Очень сложно убедить иностранцев купить русский софт и пройти дополнительные круги ада
Когда зарубежный контрагент передает контракт в свой финансовый департамент, и тот начинает работать с валютным контролем России, то у них теряется все желание продолжать этот процесс. Потому что они сталкиваются с процессами, которые остались с времен СССР.
Серьезные потребители софта давно переходят на сервисные модели, более приспособленные для удаленного использования. В юридическом смысле в этом случае контрактование происходит не как покупка ПО, а как покупка сервиса — ежемесячного или ежегодного. Даже Microsoft Office все чаще поставляется как Office 365, то есть в рамках сервисного контракта на поставку программного обеспечения. Экспорт решений от Group-IB растет в арифметической прогрессии, и в нашем портфеле модель SaaS (software as a service, сервис по подписке) составляет около 50%.
Но в случае продаж SaaS анонсированные правительством льготы перестают быть применимыми. Разве что для единичных игроков на российском рынке. Этот вопрос нужно решать, причем компании готовы на аудиты и проверки своей деятельности, чтобы своевременно отсечь мошенников.
Вторая важнейшая проблема развития ИТ-экспорта — устаревшая и громоздкая форма валютного контроля в России
Сегодня очень сложно убедить американца купить русский софт. Но еще сложнее бывает объяснить, почему они должны проходить дополнительные круги ада. Когда зарубежный контрагент передает контракт в свой финансовый департамент, и тот начинает работать с валютным контролем России, то у них теряется все желание продолжать этот процесс. Потому что они сталкиваются с процессами, которые остались с 1980-х годов, с времен СССР.
Требуется огромное количество бумаг, в том числе и от покупателя. Причем в очень неудобной форме — сканы с печатями. Чтобы принять выручку в Сингапуре, у нас уходит 20 минут. В России — до 2 месяцев. Мы однажды в Австралии не могли провести экспортную сделку, потому что у них в принципе отсутствует понятие корпоративной печати, все заверяется электронными подписями.
В результате большинство российских ИТ-компаний обходят проблему при помощи «фирм-прокладок», на которые принимают выручку. И это притом, что цифровые технологии как раз позволяют оптимальным способом соблюсти любой финансовый контроль.
От редакции
Материал подготовлен на основе онлайн-встречи спикера с уполномоченным при президенте России по защите прав предпринимателей Борисом Титовым и омбудсменом по защите прав высокотехнологичных компаний Натальей Поповой.
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ