Антон Кожанков
Советник генерального директора по правовым вопросам ООО «Таможенно-Брокерский Центр»

В Казахстане против нынешней версии Таможенного кодекса ЕАЭС

2015-06-26 В Казахстане против нынешней версии Таможенного кодекса ЕАЭС
Фото: depositphotos.com
Представители Казахстана заблокируют принятие Таможенного кодекса, поскольку он не дает необходимых эффектов для развития страны
29 июня на очередном заседании экспертной группы Республика Казахстан презентует 552 поправки в кодекс, которые смогут обеспечить дальнейшее развитие экономики государства.
Российская Федерация представила свои последние предложения по проекту Таможенного кодекса Евразийского экономического союза 18 июня. Всего около 145 поправок. Когда мы подключились к разработке проекта Таможенного кодекса, предложения бизнеса вообще никто не слышал. Однако в Республике Казахстан другое отношение к предпринимательству. Да и бизнесмены там крайне агрессивные, к их мнению прислушиваются. Поэтому казахские чиновники встали насмерть и сказали: «мы не пропустим этот кодекс, он не дает необходимых эффектов для развития нашей страны»!

2 июня Республика Казахстан внесла свои поправки в количестве 552 штук, причем, концептуального характера. 29 июня пройдет очередное заседание рабочей группы, на котором и произойдет презентация этих предложений – того, что хочет Республика Казахстан от ТК ЕАЭС.

Что нас ждет дальше – непонятно! Говорить сейчас о том, каким будет кодекс, когда его доработают, с какого числа он вступит в силу, не представляется возможным. Есть только четкое понимание того, что в июле состоится четырнадцатое совещание экспертов, а пятнадцатое – где-то в начале сентября. Есть договоренность о том, что 22-23 сентября на базе Финансового университета при правительстве РФ пройдет двухдневный семинар, в ходе которого озвучат последние наработки.

На портах в Находке и Владивостоке можно будет поставить крест


Пока известен один концептуальный подход, исповедуемый Республикой Казахстан, - убрать из Таможенного кодекса все, что касается таможенных платежей, не связанных с таможенной пошлиной. И перенести на уровень национального законодательства – в Налоговые кодексы стран-участник ЕАЭС. Потому что вопросы таможенных пошлин – это наднациональное регулирование, а налогообложение – национальное регулирование.

Еще один момент – усиление пост-аудита. На совершение таможенных операций и принятие решений при декларировании и выпуске товаров должно отводиться минимальное время. Все остальные вопросы предлагается перенести на пост-аудит.

Президентская программа Республики Казахстан «Сто шагов навстречу бизнесу» также предполагает развитие транзитного потенциала Китай-Европа. У них принципиальный вопрос – перенос мест совершения таможенных операций подальше от границ. То есть, создание так называемых сухопутных портов, в которых грузы будут обрабатываться по максимуму терминальным способом, не забивая узкие зоны самих пунктов пропуска. И именно в таких «портах» планируется формировать окончательное направление поставок – Россия, Иран, Европа и другие. Все это позволит повысить транзитную привлекательность Республики Казахстан.

Скажу только одно – если казахские товарищи это сделают (особенно на фоне их активности по разработке «Единого окна»), то Транссиб точно потеряет свою привлекательность. А про наши порты в Находке и Владивостоке можно будет надолго забыть. К тому же «Дорожная карта» по совершенствованию ситуации в морских портах не реализуется должным образом – так, как этого ожидает бизнес.

За беспорядок в законодательстве платят покупатели


Учитываются ли при работе над ТК ЕАЭС 16 инициатив по созданию цифрового рынка и трансграничной торговли, которые в мае опубликовала Еврокомиссия? Нет! Вопрос обработки данных, стандарты данных, формы – самый болезненный! Будет ли присутствовать в документе понятие «каботаж», «каботажные перевозки»? Это еще один проблемный момент!

Кто ответит за такой беспорядок, за увеличивающее количество неурегулированных вопросов? Сегодня за все, к сожалению, платит даже не бизнес. За все это платим мы с вами, приходя в магазин.

Для сведения – с 1 февраля 2016 года планируется ввести новую структуру и новый состав Евразийской экономической комиссии. Думаю, что если кто-то и будет отвечать за промахи, то это, скорее всего, нынешние чиновники из ЕЭК. Прецедент уже есть, практика уже сложилась. В прошлый раз неурегулированность вопросов на национальном уровне обернулась тем, что за это ответили чиновники наднациональной регулирующей организации - секретариата комиссии Таможенного союза.
Автор: Андрей Гераськин
Источник: CustomsForum.ru

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически

Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.

Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования