Счетная палата о Стратегии-2020: ФТС России сделала легкодостижимыми отдельные показатели
Как считают в Счетной палате, для оценки предельного времени совершения таможенных операций при импорте нужно учитывать скорость оформления ДТ, по которым выявлены риски. Поскольку большая часть товаров (более 50%) идентифицируется таможенниками именно как рисковые поставки.
Мы уже не раз рассказывали о Стратегии-2030, разрабатываемой Федеральной таможенной службой России. Тем временем, Счетная палата с 28 октября 2019 года по 25 февраля 2020 года проводила анализ того, как ФТС России выполняла предыдущий основополагающий документ — Стратегию развития-2020. И обнаружила немало интересных деталей.
В частности, документы стратегического развития таможенной службы дублируют друг друга. А устанавливаемые ими показатели в ряде случаев являются либо уже выполненными, либо легко выполнимыми.
«Рекомендации следующие: все наши предложения и выявленные недостатки учесть при доработке новой Стратегии развития таможенных органов, которая сейчас проходит процедуру согласования».
Для реализации основных направлений развития таможенной службы Стратегией-2020 установлено 66 задач и 27 индикаторов
Как отметили в Счетной палате, анализ выполнения целевых индикаторов Стратегии развития показал следующее:
- Предельное время прохождения таможенных операций при помещении товаров под таможенную процедуру экспорта для товаров, которые не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки (с 72 часов в 2012 году до 2 часов к 2018 году), — исполнено (0,68 часа);
| 2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год |
План (часов) | 60 | 45 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Факт (часов) | 4 | 1,66 | 0,85 | 0,79 | 0,76 | 0,68 |
- Предельное время прохождения таможенных операций при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в отношении товаров, которые не подлежат дополнительным видам государственного контроля и не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки (с 96 часов в 2012 году до 2 часов к 2018 году), — исполнено (1,35 часа).
| 2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год |
План (часов) | 72 | 48 | 8 | 4 | 2 | 2 |
Факт (часов) | 48 | 5,03 | 1,73 | 1,61 | 1,51 | 1,35 |
«Расчет показателя осуществляется по декларациям на товары, по которым таможенными органами не выявлены риски. Вместе с тем в общем объеме оформленных ДТ за анализируемый период с выявленными рисками составляют более 50%».
Количество деклараций на товары, оформленных на импорт в одах (тыс. шт)
| 2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год |
Всего ДТ, оформленных на импорт | 3409 | 3180 | 2504 | 2512 | 2921 | 3083 | 3250 |
ДТ, по которым выявлены риски | 2786 | 2642 | 2274 | 1956 | 1939 | 1657 | 1670 |
Время таможенного оформления ДТ (часов)
| 2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год |
Время оформления ДТ с выявленными рисками | 97,45 | 73,12 | 47,55 | 47,1 | 33,32 | 26,9 | 26,52 |
Время оформления ДТ без выявленных рисков | 48 | 5,03 | 1,73 | 1,61 | 1,51 | 1,35 | нет данных |
Претензии со стороны Счетной палаты
«Установление показателя, определяющего предельное время прохождения таможенных операций при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления только в отношении товаров, которые не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки, искажает общую картину сроков таможенного оформления.
Полагаем, что с целью оценки времени прохождения таможенных операций при импорте, время оформления ДТ, по которым выявлены риски, должно являться предельным временем прохождения таможенных операций при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, поскольку большая часть товаров (более 50 %) идентифицируется как рисковые поставки».
О дублировании показателей
«После принятия Стратегии развития был утвержден План деятельности, подготовленный в целях реализации майских указов Президента Российской Федерации, что указывает на то, что они не были учтены при разработке Стратегии развития».
Пять количественных показателей (индикаторов) Плана деятельности (из девяти предусмотренных) дублируют показатели Стратегии развития:
Предельное время прохождения таможенных операций при помещении товаров под таможенную процедуру экспорта для товаров, которые не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки" (время прохождения таможенных операций сократилось с 72 часов в 2012 году до 2 часов к 2018 году);
«Предельное время прохождения таможенных операций при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в отношении товаров, которые не подлежат дополнительным видам государственного контроля и не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки» (время прохождения таможенных операций сократилось с 96 часов в 2012 году до 2 часов к 2018 году);
«Доля деклараций на товары, оформленных в электронном виде без представления документов и сведений на бумажных носителях, в общем количестве оформленных деклараций на товары при условии, что товары (транспортные средства) не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки документов на бумажных носителях» (доля деклараций увеличилась с 40 % в 2012 году до 100 % к 2014 году);
«Уровень выполнения прогнозируемого задания по администрируемым таможенными органами доходам в федеральный бюджет» не ниже 100 % ежегодно;
«Доля участников ВЭД, удовлетворительно оценивающих качество предоставления государственных услуг таможенными органами».
Как таможенники заранее достигли расписанных на четыре года вперед показателей
Цель деятельности правительства РФ (исполнение указа президента РФ от 7 мая 2012 года №596) | Целевые показатели (план/факт, %) | |||||
2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | |
Цель 1. Улучшение инвестиционного климата Российской Федерации, максимальное содействие внешнеторговой деятельности | ||||||
Показатель 1.1 «Доля участников ВЭД, удовлетворительно оценивающих качество предоставления госуслуг таможенными органами» | 35/56 | 40/40,5 | 50/81 | 60/82 | 70/65/83 | 80/70/85 |
Показатель 1.2 «Доля деклараций на товары, оформленных в электронном виде без предоставления документов на бумажном носителе, в общем количестве оформленных деклараций на товары, при условии, что товары (транспортные средства) не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки документов на бумажных носителях» | 50/57,6 | 98/99,16 | 98/99,72 | 98/99,95 | 98/99,93 | 98/99,93 |
Показатель 1.3 «Предельное время прохождения таможенных операций при помещении товаров под таможенную процедуру экспорта для товаров, которые не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки», часов | 60/4 | 45/2,5/1,66 | 24/2/0,85 | 20/2/0,79 | 10/2/0,76 | 2/0,68 |
Показатель 1.4 «Предельное время прохождения таможенных операций при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления для товаров, которые не подлежат дополнительным видам государственного контроля и не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки», часов | 72/48 | 48/5,03 | 24/8/1,73 | 20/4/1,61 | 10/2/1,51 | 2/1,35 |
Цель 2. Обеспечение полноты и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов, повышение конкурентоспособности российской экономики | ||||||
Показатель 2.1 «Уровень выполнения прогнозируемого задания по администрируемым таможенным органами доходам в федеральный бюджет» | 100/101,6 | 100/100 | 100/101,1 | 100/101,1 | 100/101,6 | 100/102,1 |
Показатель 2.2 «Доля решений таможенных органов по таможенной стоимости, не отмененных судебными органами, в общем объеме корректировок таможенной стоимости» | 25/87 | 28/65/89 | 30/65/94 | 32/70/95 | 72/35/95 | 75/40/98,5 |
Показатель 2.3 «Доля платежей, возвращенных участниками ВЭД в результате судебных решений о корректировке таможенной стоимости, в общем объеме платежей, взысканных таможенными органами» | 0,25/0,20 | 0,24/0,14 | 0,23/0,10 | 0,22/0,04 | 0,21/0,08 | 0,20/0,02 |
Показатель 2.4 «Доля таможенных платежей, перечисленных участниками ВЭД с нарушением установленных нормативными документами сроков, в общей сумме поступивших таможенных платежей в федеральный бюджет» | 0,25/0,19 | 0,22/0,10 | 0,21/0,21 | 0,20/0,13 | 0,19/0,07 | 0,18/0,05 |
«Необходимо отметить, что установленные плановые значения показателей являются для таможенных органов легко достижимыми — их фактические значения уже в 2014 году (за исключением одного из восьми) превысили значения, установленные на период одов. При этом меры по корректировке значений показателей не принимались».
О «дорожной карте» «Совершенствование таможенного администрирования»
«Из 72 запланированных мероприятий на момент утверждения Детального плана по „дорожной карте“ было исполнено 17, или 23,6 %, что свидетельствует об установлении ФТС России при планировании легкодостижимых целей и задач».
Позитивные достижения ФТС России
В качестве таковых Счетная палата выделила следующие:
Обеспечено электронное декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ;
Осуществлено внедрение технологий автоматической регистрации деклараций на товары и автоматического выпуска товаров;
Сокращено количество документов, требуемых для пропуска товаров через границу, с 10 штук в 2012 году до 4 штук к 2018 году;
Сокращено предельное время прохождения таможенных операций для товаров, которые не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки при помещении товаров под таможенные процедуры:
Экспорт с 4 часов в 2012 году до 0,68 часа к 2018 году;
Импорт с 48 часов в 2012 году до 1,35 часа к 2018 году (в расчет не включаются поставки, идентифицируемые как рисковые, доля которых составляет более 50% ввозимых товаров, время оформления которых в 2018 году составило 26,52 часа);
Осуществляются мероприятия по расширению возможности получения информации, имеющейся в распоряжении таможенных органов, в электронном виде с использованием сервиса «Личный кабинет участника ВЭД»;
Разработано 93 технологических карты межведомственного взаимодействия. В том числе между ФТС России и Минкультуры России, Минтрудом России, Минэкономразвития России, Минобрнауки России, Минпромторгом России (две ТКМВ), Минсельхозом России, Росздравнадзором, Роспечатью, Роскосмосом, Рострудом, Росморречфлотом.
«Вместе с этим не обеспечено электронное взаимодействие и не разработаны ТКМВ с Федеральной службой по техническому и экспортному контролю и Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству».
Справка CF
Основные стратегические документы, в одах определявшими развитие таможенной службы (согласно отчету Счетной палаты):
Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года (утверждена распоряжением правительства РФ от 28 декабря 2012 года № 2575-р);
План деятельности ФТС России по реализации основных направлений деятельности правительства РФ на период до 2018 года и исполнения указа президента РФ от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» (утвержден руководителем ФТС России 17 июня 2013 года);
План мероприятий по достижению ФТС России значения показателя, установленного подпунктом «в» пункта 1 указа президента РФ от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» (утвержден приказом ФТС России от 6 октября 2015 года № 1998).
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ