Новости
Компании
Бизнесу
Гражданам РФ
Общение
Сервисы
Алихан Мамбеталин Алихан Мамбеталин
Директор департамента таможенного администрирования Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»

Таможенный кодекс ЕАЭС: без барьеров для бизнеса

Фото: depositphotos.com
Казахстанское бизнес-сообщество предложило более 500 поправок в проект документа
Новый кодекс при всех возможных издержках будет учитывать экономические интересы бизнес-сообщества всех стран-партнеров - иначе и не стоило бы вообще вести речь об интеграции.
Действующий Таможенный кодекс Таможенного союза вступил в силу в 1 июле 2010 года и фактически стал первым наднациональным кодифицированным актом, регулирующим таможенные правоотношения в Казахстане, России и Беларуси. Унификация и установление единых ставок Таможенного тарифа были главным условием для создания и полноценного функционирования Таможенного союза.

В связи с переходом на качественно новый уровень интеграции, созданием Евразийского экономического союза, было принято решение о разработке нового модернизированного Таможенного кодекса ЕАЭС. Это продиктовано необходимостью приведения законодательства в соответствие с нормами Договора о создании ЕАЭС, кодификацией международных договоров, регулирующих таможенные правоотношения, и изменением концепции таможенного администрирования.

Замечу, что именно таможенное регулирование обладает высокой степенью воздействия на многие сферы экономики и затрагивает практически любого предпринимателя, да и любого гражданина.

«Таможенное законодательство - это сплав различных отраслей права, которое при правильной «настройке» и «балансировке» способно эффективно стимулировать рост экономики и предпринимательскую активность. Именно поэтому вопросам разработки нового Таможенного кодекса Евразийского экономического союза уделяется столь пристальное внимание».

Для этого на площадке Евразийской экономической комиссии была создана большая группа экспертов из числа государственных органов и представителей бизнес-сообщества четырех стран. Руководит и координирует ее деятельность министр по вопросам таможенного сотрудничества Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Владимир Гошин. Отмечу, что это первый опыт создания объемного кодифицированного акта с участием государственных органов и бизнеса трех сторон, когда предприниматели получили возможность реально участвовать в законотворческом процессе на наднациональном уровне.

В конце 2014 года проект нового Таможенного кодекса был направлен в страны - участницы ЕАЭС (в том числе и в Республику Армения) для проведения внутригосударственного согласования. В настоящее время на площадке ЕЭК на экспертном уровне прорабатываются предложения и замечания сторон к проекту Таможенного кодекса, подготовленные по результатам его внутригосударственного согласования.

Сохранение «принципа резидентства» и унификация таможенной процедуры таможенного транзита


Пока еще рано говорить о конкретных «плюсах» или «минусах» проекта Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, так как работа над ним еще продолжается. В своей работе эксперты НПП исходят из принципа, что любое нововведение в законодательство, будь то внутреннее или наднациональное, не должно создавать дополнительных необоснованных барьеров для бизнеса. Тем более, когда это касается таможенного законодательства - оно должно быть максимально прозрачным и понятным для исполнения всем участникам правоотношений.

Здесь же мы видим, что проект скомпилирован путем механического слияния 25 международных соглашений в сфере внешнеэкономической деятельности без проведения анализа и оценки влияния этих актов на улучшение таможенного администрирования.

В итоге получился громоздкий кодифицированный документ, написанный на сложном языке, с излишне подробной детализацией процедур. Полагаем, что на практике это приведет к серьезным осложнениям и для бизнеса, и для контролирующих органов. Кроме того, выявленные в процессе правоприменения коллизии будет очень сложно изменить, поскольку процедура внесения поправок является сложной и длительной.

Новой Рабочей группой в рамках внутригосударственного согласования подготовлено 552 поправки, исходя из следующих концептуальных подходов.

  • Первое - сохранение «принципа резидентства».
  • Второе - унификация таможенной процедуры таможенного транзита.
  • В-третьих, это оптимизация процедур, предварительное информирование и предварительное декларирование. 
  • Четвертое - исключение уплаты косвенных налогов во всех таможенных процедурах, за исключением транзита. 

Также мы настаиваем на совершенствовании института уполномоченных экономических операторов и упрощении формулировок.

Бизнес Казахстана активно предлагал быстрее отменить «принцип резидентства» в Таможенном союзе. Мы эту идею озвучили еще три года назад. Ведь что такое «принцип резидентства» применительно к таможенному регулированию? Это возможность для участника внешнеэкономической деятельности (ВЭД) провести таможенную очистку груза в любой стране ЕАЭС без привязки к юридической регистрации компании. То есть казахстанская фирма может провести таможенные формальности в армянской, белорусской или российской таможне, и наоборот.

Мы надеялись, что если это будет разрешено, то, используя наше более прогрессивное таможенное администрирование, армянский, российский и белорусский бизнес сможет проводить таможенное оформление грузов в Казахстане. Однако чиновники из ЕЭК полностью выхолостили идею, увязав отмену резидентства с обязательной унификацией уголовного, административного и налогового законодательства. Такое предложение полностью меняет суть и ведет не к конкуренции, а к «уравниловке» юрисдикций.

Государственными органами Республики Казахстан в целом поддержано предложение НПП о необходимости максимального расширения компетенции национального законодательства в части, не затрагивающей интересы других стран ЕАЭС. Например, это критерии к таможенным представителям, перевозчикам, складам временного хранения, свободным складам; порядок проведения таможенных проверок (посттаможенный контроль); процедуры подачи, проверки, отзыва таможенной декларации; система управления рисками и др.

Чьи интересы представляет Таможенный кодекс


В проекте прописаны жесткие нормы, не позволяющие таможенным органам стран ЕАЭС в одностороннем порядке или произвольно ограничивать транзит и создавать искусственные барьеры в торговле с третьими странами. Как, к примеру, это сейчас происходит с российским «санкционным» списком товаров, когда из-за действий российской таможни страдают казахстанские импортеры.

По мнению палаты, Казахстан должен оставить за собой право, разумеется, не в ущерб интересам наших партнеров по Союзу, проводить собственную таможенную политику в рамках общих норм. Но при этом это будет политика, направленная на либерализацию и упрощение таможенных процедур.

Только в этом случае мы сможем получить реальную конкуренцию юрисдикций - когда лучшие законодательные нормы будут служить стимулом для развития предпринимательства в той или иной стране. Тогда наш экономический союз получит положительную динамику и прогрессивный рост.

В настоящее время на площадке ЕЭК на экспертном уровне прорабатываются предложения и замечания сторон к проекту Таможенного кодекса, подготовленные по результатам его внутригосударственного согласования.

Об изменениях в казахстанском таможенном законодательстве


В конце прошлого года главой нашего государства был подписан закон, улучшающий условия для предпринимательской деятельности, который вступил в силу с 1 января 2015 года.

По инициативе Национальной палаты были внесены ряд поправок в законодательство. Перечислю главные из них, поскольку это важно. Это внедрение принципа добровольного признания ошибки участником внешнеэкономической деятельности. Сокращение количества требуемых документов при импорте и экспорте товаров - в рамках улучшения показателя «Международная торговля» в международном рейтинге Doing Business. Законодательное закрепление понятия «транспортно-логистический центр» и другие.

Что это дает? К примеру, принцип добровольного признания ошибки освобождает декларанта от уплаты штрафа и пени в трех случаях:

  • когда изменился код товара при пересмотре решения по его классификации
  • при самостоятельном устранении нарушений, выявленных при камеральной проверке в течение 10 дней
  • самостоятельном устранении нарушений в течение одного года после выпуска товаров до проведения выездной проверки.

Данные инициативы позволяют существенно упростить таможенное администрирование для участников внешнеэкономической деятельности, а также улучшить предпринимательский климат в республике.
CustomsForum.ru, kapital.kz

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?