На ваш вопрос
ответят профессионалы
рынка ВЭД
Используйте вашу учетную запись на Facebook.com для входа на сайт. или зарегистрируйтесь с e-mail
Присоединяясь или входя
через социальную сеть, вы принимаете
Пользовательское Соглашение
Сегодня 18.10.2018 Курсы валют ЦБ РФ
Стратегический партнер проекта
Анна Горнова Анна Горнова
Координатор проекта «Морская политика» Центра стратегических оценок и прогнозов

Если власть повернется к Морю, Россия может стать мощным интегратором на международной арене

2018-03-29 Если власть повернется к Морю, Россия может стать мощным интегратором на международной арене
29.03.2018 16:21 0 Архив |
Если власть повернется к Морю, Россия может стать мощным интегратором на международной арене
Фото: depositphotos.com

По словам спикера, кадры морского флота — это люди долга и чести, непримиримые к коррупции и другим негативным проявлениям власти

О морском пространственном планировании, роли экологии в протекционистской политике и карт-бланше России в морской экономике.

Мир постепенно движется в «голубую экономику», основой и движущей силой которой являются моря и океаны, занимающие более 70% поверхности Земли. Все больше стран видят в «голубой экономике» новые точки своего социально-экономического роста.

Рост морской доли отмечается в национальных экономиках многих стран. Океан и морская экономика рассматриваются как новый виток современной геополитики.

Для прибрежных стран и островных государств морская экономика открывает новые перспективы в разработке нефти и газа на морском дне, в портовом строительстве, развитии судоходства, морского транзита и логистики, рыболовства и марикультуры. Вследствие повышения промышленной нагрузки на моря и океаны, экологические требования к топливу и промышленным материалам будут неизбежно повышаться, что обеспечит развитие инновационных технологий, которые со временем преобразят жизнь на материке, создавая «умные», чистые, зеленые города. Качество жизни становится основным приоритетом общества.

Морским пространственным планированием занимаются около 40 стран

О возросшем значении морской составляющей во внешней и внутренней политике Европейского Союза свидетельствует жесткий контроль выполнения Директивы Европейского парламента и Совета ЕС 2014/89/ЕС «О создании основы для планирования морских пространств». 7 декабря 2017 года дела о невыполнении положений Директивы тремя странами — Болгарией, Грецией и Финляндией переданы в суд ЕС.

Согласно Директиве, к 31 марта 2021 года страны должны разработать морские территориальные планы. До 18 сентября 2016 года Директива обязала все страны сформировать у себя органы управления, ответственные за ее реализацию, а также ввести в действие соответствующие законы, правила и административные положения.

Сегодня около 40 стран занимаются морским пространственным планированием (МПП). И каждая по-своему сформулировала принципы управления морехозяйственной деятельностью. Степень и формат общественного участия в планировании морских пространств в разных странах тоже очень сильно отличаются.

МПП применяется для организации и контроля безопасного использования морских акваторий, контроля природоохранных объектов и охраняемых территорий, районов проведения научных исследований, прокладки подводных кабелей и трубопроводов, регламентации морского прибрежного туризма.

Предполагается также, что международное сообщество может применить этот инструмент для разработки трансграничного морского пространственного плана для Арктики с учетом изменения климата и повышения доступности Северного Ледовитого океана, для управления зонами в открытом море, а также достижения целей глобального управления Мировым океаном.

На данном направлении России нельзя отставать. В противном случае проиграем протекционистскую политику, которую страны все чаще ведут экологическими методами.

С каким заделом в морскую экономику входит Россия?

Площадь морских пространств, находящихся под суверенитетом или юрисдикцией РФ, превышает 7,5 млн квадратных километров. Протяженность морских границ — свыше 38 тысяч километров.

Сегодня морская деятельность в России регулируется международными нормами морского права, 35 федеральными законами, указами президента РФ, постановлениями правительства РФ и осуществляется в рамках отраслевых планов, результаты выполнения которых обнадеживают.

За последние годы наблюдается стабильный рост перевалки грузов в портах

По данным Минтранса, грузооборот морских портов России в 2017 году достиг 786,4 млн тонн. Новый арктический порт Сабетта стал мощной инфраструктурной опорой на Севморпути. Начаты отгрузки СПГ. Приняты важнейшие для развития морского флота и смежных отраслей поправки в статью 4 Кодекса торгового мореплавания РФ о расширении понятия «каботаж», направленные на закрепление национальных интересов России в Арктике.

Объем перевозок грузов в акватории Севморпути в 2017 году составил 9,93 млн тонн. К 2030 году планируется его довести до 70–80 млн тонн в год.

Создан конкурентный правовой режим Российского международного реестра судов, благодаря чему растет количество судов под российским флагом. На начало 2018 года в Российском международном реестре судов зарегистрировано 1141 судно суммарным дедвейтом более 4,5 млн тонн.

В рыбохозяйственном комплексе поставлены амбициозные цели

По данным Росрыболовства, объем вылова водных биоресурсов в 2017 году стал рекордным для отрасли за последние 25 лет и составил 4,9 млн тонн. Доходы госбюджета от деятельности рыбопромышленного комплекса превысили 40 миллиардов рублей.

В настоящее время вводятся в промышленную эксплуатацию новые массовые объекты промысла на Дальнем Востоке. В отрасли работает более 270 тысяч человек, еще более одного миллиона рабочих мест отрасль создает в смежных областях.

Обновленная отраслевая Стратегия в период с 2018 по 2030 годы потребует более 600 млрд частных инвестиций, и этот процесс уже начат. К 2030 году поставлена цель — среднегодовой рост не менее 5% и удвоение вклада отрасли в ВВП. При этом прогнозируется рост вылова — до 5 млн т. в год, обновление около 50% мощностей промыслового флота, снижение среднего возраста судов с 30 до 20 лет, поэтапное увеличение доли продукции с высокой добавленной стоимостью до 40%. Производство аквакультурной продукции планируется довести до 700 тыс. тонн.

В 2017 году зафиксирован беспрецедентный рост объема инвестиций в инфраструктуру Дальнего Востока. По данным Минвостокразвития, резиденты ТОР и свободного порта Владивосток вложили в экономику Дальнего Востока более 90 млрд рублей. К 2020 году планируется создать 350 новых предприятий с 34 тыс. новых рабочих мест.

Планирование крупных приморских городов может оказаться малоэффективным

Планировалось, что законопроект «О морском пространственном планировании в РФ», который, в частности, преследует цель укрепить геополитическую позицию страны, будет внесен в Государственную думу РФ в начале 2016 года. Тем более, что и база для этого появилась — в акватории Финского залива АО «НИИП Градостроительства» провело научно-исследовательскую работу по изучению методики проведения МПП, встраивания его в правовую структуру страны. Работа проводилась в тесном сотрудничестве с немецкими коллегами. В 2014 году была подготовлена концепция законопроекта. Параллельно Минобороны РФ разрабатывало законопроект о морской деятельности.

Экспертов беспокоит, что документ разрабатывался под проблемы нефтегазового комплекса в северных морях, а носить будет универсальный характер. В связи с этим планирование крупных приморских городов может оказаться малоэффективным. При узковедомственном подходе неизбежны межотраслевые и межрегиональные конфликты, неэффективность освоения территории в целом.

Специалисты неоднократно заявляли, что при огромных морских владениях стране необходим отдельный закон о морском планировании, который вмещал бы в себя вопросы комплексного экологически безопасного и рационального природопользования.

У России есть хорошие возможности стать лидером в морской экономике

Этот потенциал — часть нашего генетического кода, он сформирован нашей историей, нашими предками и щедро обеспечен природными ресурсами. Его надо реализовать.

Что для этого требуется? Требуется политическая воля, финансовый и административный ресурс. То есть — направить финансы на реализацию национальных интересов России в морской экономике, повысить статус морской деятельности в структуре власти, увеличить морское представительство в структурах власти и общественных институтах.

Следует отметить, что кадры морского флота — это люди долга и чести, непримиримые к коррупции и другим негативным проявлениям власти, поэтому их нужно максимально использовать для решения государственных задач.

Ментальность прибрежного населения разных стран основана на партнерстве с природой и единении. Менталитет Морской России сегодня как никогда подходит для решения непростых вопросов международной политики и должен быть востребован.

В преддверии ожиданий по обновлению состава правительства данное направление видится весьма перспективным и требующим внимания президента — с учетом открывающихся для России возможностей.

Как показывает практика, основная проблема морской деятельности сегодня — это межведомственность, которая напрямую тормозит решение многих проблем. Случается, даже так, что решение по вопросам развития отрасли принимает вовсе не отраслевое ведомство. В результате такие принятые решения затем дают обратный эффект, падает мотивация бизнеса, а в других случаях напротив — страдают интересы государства.

У России сегодня хорошие экономические отношения со странами АТР, БРИКС, которые живут и комфортно себя чувствуют в морской экономике, являясь первоисточником ее концепции.

Геополитический карт-бланш России в морской экономике очевиден. Успешная интеграция России в морскую экономику — одна из стратегически важных задач на долгосрочную и среднесрочную перспективу. Морская экономика предоставляет России отличные шансы, которые надо эффективно реализовать. Морская Россия объединяет все политические силы в стране. Если власть повернется к Морю, Морская Россия может стать мощным интегратором на международной арене.

В заключение еще раз подчеркну: крайне важна скоординированность морского и территориального планирования, поскольку любая деятельность на море тесно связана с берегом. И на всех этапах планирования требуется привлекать все заинтересованные стороны, использовать всю доступную информацию, включая традиционные знания и опыт местного населения.

Автор: Андрей Гераськин
Источник: CustomsForum.ru

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Новости ВЭД на вашем сайте

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически

Онлайн-оплата таможенных пошлин и платежей таможенной картой

Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.

Таможенная карта - ваш надежный инструмент для расчетов с таможней

Все виды таможенных платежей 24/7. Получите таможенную карту в вашем банке.