Маркировка духов, шин, легпрома и фотиков: эксперименты позади, наступила пора обязаловки
По словам Мантурова, наиболее активные представители бизнеса уже зарегистрировались в информационной системе в рамках завершившихся в конце ноября добровольных экспериментов: по духам — более 600 компаний, по шинам — 350, по фотокамерам — более 120, по товарам легпрома — более 3 тысяч.
«С 1 декабря мы переходим к запуску обязательной маркировки по широкому ряду товаров. Но это не означает, что мы одномоментно запретим оборот всей непромаркированной на 1 декабря продукции. Совместно с участниками рынка и заинтересованными ведомствами мы разработали сроки поэтапного вступления в силу требований об обязательной маркировке этих товаров.
Сроки учитывают готовность отраслей, а также особенности товарооборота и сложившиеся бизнес-процессы. Проекты постановлений, которые утверждают правила маркировки товаров, разработаны Минпромторгом России совместно с заинтересованными ведомствами, бизнесом и оператором системы и уже внесены в правительство».
Товары уже интегрированы в мобильное приложение
В Центре развития перспективных технологий подчеркнули: все четыре товарные группы уже интегрированы в приложение Честный ЗНАК. После того, как маркированная продукция начнет поступать в магазины, покупатели получат возможность с помощью смартфона получить полную достоверную информацию о товаре.
«ЦРПТ уже разработано готовое решение, которое может быть быстро адаптировано к новым отраслям. Система функционирует, в ней прослеживается более 6 млрд кодов сигарет, лекарств, обуви и шуб. Технология готова к многократному росту регистраций и количества участников».
О маркировке духов
Пилотный проект по маркировке духов проходил с 1 июля 2019 года и был поддержан 720 компаниями, среди которых Летуаль, Новая заря, Рив Гош, Брокард. В пилоте было выпущено более 560 тысяч кодов, описано 4800 товаров.
«В ходе тестирований удалось найти компромиссы по ряду важных для отраслей вопросов. Среди них, например, маркировка пробников, наборов и комплектов. Пробники, предназначенные не для продажи, не будут подлежать маркировке, а работа с комплектами и наборами будет осуществляться через описание в национальном каталоге, что позволит осуществлять продажу без дополнительного вскрытия собранных товаров».
О маркировке фотоаппаратов
Эксперимент по маркировке фотоаппаратов стартовал 16 мая 2019 года. В нем участвовало более 130 компаний, среди них Canon, Nikon, Sony, Яндекс Маркет, УК «Ситилинк», Fujifilm, а также крупнейшие ассоциации РАТЭК, АКОРТ и Союз участников потребительского рынка.
«Для удобства участников отрасли в данные кода, помимо стандартных, может заноситься информация о серийном номере продукции. Это была одна из просьб участников пилотного проекта».
О маркировке шин
В шинной отрасли в рамках начавшегося 20 июня 2019 года эксперимента были протестированы различные технологии маркировки, по результатам которых определены оптимальные методы маркировки — DataMatrix код на этикетке как обязательное, и RFID-метка как опциональное, дополнительное средство идентификации.
«В ходе пилота сгенерировано более 10 000 кодов. В число лидеров эксперимента вошли такие производители продукции как Bridgestone, Continental, Cordiant, Yokohama, АО „Петрошина“ и другие. Всего в эксперименте приняло участие более 530 отраслевых компаний, крупнейшие импортеры, оптовые и розничные дистрибьюторы, представители компаний малого и среднего бизнеса, представители автопроизводителей.
В ходе эксперимента отраслью сформированы ряд предложений, в числе которых — исключение требований из маркировки велосипедных, авиационных и восстановленных шин».
В ЦРПТ процитировали комментарий пресс-службы Бриджстоун Россия и СНГ: внедрение всех процессов, связанных с маркировкой шин, должно быть плавным и качественным.
«Это очень важный момент, так как он затрагивает процессы не только на производственной площадке здесь, в России, но и на других заводах Bridgestone, а также нашу цепочку поставок. Кроме того, необходимо учитывать специфику шинного рынка в России. Самыми сложными аспектами являются системы IT и логистики.
Стоит отметить, что еще многие моменты требуют уточнений. Маркировка — довольно непростой процесс, но мы активно работаем над этим. Мы настроены оптимистично на то, что сможем обеспечить обязательную маркировку с учетом текущей отсрочки, которая в данный момент обсуждается в правительстве (ноябрь 2020 года)».
О маркировке товаров легкой промышленности
В пилоте участвовало почти 5 тысяч участников, сгенерировано 400 тысяч цифровых кодов, осуществлено полное прослеживание продукции с продажей в розничных магазинах. Среди участников пилота, такие компании как «Фактор» (бренд Zolla), «Мэлон Фешн Груп» (бренды Beefree, ZARINA, LOVE REPUBLIC), «БНС Груп» (бренды Calvin Klein Jeans, Calvin Kein Underwear, Michael Kors и др ), Детский Мир и другие.
«Представители рынка должны понимать, что переход на маркировку по четырем группам, которые определены с 1 декабря 2019, будет плавным. Вначале все должны пройти регистрацию в системе, затем начать маркировку продукции: как остатков, так и вновь произведенной продукции, а запрет оборота немаркированной продукции наступит гораздо позднее.
Решение об адаптационном периоде обсуждалось во время пилотных проектов и согласовывалось с участниками эксперимента, регулятором и отраслевыми ассоциациями. Это позволит снизить нагрузку на участников и спокойно войти в обязательный период».