Участники ВЭД властям: 30% логистических компаний не переживут коронакризис
Гильдия участников ВЭД «Гермес», Ассоциация деловых партнеров в сфере внешнеэкономической деятельности и Национальная ассоциация таможенных представителей обратились за поддержкой к первому вице-премьеру РФ Андрею Белоусову.
Мировой экономический кризис, вызванный пандемией Covid-19, в совокупности с падением цен на нефть негативно отразился на внешнеэкономической деятельности России и, как следствие, на деловой активности в таможенно-логистической отрасли.
«Сейчас наблюдается спад международного товарооборота, трудности с привлечением кредитных средств и нарушение получателями грузов договорных обязательств по оплате перевозки, таможенному оформлению и хранению. Все участники ВЭД сейчас переживают непростые времена».
Самые крупные компаний увеличивают дебиторскую задолженность, а малые компании ждет серьезный кассовый разрыв, который приведет к уходу с рынка до 30% организаций.
«Если не будут предприняты необходимые меры, то пострадают все отрасли, задействованные в цепочке международных поставок. Уже в конце мая мы можем увидеть первые перебои с поставками и повышение цен. А к концу 2020 года рынок транспортно-логистической отрасли сократиться до 30%, так как даже у самых устойчивых компаний увеличивается размер дебиторской задолженности».
Эксперты прогнозируют: если сценарий с подобными негативными тенденциями будет затягиваться, то это приведет:
К перебоям с поставками товаров (продуктов питания, фармацевтической и медицинской промышленности);
К накоплению грузов в пунктах пропуска, в том числе на морских портах;
«Задержка груза в порту приводит к дополнительным издержкам на хранение груза. Повышенные затраты лягут на плечи грузовладельцев, а в итоге — на конечных потребителей».
К простою промышленных предприятий из-за отсутствия своевременных поставок импортных комплектующих;
К увольнению сотрудников таможенно-логистической отрасли.
Меры, которые необходимо принять на государственном уровне для снижения влияния на логистов
Участники внешнеэкономической деятельности просят:
Признать таможенных представителей, экспедиторов и других участников ВЭД организациями, оказывающими жизненно важные услуги;
Обязать Федеральную таможенную службу, Россельхознадзор и Роспотребнадзор в экстренном порядке перейти на электронный документооборот;
Предоставить отсрочку в шесть месяцев от уплаты платежей, доначисленных в результате проверок таможенными органами после выпуска товаров;
Перенести запуск мероприятий по маркировке обуви, одежды и шин под знаком «Честный знак», чтобы не замедлять импорта этих товаров;
Определить Министерство транспорта координатором переговорного процесса между таможенно-логистическими компаниями и морскими перевозчиками и стивидорными компаниями, работающими в морском порту Санкт-Петербурга и других портах России, о предоставлении отсрочки на оплату морской перевозки и платежей за погрузо-разгрузочные операции в морском порту. Это станет первым шагом в создании Санкт-Петербургского портового сообщества, о необходимости которого сообщил президент РФ в конце марта.
«Это минимальная часть мероприятий, которая может помочь обеспечить непрерывность цепочек поставок в условиях противодействиям кризисным явлениям в экономике. В противном случае логистические проблемы начнут задевать всех участников международных цепочек, включая промышленные предприятия и конечных покупателей, уже начиная с конца мая».