзах (наиболее продвинутый, набирающий «вес» в мировой экономике и торговле сегмент).

Но не стоит забывать о том, что в странах Евразийского экономического союза производители в значительной степени работают по концепции промышленного и агропромышленного развития, которая еще в советское время была завязана на комплекс полного производства. То есть, торговля ведется полностью произведенными товарами.

В то же время, соглашения о свободной торговле призваны обслуживать другую экономику — экономику цепочек создания стоимости, экономику сложных процессов, которые разнесены по разным странам (начиная от идеи создания продукта и заканчивая его сборкой из различных комплектующих, произведенных в разных странах).

Соглашениями о свободной торговле предусматриваются механизмы снижения административных барьеров


Свою задачу мы видим в продвижении товаров и услуг, которые производятся по обоим философиям. И здесь соглашения о свободной торговле предоставляют все необходимые для этого возможности.

В первую очередь, это возможность снижения таможенных пошлин. Это наиболее явная идея, о которой все вспоминают под номером один, когда говорят о соглашениях о свободной торговле. Но нельзя забывать и про другие, порой даже более важные в современных реалиях вещи. Особенно, если речь идет о торговле с развитыми странами, со странами первого и второго эшелонов, в которых таможенные пошлины уже не играют существенной роли: либо в силу того, что государства давно участвуют в ВТО и снизили свои тарифы, либо в силу того, что структура их соглашения о свободной торговле уже снизила роль разных пошлин до минимума.

Это вопросы сближения в рамках прохождения производителями торговых формальностей, связанных с получением аккредитации для своих товаров, установлением соответствия требованиям в отношении безопасности и качества пищевой продукции, техническим требованиям.

В соглашениях о свободной торговле предусматривается развитый комплекс правил, которые регулируют все эти сферы, в том числе и упрощение процедур торговли. Это более детальные, конкретные правила, чем предусмотренные соглашениями ВТО по упрощению процедур торговли, которые еще не заработали в полном объеме, но, вполне возможно, будут уже в этом году ратифицированы всеми странами.

Это, безусловно, вопросы таможни. Как правило, очень серьезный объем добавленной стоимости создается административным путем при прохождении таможенных формальностей. Соглашения о свободной торговле затрагивают все, что связано с введением единых окон, продвижением уполномоченных экономических операторов, ускорением оформления товаров при их прохождении через таможенную границу. Документами предусматриваются конкретные механизмы — как снизить административные барьеры.

Равнение на АСЕАН


В соглашениях прописаны все вопросы, связанные с техническим регулированием, — это немаловажный элемент, особенно, в части серьезных промышленных товаров с глубокой степенью переработки (получение сертификатов, одобрений). Не секрет, что, к примеру, поставить высокотехнологичную продукцию в Японию сложно. Но не потому, что высокие тарифы или непростая логистика, а потому что сложно получить сертификат на продукцию. И с этим уже столкнулись многие развитые страны.

Не стоит забывать и моменты, связанные с созданием взаимосвязанной инфраструктуры торговли в рамках региональных торговых соглашений. В качестве эталона можно назвать зону свободной торговли АСЕАН. Участники Ассоциации государств Юго-Восточной Азии дальше всего продвинулись в формировании не только торгового режима, но и на его основе инклюзивной среды торговли. Продуманы все логистические вопросы — порты, прямая подводка мультимодальных перевозок по суше к портам, ускорение перегрузки, функционирование единых окон, что позволяет быстро проводить товары через всю логистическую цепь.

Даже такие вещи, как таможенно-тарифное регулирование, установление ввозных таможенных пошлин, тоже могут способствовать развитию торговли, улучшать работу цепочек добавленной стоимости — уходя от сырьевого сегмента в сегменты глубокой переработки, создания технология. Это достигается за счет эскалации ввозного тарифа, что в настоящее время является одним из основных направлений деятельности Евразийской экономической комиссии.

Также активно работаем над тем, чтобы поддержать торговлю мерами финансового содействия экспортерам — в границах, дозволенных правилами ВТО. В Договоре об ЕАЭС прописаны положения, позволяющие работать сейчас над предоставлением инструментов страхования и кредитования. В это дело вовлечены банки развития, экспортно-кредитные агентства государств-членов ЕАЭС. Инфраструктура создается, и мы надеемся, что в ближайшее время она будет реально поддерживать наш экспорт. Как следствие, это приведет к росту перевозок.

ЕАЭС подружился с Вьетнамом


В ЕАЭС сегодня формируется некая карта торгово-политического взаимодействия с нашими внешними партнерами. Подписано и проходит процедуру ратификации торговое соглашение с Вьетнамом, которое было заключено весной этого года и стало первым соглашением о свободной торговле в рамках Евразийского экономического союза.

Президентами пяти стран принято решение начать переговоры о свободной торговле с Израилем. Прорабатывается вопрос с индийской стороной, Египтом, Ираном, Китаем.

Вырисовывается достаточно интересная картина. Когда мы говорим про соглашения о свободной торговле с Ираном и Индией, то понимаем, что они сформируют торговые режимы, которые будут обслуживаться через торговый путь Север-Юг. Он свяжет Россию, Казахстан и Армению с южными странами через Иран. Это серьезное транспортное направление, которое, как это всегда бывает, будет вокруг себя создавать новые производства, новые цепочки добавленной стоимости и новые технологии.

Второе направление — с Запада на Восток. Это Шелковый путь — связь с Китаем и Европой. По большому счету, формируется достаточно серьезный, большой торгово-экономический кластер. Да, он пока не будет представлен в формате некоего макро-торгового блока и иметь единое торговое регулирование, но в тоже время предстанет как связанное экономическое пространство — с продвинутыми торговыми правилами. В середине этого пространства, по сути, и будет находиться ЕАЭС.

О макроблоках


На сегодняшний день можно четко выделить три торговых макроблока: Транстихоокеанское партнерство, Трансатлантическое торгово-инвестиционное партнерство (соглашение между США и ЕС, станет реальностью в обозримом будущем) и блок всеобъемлющего регионального экономического партнерства — соглашение АСЕАН + 6.
Автор: Андрей Гераськин
Источник: CustomsForum.ru

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически

Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.

Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования