Стратегия-2030: от электронной таможни к интеллектуальной
Как отметил в рамках «Правительственного часа», прошедшего в Совете Федерации, руководитель ФТС России Владимир Булавин, дальнейшее развитие таможенной службы России напрямую связано с внедрением новых цифровых технологий во все сферы ее деятельности.
«На основе анализа таможенных процессов и предложений бизнеса, исходя из прогнозов развития внешнеторговой деятельности, нами подготовлен проект Стратегии развития службы до 2030 года. Главным вектором в ней обозначен переход от электронной таможни к таможне интеллектуальной».
В ходе выступления главы ФТС России были продемонстрированы следующие ключевые направления двух стратегий развития таможенной службы:
2020 год — электронная таможня
Личный кабинет участника ВЭД;
Автоматизация применения системы управления рисками;
16 мест таможенного декларирования;
Автоматическая регистрация деклараций на товары и автоматический выпуск товаров;
Единые лицевые счета плательщиков таможенных платежей.
2030 год — интеллектуальная таможня
Применение искусственного интеллекта;
Оценка уровня риска каждой товарной партии в режиме реального времени;
«Интеллектуальный пункт пропуска»;
Электронное межведомственное взаимодействие на пространстве ЕАЭС;
Современные платежные решения;
Семантическая сверка электронных разрешительных документов.
«Мы планируем реализовать ряд значимых проектов за счет наполнения наших информационных систем элементами искусственного интеллекта, чтобы научить их не только накапливать, обрабатывать и передавать информацию, но и обрабатывать большие данные, решать нелинейные задачи в многомерном пространстве и в итоге принимать юридически значимые решения».
В стратегии впервые определена миссия таможенной службы
Прописанная в Стратегии-2030 миссия таможенной службы России состоит из четырех пунктов:
Содействие развитию международной торговли, росту товарооборота и несырьевого экспорта;
Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, полноты и правомерности взимания таможенных платежей;
Достижение высокого качества таможенного администрирования;
Создание конкурентных преимуществ для законопослушных участников ВЭД.
Интеллектуальный пункт пропуска
В идеале в интеллектуальном пункте пропуска все контрольные процедуры осуществляются в автоматическом режиме, что приведет к безостановочному перемещению через границу безрисковых товаров.
«Основой функционирования данной модели должна стать единая цифровая платформа. Она будет интегрирована не только с базами данных других контролирующих органов, но и с программным обеспечением технических средств контроля, комплексов потокового сканирования и весогабаритных измерений, систем радиационного контроля, распознавания номеров транспортных средств. Это позволит осуществлять проведение всех необходимых форм контроля без участия должностных лиц».
Зеленый коридор и безрисковые товары
Производится:
Автоматическое оформление прибытия транспортного средства на территорию пункта пропуска;
Проверка возможности автоматического выпуска товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой (автовыпуск декларации на товары);
Автоматическое помещение под таможенную процедуру транзита;
Убытие из пункта пропуска.
Красный коридор и контрольные операции
И для перемещения транспортного средства по красному коридору предусматривается автоматизация операций, предполагающих:
Автоматическое распознавание и фиксацию номера транспортного средства;
Автоматический весогабаритный контроль;
Автоматический рентгеноскопический контроль (с помощью потокового инспекционно-досмотрового комплекса);
Автоматическое принятие решения о выборе порядка совершения операций.
«Мы последовательно проводим политику по выстраиванию бесконтактных отношений с бизнесом»
Еще одна приоритетная задача, о которой говорят высокопоставленные таможенники в последние годы, — внедрение технологии определения уровня риска каждой товарной партии в онлайн-режиме.
«Принятие решения о необходимости применения мер по минимизации рисков, то есть мер дополнительного контроля — осмотра, досмотра и других, станет более объективным и будет зависеть прежде всего от совокупности характеристик самого товара, условий его перемещения через таможенную границу и степени добросовестности декларанта».
Как эволюционирует система управления рисками
Таможенники планируют создать гибкую, автоматизированную и самонастраиваемую систему управления рисками с учетом следующих принципов:
Применение искусственного интеллекта;
Применение технологии, базирующейся на принципах Data Mining;
Обмен результатами применения СУР с ФОИВ;
Интеграция сегментов СУР таможенных служб государств-членов ЕАЭС;
Информационное взаимодействие с бизнесом.
«Цифра» станет платформой для общения с бизнесом, транспортниками, свяжет таможенные службы и контролирующие органы»
«Еще один проект создания безопасных цепей поставок — за счет взаимного признания уполномоченных экономических операторов с таможенными администрациями зарубежных стран — наших основных торговых партнеров. Мы сотрудничаем с таможенными службами более 100 стран мира, с 71 из них заключены базовые соглашения о содействии в таможенных делах. В 23 странах имеем свои представительства и своих представителей».
Дальнейшее развитие связей Булавин видит в цифровизации процессов взаимодействия таможенных служб, в налаживании обмена информацией, в том числе при организации перемещения товаров на принципах однократности проведения таможенного контроля и взаимного признания его результатов.
«Подчеркну: „цифра“ станет платформой для общения с внешнеторговым бизнесом, транспортниками, портами, свяжет таможенные службы и контролирующие органы. Мы исходим из того, что чем выше уровень цифровизации таможенной сферы, тем выше степень ее прозрачности с точки зрения действий и принимаемых решений и, следовательно, выше уровень доверия между декларантами, таможенными администрациями и другими участниками внешнеэкономической деятельности».
По словам главы ФТС России, таможенные процедуры не должны и не будут трактоваться как скрытые ограничения.
«Для нас принципиально, чтобы таможенная служба воспринималась как таможня без кулаков, но в то же время была результативной для государства и защищала его интересы. Мы обязаны обеспечить эффективное противодействие угрозам национальной безопасности и полноту взимания таможенных платежей».
От редакции
В заключительном «Большом вопросе», посвященном выступлению Владимира Булавина в Совете Федерации, мы процитируем наиболее интересные ответы руководителя ФТС России на вопросы сенаторов.
Источник: CustomsForum.ru
ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА
Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически
Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.
Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования
СЕЙЧАС ОБСУЖДАЮТ
- Ввоз и вывоз одежды
- ФТС России «PRO Маркировку»: особенности процедуры и основные ошибки участников ВЭД
- Ликбез от ФТС: таможенные органы сами продлят срок временного ввоза авто
- Кейс: варианты решения проблем при корректировке таможенной стоимости
- Ввоз и вывоз ценностей
«КВТ Сервис»