ЛЕНТА НОВОСТЕЙ

У нас возможности проверять маркированные изделия практически сведены к нулю

Фото: Павел Косолапов,

О том, как в России проходит маркировка меховых изделий, о результатах проверок торговых точек и легализации бизнеса.

Как вы знаете, в 2016 году маркировка изделий из натурального меха контрольными идентификационными знаками стала в Российской Федерации обязательной для всех участников товарооборота. Включая производителей, поставщиков, импортеров, оптовиков и розничных продавцов.

При этом в Кодекс об административных правонарушениях были внесены изменения: за оборот немаркированных изделий из натурального меха и нарушение порядка маркировки на территории РФ предусмотрена административная ответственность. И в Уголовный кодекс также были внесены изменения.

Как это работает и выглядит на практике? Основным принципом системы маркировки меховых изделий является передача в информационный ресурс данных о перемещении маркированного товара на каждом этапе. То есть, от производителя, поставщика, импортера и заканчивая реализацией конечному потребителю.

Товар снабжается контрольным идентификационным знаком. Для приобретения этих контрольных идентификационных знаков бизнес направляет заявки через Личный кабинет на сайте Федеральной налоговой службы. Информация, содержащаяся в КИЗе, дублируется в информационной системе, оператором которой является ФНС.

В знаке и информационной системе содержатся данные о самом изделии — о его изготовителе, характеристиках, сведения о том, что данное изделие соответствует требованиям техрегламентов (номер и дата либо декларации соответствия, либо сертификата соответствия, либо свидетельства о государственной регистрации). Помимо этой информации, в информационной системе также содержатся сведения о результатах проведенных контрольно-надзорных мероприятиях.

Кто и что проверяет

Уполномоченными органами по обеспечению контроля за оборотом товаров, подлежащих маркировке, являются Роспотребнадзор (на территории РФ), Федеральная таможенная служба (таможенный контроль) и Федеральная налоговая служба (контроль за своевременностью предоставления сведений в государственную информационную систему и их достоверностью). Таким образом, контролирующие органы могут отслеживать путь товара от производителя до прилавка.

Контроль за оборотом маркированных товаров на территории РФ осуществляется в рамках ФЗ-294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля». Учитывая то, что в ходе реформ существенно снизилась нагрузка на бизнес, мы существенно снизили количество проверок — до 30% плюс надзорные каникулы у малого бизнеса, соответственно, у нас возможности проверять/контролировать такие изделия практически сводятся на ноль.

Территориальными органами Роспотребнадзора по всей стране проведено всего лишь 1200 проверок. На наличие контрольных идентификационных знаков и правильность их заполнения проверено более 75 тыс. единиц товаров.

Лишь в 773 случаях было выявлено свыше 15 тыс. единиц продукции, которая реализовывалась с нарушениями. Либо отсутствовал контрольный идентификационный знак, либо информация, содержащаяся в нем, не соответствовала сведениям из государственной информационной системы маркировки товаров. То есть, подделка.

По фактам выявленных нарушений было наложено 395 штрафов на сумму более 450 миллионов рублей, арестовано меховых изделий на общую сумму свыше 600 миллионов рублей.

По данным Федеральной налоговой службы, по итогам 2017 года число субъектов рынка меховых изделий, зарегистрировавшихся в государственной информационной системе, достигло 9,9 тыс. участников. При этом около 24% зарегистрированных субъектов ранее не отчитывались перед налоговыми органами, что свидетельствует о добровольной легализации участников товарооборота. Официально зафиксированный в 2017 году оборот меховых изделий вырос в 7 раз по сравнению с 2016 годом.

Плюс лекарства и табак

На этом реформирование не заканчивается. На сегодняшний день маркировке также подлежат лекарственные препараты. Вводится эксперимент по добровольной маркировке табачных изделий.

В зависимости от вида продукции маркировка может производиться радиочастотными метками, RFID-метками, линейными штрихкодами, двухмерными штрихкодами. Если по меховым изделиями оператором информационной системы является Налоговая служба, то для табачной продукции — ООО «Оператор-Црпт», который относится к Центру развития перспективных технологий госкорпорации Ростех.

Маркировка контрольными идентификационными знаками по сути является механизмом прослеживаемости товаров. Уверен, что в скором времени она заменит такие надзорные функции, как плановые проверки. Так, Роспотребнадзором было принято решение исключить участников рынка маркированной продукции из перечня плановых проверок. В отношении них будут проводиться только внеплановые проверки.

CustomsForum.ru
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ

Итоги'17: промаркировано порядка 2,3 млн импортных и отечественных изделий из меха Мы, бизнес, готовы помогать государству в задаче учета информации о товарах Эксперимент по маркировке драгоценных металлов, камней и изделий из них стартует 1 июня

ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ

ВСЕ НОВОСТИ