Система прослеживаемости: меньше издержек для бизнеса, больше контроля для государства
С 2015 года Евразийская экономическая комиссия готовит проект внедрения единой системы прослеживаемости товаров в ЕАЭС. Для того чтобы сделать путь от производителя до потребителя максимально прозрачным и контролируемым.
С помощью нашего сегодняшнего спикера — генерального директора консалтингового агентства «Just Logistics» Людмила Тесёлкиной — мы разбираемся в том, что необходимо знать про новую систему прослеживаемости товаров.
Зачем нужна система прослеживаемости
Проект создания единой системы прослеживаемости товаров — одна из инициатив глав государств Евразийского экономического союза, которую планируется разработать до 2025 года.
«Предполагается, что благодаря проекту потребители будут получать всю информацию о своих покупках, бизнес снизит операционные издержки, а государства-участники ЕАЭС смогут заметно улучшить контроль по налогам и уровню фальсификата на рынке. С 2019 года эксперимент по прослеживаемости стартовал в России».
О проведении эксперимента по прослеживаемости продукции было заявлено в госпрограмме «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» (утверждена постановлением правительства РФ от 15 апреля 2014 года № 320).
С 12 июля действует подготовленное Минфином постановление правительства РФ от 25 июня 2019 года № 807 «О проведении эксперимента по прослеживаемости товаров, выпущенных на территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления».
«Без понимания новых условий и грядущих вызовов бизнес едва ли успеет к ним подготовиться, что неминуемо повлечет убытки. Предлагаю спираль развития событий по введению механизма прослеживаемости, начиная с 2015 года, чтобы понять, как и когда „таможенный орган сможет сопоставить фактическую продажу товаров с заявленной при декларировании таможенной стоимостью, сделать вывод о том, насколько декларант был объективен во взаимоотношениях с таможней, определить, есть ли необходимость доначисления платежей“.
В соответствии с паспортом проекта главная его цель — „повышение средней таможенной стоимости прослеживаемых товаров“. Для этого будет создан интегрированный информационный ресурс, содержащий ключевую налоговую и таможенную информацию об участниках внешнеэкономической деятельности, включающий оценку их благонадежности по налоговым и таможенным рискам.
«Указанная работа связана с формированием единого механизма администрирования налоговых и таможенных платежей, которая охватывает все этапы оборота товаров с момента их ввоза.
Предполагается, что внедрение новых технологий и постепенное формирование единого информационного пространства администрирования позволит значительно повысить собираемость доходов в бюджеты государств без увеличения налоговой нагрузки, а также стимулирует справедливую конкуренцию и улучшение условий ведения бизнеса».
Основные положения по формированию национальной системы прослеживаемости товаров будут сформулированы на основании анализа данных из таможенных деклараций, систем маркировки товаров, контроля за правильностью исчисления и уплаты НДС, а также контрольно-кассовой техники.
Приоритеты системы прослеживаемости
Все началось в 2015 году с указа № 31 президента РФ, согласно которому была создана Государственная комиссия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции. Затем правительственным постановлением от 17 июля 2015 года № 718 «Об утверждении регламента Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции и регламента комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в субъекте Российской Федерации» был утвержден порядок ее работы.
«Как некий промежуточный итог по созданию национальной системы противодействия незаконному товарообороту в конце 2015 года в Послании федеральному собранию 3 декабря президентом была поставлена задача сформировать целостный механизм администрирования налоговых, таможенных и других фискальных платежей».
При этом было отмечено, что основными направлениями работы в реализации данного направления должны стать:
Углубление межведомственного обмена информацией при проведении контрольных мероприятий;
Определение основных векторов по созданию единой информационной системы контроля в части смежных процессов налогового и таможенного администрирования;
Создание интегрированного информационного ресурса, содержащего ключевую налоговую и таможенную информацию об участниках внешнеэкономической деятельности, включая оценку их благонадежности по налоговым и таможенным рискам;
Дальнейшее интегрирование модулей налоговых и таможенных рисков в АСК НДС-2, что позволит контролировать реальную таможенную стоимость товара и уплату налогов и таможенных платежей от момента импорта до розничной реализации (переработки);
Выстраивание системы прослеживаемости товаров в рамках ЕАЭС.
Логичным продолжением инициативы стало правительственное распоряжение от 5 декабря 2016 года № 2592-р «Об утверждении Стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2020 года и плановый период до 2025 года».
«Особенно важны для дальнейшего анализа хода внедрения системы прослеживаемости следующие аспекты: деление отраслей промышленности, реформирование мер государственного регулирования и контроля, в которых выделены первоочередные приоритеты в краткосрочной и среднесрочной перспективе.
В Стратегии особо обращено внимание на следующее: «учитывая, что незаконный оборот промышленной продукции является частью теневого сегмента экономики, однозначно оценить его объемы не представляется возможным. Однако можно выделить целый ряд отраслей, где вопрос незаконного оборота промышленной продукции стоит крайне остро».
Приоритеты в краткосрочной перспективе
Отрасль | Основные проблемы |
Пищевая промышленность | Фальсификация продукции; Несоблюдение производителями обязательных требований к безопасности, установленных техническими регламентами. |
Легкая промышленность | Значительная доля импорта готовой продукции, ввозимой на территорию с нарушением таможенного законодательства; Многочисленные нарушения в сфере защиты прав интеллектуальной собственности и требований о техническом регулировании. |
Фармацевтическая промышленность
| Фальсификация продукции; Выявляются препараты без маркировки на русском языке, выпущенные в соответствии со стандартами иных государств для реализации в другие государства, без прохождения обязательной процедуры подтверждения соответствия обязательным требованиям к безопасности; Значительная доля незаконного оборота фармацевтической продукции в общем обороте продукции фармацевтической промышленности приходится на интернет-аптеки. |
Медицинская промышленность | Существует проблема оборота фальсифицированных медицинских изделий, а также сопровождения их поддельными регистрационными удостоверениями и эксплуатационными документами; По результатам проверок медицинских изделий выявляются несоответствия установленным требованиям качества, безопасности, несущие в том числе угрозу жизни и здоровью граждан при их применении, а также признаки незарегистрированных и фальсифицированных товаров данной категории. |
Автомобильная промышленность | Ввоз и реализация контрафактных автозапчастей в сегменте легковых автомобилей; Несоблюдение производителями обязательных требований к безопасности, установленных техническими регламентами. |
Авиационная промышленность | Проблема своевременного выявления в процессе эксплуатации авиационной техники неаутентичных компонентов воздушного судна (агрегатов и запасных частей с неподтвержденным жизненным циклом), использование которых в составе воздушных судов может представлять угрозу безопасности полетов. |
Сельскохозяйственное машиностроение | Ввоз комбайнов в частично разобранном некомплектном виде в обход действующих квот. |
Приоритеты в среднесрочной перспективе
Отрасль | Основные проблемы |
Топливная промышленность | Несанкционированный отбор топлива из нефтепродуктопроводов путем незаконных врезок и переработки данного топлива на незаконных нефтеперерабатывающих заводах в топливо низкого качества, что является одним из основных каналов незаконного поступления продукции на рынок. |
Химическая промышленность | Незаконный оборот характерен для парфюмерно-косметической продукции в части реализации фальсифицированной продукции; Реализация не соответствующих требованиям безопасности химических удобрений, которые, как правило, сопряжены с незаконным использованием товарных знаков. |
Электронная промышленность | Фальсификация электроосветительной арматуры и электрических ламп. |
Кабельно-проводниковая промышленность | Несоблюдение производителями обязательных требований к безопасности, установленных техническими регламентами; Реализация фальсифицированной продукции. |
Производство строительных материалов | Незаконный оборот чаще всего затрагивает цементы, сухие смеси и иные материалы, кроме сборных железобетонных конструкций и деталей. |
Индустрия детских товаров | Выработка мер противодействия незаконному обороту детских товаров с учетом особенностей обращения указанной продукции и последствий использования некачественных товаров в этой сфере. |
Машиностроение | Выработка мер противодействия незаконному обороту промышленной продукции при производстве и поставке оборудования и компонентов для опасных производственных объектов. |
Особое внимание разработчики Стратегии уделили Перечню основных мер, направленных на противодействие незаконному обороту промышленной продукции в России. Среди приоритетных:
Реализация систем прослеживаемости промышленной продукции на всех этапах ее производства, переработки, перемещения, хранения и реализации;
Развитие международного сотрудничества РФ в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции;
Внедрение риск-ориентированных подходов в контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти исходя из уровня риска наличия в поставках (продажах) контрафактной промышленной продукции и (или) фальсифицированной промышленной продукции как по странам-поставщикам (производителям), так и по отдельным видам продукции;
Совершенствование таможенно-тарифного регулирования и таможенного администрирования;
Разработка и внедрение на территории РФ системы маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками, позволяющей потребителям проводить проверку законности промышленной продукции, в том числе, посредством мобильной связи;
Сокращение нарушений в сфере технического регулирования, ликвидацию рынка услуг по представлению поддельных документов, подтверждающих соответствие продукции обязательным требованиям к безопасности, установленным техническими регламентами, в том числе в части выдачи сопроводительных документов (ветеринарных, фитосанитарных и др.), сертификатов соответствия, деклараций соответствия, протоколов испытаний промышленной продукции.
«Вышеуказанные меры тесно переплетены друг с другом, начиная хотя бы с того, что введение системы прослеживаемости невозможно без первоначального и параллельного внедрения обязательной маркировки товаров идентификационными знаками.
Акценты ставятся и на том, что приоритетная задача обязательной маркировки товаров это — сокращение объемов контрафактной и фальсифицированной продукции, а системы документальной прослеживаемости — обеление секторов экономики, связанных с прослеживаемыми товарами и повышение эффективности таможенного и налогового контроля».
От редакции
В следующем «Большом вопросе» мы подробно рассмотрим ключевые особенности законопроекта «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (о создании национальной системы прослеживаемости товаров)».
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ