Новости
Компании
Бизнесу
Гражданам РФ
Общение
Сервисы
Тимур Сулейменов Тимур Сулейменов
Министр по экономике и финансовой политике Евразийской экономической комиссии

В Договоре о ЕАЭС нет правовой нормы по введению единой валюты

В Договоре о ЕАЭС нет правовой нормы по введению единой валюты
Фото: depositphotos.com
Поскольку государства, входящие в ЕАЭС, и члены ЕЭК не занимаются вопросами введения единой валюты, простым гражданам придется и впредь пользоваться обменниками
Выдержки из интервью белорусскому изданию «Звезда» о возможности появления в Евразийском экономическом союзе единой валюты, репатриации, обязательной продаже валютной выручки и параллельном импорте. 

О курсовой политике


На современном этапе развития Евразийского экономического союза в области валютной политики акцент делается на ее согласовании в целях повышения доверия к национальным валютам государств-членов как на внутреннем валютном рынке каждой страны ЕАЭС, так и на международных валютных рынках. Одной из основных форм проведения согласованной валютной политики является координации курсовой политики.

В разделе XІV Договора о ЕАЭС установлено, что координация курсовой политики осуществляется отдельным органом, в состав которого входят руководители национальных (центральных) банков государств-членов и порядок деятельности которого определяется международным договором в рамках союза. Упомянутый международный договор в настоящее время государствами-членами еще не подписан.

Межведомственным Договором о согласованной валютной политике от 12 декабря 2011 года (подписан главами национальных (центральных) банков государств-членов) определен орган, осуществляющий координацию курсовой политики — Консультационный совет по валютной политике (КСВП), в состав которого входят руководители национальных (центральных) банков государств - членов ЕАЭС. Такова правовая сторона координации курсовой политики в рамках союза.

Следует отметить, что реальные возможности национальных (центральных) банков государств — членов ЕАЭС осуществлять скоординированную курсовую политику ограничены. В настоящее время ни один из национальных (центральных) банков наших стран не применяет обменный курс национальной валюты в качестве номинального якоря денежно-кредитной политики и в принципе допускает весьма широкий диапазон его колебаний. В этой связи упор следует делать на развитии других форм проведения согласованной валютной политики:

  • обеспечении взаимодействия уполномоченных органов валютного регулирования и контроля государств-членов по направлениям, определенным Договором о ЕАЭС (обмен информацией; сотрудничество по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений валютного законодательства; совместные аналитические исследования в области валютного регулирования; оказание практической помощи)
  • совершенствовании договорной базы ЕАЭС в части закрепления обязательств государств-членов осуществлять валютную либерализацию и избегать введения валютных ограничений
  • практической реализации положений Договора о ЕАЭС в части гармонизации валютного законодательства

Данная деятельность осуществляется в ходе регулярных заседаний Комитета по финансовым рынкам при коллегии Комиссии, а также реализации мероприятий рабочей группы при данном комитете по вопросам валютного контроля и валютного регулирования на территории ЕАЭС.

Отдельно подчеркну, что в Договоре о ЕАЭС нет правовой нормы по введению единой валюты. Соответственно, стороны Договора о ЕАЭС и Комиссия не ведут работу в этом направлении.

Участники ЕАЭС имеют право ввести валютные ограничения


В настоящее время Евразийской экономической комиссией совместно с уполномоченными органами валютного регулирования и контроля государств-членов ЕАЭС ведется подготовка проекта соглашения о согласованных подходах к регулированию валютных правоотношений и принятии мер либерализации.

В соответствии с проектом данного международного правового акта государства-члены ЕАЭС предполагают не применять требование об обязательной продаже иностранной валюты в отношении резидентов своего государства. Договаривающиеся стороны также допускают, что резиденты одного государства-члена ЕАЭС смогут без ограничений открывать счета (вклады) в иностранной валюте и в национальной валюте в уполномоченных организациях другого государства-члена ЕАЭС.

Именно таким образом предполагается урегулировать в рамках ЕАЭС вопросы репатриации и обязательной продажи валютной выручки. Вместе с тем у государств-членов нашего интеграционного объединения имеется право ввести валютные ограничения на срок до одного года в исключительных случаях, оговоренных в Договоре о ЕАЭС.

Про исчерпание исключительного права на товарный знак


Рассматриваются два противоположных подхода. Первый - сохранение регионального принципа исчерпания прав, который предполагает, что выпущенный в обращение правообладателем товар в рамках Евразийского экономического союза не может быть ограничен в перемещении. Если правообладатель выпустил конкретный товар, обозначенный товарным знаком, например, в России, то на границе России и Беларуси, России и Казахстана и так далее он не может требовать согласования дальнейшей продажи товара, потому что на единой экономической территории должно обеспечиваться свободное передвижение товаров.

В то же время он имеет право в пределах нашего объединения, состоящего из пяти стран — Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России, — ограничивать ввоз аналогичной продукции извне. Условно говоря, правообладатель товарного знака TOYOTA, зарегистрированный и охраняемый на территории Беларуси, может повлиять на возможность ввозить определенное количество машин той же марки импортеру из третьих стран.

Международный принцип исчерпания прав, за введение которого выступает, например, Федеральная антимонопольная служба РФ, подразумевает, что товар может передвигаться без согласования с правообладателем, то есть никто не имеет права ограничивать «параллельного» импортера.

«Плюсы» регионального принципа исчерпания прав в том, что обеспечивается дополнительная защита прав инвесторов, «производственников», тех юридических лиц, которые платят налоги и создают рабочие места. Это привлекательно для них, потому что их товары охраняются законодательством о товарных знаках, что становится еще одним уровнем защиты на рынке сбыта. В то же время в рамках международного принципа исчерпания прав теоретически должно работать правило - чем больше импортеров работает на рынке, тем ниже цены.

Попытка построить гибридный принцип


На этих конфликтующих экономических теориях мы пытаемся построить гибридный принцип. В ЕЭК создана рабочая группа по выработке предложений в отношении дальнейшего применения принципа исчерпания исключительного права на объекты интеллектуальной собственности, которая провела уже три заседания.

Мы вышли с предложением о внедрении системы, в которой по умолчанию действует региональный принцип исчерпания прав. Но если становится понятно, что правообладатель злоупотребляет своим положением, завышает цены на социально важный товар, тогда один из органов союза принимает решение о применении в отношении этого товара международного принципа исчерпания прав и таким образом легитимизирует «параллельный» импорт этой продукции.

Соответственно, конкурентная ситуация выравнивается, а правообладатель, нарушивший «джентльменское соглашение», лишается защиты и вынужден действовать в условиях конкуренции с «параллельным» импортом.
CustomsForum.ru

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?