Сложности и хитрости работы: к чему привела диспетчеризация таможенных деклараций
CustomsForum.ru, BMJ-logistics, FM Logistic и AsstrA о неудобствах диспетчеризации, контроле со стороны ФТС и уловках импортеров.
Если сказать, что 1 февраля 2021 года изменило жизнь участников ВЭД, то это ничего не сказать. Именно в этот день ФТС России запустила систему диспетчеризации таможенных деклараций, которые теперь распределяются по 16 ЦЭДам по следующему принципу:
декларации на энергетические и подакцизные грузы автоматически направляются для оформления соответственно в ЦЭД Центральной энергетической таможни и в ЦЭД Центральной акцизной таможни;
декларации на товары, прибывающие морским транспортом, в зависимости от точки их ввоза направляются в Балтийский, Новороссийский и Владивостокский ЦЭДы. Декларации на товары, прибывающие в Московский авиационный узел, — в Авиационный ЦЭД;
декларации по остальным товарам направляются в ЦЭДы в соответствии с регионом их налоговой регистрации (ИНН, КПП декларанта).
Шок, неизвестность и, самое главное, непонимание со стороны бизнеса в первые дни эксперимента сменились хитростями, к которым стали прибегать импортеры. Следствием этого стал более пристальный контроль со стороны ФТС, причем не только участников ВЭД, но и самих сотрудников ведомств.
CustomsForum.ru узнал у представителей логистических компаний, с какими проблемами из-за введения диспетчеризации они уже столкнулись, что не устраивает их в системе и кто все-таки может получить определенные преимущества в данной ситуации.
BMJ-logistics: всем приходится приспосабливаться к существующим реалиям
Заместитель генерального директора компании BMJ-logistics Константин Бондаренко отметил, что одним из результатов введения диспетчеризации таможенных деклараций стала многократно возросшая нагрузка на инспекторский состав в авиационных и морских ЦЭДах.
«Сроки оформления увеличиваются, срабатывают риски по досмотрам, количество которых в свою очередь существенно выросло. Разумеется, такая ситуация не устраивает бизнес».
Константин Бондаренко также рассказал два случая, в которых участники ВЭД хитростью подали ДТ.
Случай № 1
При подаче декларации на товары в ЦЭД Московской областной таможни на партию груза, прибывшую морским транспортом во Владивосток и в дальнейшем перемещённую по процедуре таможенного транзита по железной дороге на подмосковный склад временного хранения, в графе «код вида транспортного средства» указывали не морской транспорт, а железнодорожный. В итоге критерий вида транспорта не срабатывал и ДТ отправлялась не в морской ЦЭД Владивостока, а в ЦЭД Московской областной таможни.
Случай № 2
Груз прибыл автомобильным транспортом в Московский регион, а компания-отправитель находится в Санкт-Петербурге. Диспетчеризация предполагает, что ДТ должна была попасть в Северо-Западный ЦЭД в Санкт-Петербурге. Однако в графе «декларант» указывался индивидуальный налоговый номер другой компании ― московской. В итоге декларация попадала в ЦЭД Московской областной таможни, чего и добивался декларант. А потом, после регистрации ДТ, в неё вносились изменения и указывались правильные данные.
«ФТС быстро пресекла подобные попытки, ужесточив требования к заполнению деклараций. Также к делу подключилась транспортная прокуратура, которая совместно с сотрудниками таможенной службы стала выявлять случаи недостоверного и «ошибочного» оформления и проводить с такими участниками ВЭД профилактические беседы».
После этого, по словам замгендиректора компании BMJ-logistics, процесс диспетчеризации плавно вошел в рабочее русло и если раньше таможенный представитель в Москве работал в основном с ЦЭДами Московской областной таможни и Центральной электронной таможни, то теперь подача ДТ происходит в ЦЭДы, расположенные по всей России, от Владивостока до Калининграда.
«Контроль со стороны ФТС коснулся не только участников ВЭД, но и самих сотрудников ведомства. Сократилось до разумного количество досмотров, время выпуска деклараций уменьшилось ― ФТС стала жестче контролировать сроки их оформления инспекторами ЦЭДов».
Константин Бондаренко подчеркнул, что сама диспетчеризация никак не отразилась на объемах поставок, так как импорт и экспорт в первую очередь зависят от макроэкономических причин. Но степень сложности работы у профессиональных участников рынка таможенных услуг существенно увеличилась:
во-первых, сказывается разница во времени: когда декларант в Москве готов подать ДТ, то, например, во Владивостоке ЦЭД уже закрылся и приходится ждать следующего рабочего дня;
во-вторых, хотя таможенное законодательство у нас единое, правоприменительная практика в регионах неодинаковая.
«Отличаются требования к документальному сопровождению и трактовки таможенных процедур. Часто те из них, которые декларант раньше без проблем оформлял в своём ЦЭДе, теперь приходится проводить по несколько дней. Особенно это касается нетипичных процедур ― временный ввоз, переработка, реимпорт, уничтожение и ряд других».
Участникам ВЭД и таможенным представителям приходится приспосабливаться к существующим реалиям.
«Конечно, определенные преимущества в данной ситуации получают крупные компании, работающие на рынке таможенных услуг, особенно те, у кого есть филиалы в различных регионах и портах».
FM Logistic: диспетчеризация воспринимается как данность
Директор департамента таможенного оформления FM Logistiс в России Елена Парамонова уточнила, что ее компания в настоящее время не может подтвердить информацию по введению дополнительного усиленного контроля за происхождением диспетчеризации со стороны ФТС России.
«Диспетчеризация ― это автоматическое распределение деклараций согласно определенным критериям, уже заложенным в алгоритм работы таможенной системы. Сложно сказать, как можно усилить контроль за этим процессом. На данный момент диспетчеризация воспринимается участниками рынка таможенных услуг как данность.
Мы работаем в таком режиме уже почти три месяца и можем прогнозировать, куда отправится декларация на товары (ДТ) нашего клиента в зависимости от критериев данной процедуры».
По мнению Елены Парамоновой, в рамках данного алгоритма нарушаются права компаний с низким уровнем риска, которые должны иметь возможность подачи деклараций в любые ЦЭД, но сейчас лишены такой возможности.
«Что касается новых сложностей в работе, то нами они наблюдаются в виде увеличения проведения осмотров и досмотров. Поскольку FM Logistic является владельцем таможенных складов, мы заметили закономерность в проведении двойного контроля таможенными органами».
В качестве примера Елена Парамонова привела такой случай. По завершении обязательной маркировки продукции при подаче ДТ по процедуре ИМ 40 (выпуск для внутреннего потребления) после процедуры ИМ 70 (таможенный склад) сначала назначается осмотр партии товара, по получении его результатов следует досмотр этого же груза, но с применением дополнительных мер контроля. В связи с этим увеличиваются сроки выпуска ДТ с обязательной маркировкой, которые могут составлять от двух до пяти дней в зависимости от объема партии.
«Отмечу, что введение диспетчеризации не сократило количество грузов, но и не увеличило его ― по крайней мере для клиентов нашей компании. Возможно, необходимо пересматривать сроки размещения заказов на более ранние, чтобы товар попадал в магазины вовремя, и предусмотреть риски в связи с возможными задержками таможенного оформления.
Как упоминалось ранее, нам трудно представить, как может выглядеть ужесточение контроля за прохождением диспетчеризации. Соответственно предположить, какими могут быть дополнительные затраты, также очень сложно».
AsstrA: деятельность таможенных представителей усложняет разница во времени
По словам руководителя таможенного отдела группы компаний AsstrA Анаит Василян, в целом ситуация с диспетчеризацией стала стабилизироваться, однако иногда участники рынка все же сталкиваются с проблемами.
«По-прежнему усложняет деятельность таможенных представителей разница во времени с Владивостоком. Также могу отметить увеличение объема работы на определенных таможнях».
В качестве конкретного примера Анаит Василян привела следующий случай. Группа компаний AsstrA подала декларацию в Новороссийский ЦЭД, сотрудники которого назначили дополнительную проверку таможенной стоимости, несмотря на то, что все документы компанией были представлены сразу, ранее в рамках этого контракта стоимость принималась в процессе таможенного оформления.
«Однако в этот раз на десятый день был получен отказ в выпуске ― можно предположить, что это связано с тем, что отдел контроля таможенной стоимости Новороссийской таможни не успел проверить наши документы из-за увеличенного объема работы. Декларация оформляется не более 10 дней, а срок рассмотрения документов в ответ на дополнительную проверку может достигать и месяца».
Также, по словам Анаит Василян, существуют сложности с оформлением таможенных процедур отличных от ИМ 40 (выпуск для внутреннего потребления). Так, AsstrA подала декларацию на товары (ДТ) по процедуре ИМ 70 (таможенный склад), груз прилетел в Шереметьево, поэтому ДТ была распределена на Авиационный ЦЭД. При помещении товаров под процедуру ИМ 70 сработал риск досмотра.
«После подачи второй декларации по выпуску для внутреннего потребления она была зарегистрирована Северо-Западным ЦЭДом, по месту регистрации юридического лица. То есть процедура была открыта на одной таможне, а закрывалась уже на другой. К тому же был назначен повторный досмотр, что привело к дополнительным затратам».