Логистика будущего: «Привезете заказ послезавтра? Тогда я звоню вашим конкурентам»!
Ранее мы рассказали о том, какая ситуация сложилась на рынке складской недвижимости в Московском регионе. Сегодня поговорим о
«В
В городе на Неве с начала года в эксплуатацию не введено ни одного качественного складского комплекса. Всего на 2017 год заявлено 70 тысяч квадратных метров складской недвижимости. По сравнению с Москвой — в десять раз меньше.
В первом квартале 2017 года наиболее активными арендаторами стали логистические компании и дистрибьюторы (43% и 38% в общей структуре сделок).
Согласно данным JLL, крупнейшие сделки провели компании «Октавиан» (логистика, 15100 кв. м), «MLP Уткина Заводь» (дистрибуция, 11100), «ИП Ладога» (производство, 4700) и Nordway (логистика, 3800).
В регионах строят для себя и для соседа
А это уже информация по остальным крупным российским городам. В 2016 году региональные центры класса, А были введены:
52000 кв. м — в Калуге («Омега Лиз Калуга»);
49000 кв. м — в Екатеринбурге (распределительный центр «Спортмастер»);
46700 кв. м — в Тольятти (распределительный центр «Лента»);
39600 кв. м — в Новосибирске («PNK Толмачево» (корпус 7);
28500 кв. м — во Владивостоке (авиаполис «Яновский» (фаза III);
22400 кв. м — в Екатеринбурге (складской комплекс «Ролси» (фаза II);
20500 кв. м — в Екатеринбурге («PNK Косулино» (фаза I);
20000 кв. м — в Екатеринбурге (распределительный центр «Верный».
«На сегодняшний день самый большой объем строительства в Новосибирске и Екатеринбурге. Остальные города идут с большим отставанием. И мы вряд ли увидим серьезные изменения в ближайшей перспективе. Однако локальные девелоперы собираются строить дальше. Это зачастую не федеральные игроки, а местные, развивающие логистику по принципу «мне все равно надо, при этом построю не только себе, но и соседу сдам десятку в аренду».
Федеральные компании, по мнению спикера международной конференции «Логистика будущего в России», пока еще не успевают добраться и занять местные рынки. Потому что они, с точки зрения девелопмента, маловаты.
При этом свободных площадей в регионах не
Крупнейшие сделки прошлого года:
36314 кв. м — Казань, «Эльдорадо» (ритейл);
25357 кв. м — Самара, «Ашан» (ритейл);
24000 кв. м — Уфа, «X5 Retail Group» (ритейл);
16000 кв. м —
Санкт-Петербург , «Модуль» (логистика);15430 кв. м — Орел, «X5 Retail Group» (ритейл);
14267 кв. м — Екатеринбург, «STS Logistics» (логистика).
«Четыре из шести — ритейл. Из них три — продуктовый ритейл. Делать презентации становится скучно, потому что каждый раз фигурируют одни и те же названия. Но это логично: на сегодняшнем рынке — что в ритейле, что в девелопменте, что в других сферах — выживают те компании, у которых была финансовая „подушка безопасности“. Те, у которых самый крупный бизнес, и они смогли выжить с рынка своих конкурентов».
Индустриальные парки, ОРЦ и e-commerce
Говоря о новых форматах недвижимости, спикер озвучил следующие тенденции.
«Девелоперы, как я уже говорил,
«Продукты питания — это тот товар, который будет покупаться всегда. Мы ели, мы едим и будем есть. Хотелось бы еще есть хорошо. И для этой цели появились специализированные площадки. Причем в планах на будущее фигурирует не только Москва. Росагромаркетом заявлены 14 проектов, „Агромир“ собирается расширяться в Казани. И в
При этом выступающий отметил, что у него есть сомнения относительно такого формата складской недвижимости: ОРЦ в Европе — бывшие рынки. Люди ходили в данные места за покупками на протяжении столетий. В итоге рынки превратились в нечто большее. Произошло разделение по типам хранения (по отдельности рыба, птица, мясо, цветы, овощи и фрукты), появилась инфраструктура.
«Но если в Европе это абсолютно белый легальный бизнес, то у нас три имеющихся ОРЦ не показывают переработку и хранение продукции. Только точка продажи, чисто оптовый рынок. Так что до настоящих ОРЦ нам еще нужно дорасти. К тому же ритейлеры уже успели понастроить складов с холодильными и морозильными камерами. И услуга ОРЦ по переработке товара уже не нужна».
Спикер обещал к сентябрю подготовить полное исследование, касающееся
Будущее — маленькие перегрузочные центры в пределах города
Третий формат касается логистики в
«Под такого рода логистику подстраивают складскую недвижимость. Ведь клиенты звонят ритейлерам и говорят: „Товарищи, вы, видимо, совсем обалдели? Я у вас сейчас заказываю телефон, и вы мне его привезете послезавтра? Я звоню вашим конкурентам“! Это московский потребитель, он считает, что у него должно быть все и сразу — привезти заказ в тот же день. Желательно — прямо сейчас. Ощущение, что московский потребитель — самый избалованный, сложилось у меня уже давно. Но это и хорошо, потому что заставляет складских операторов совершенствоваться».
Участникам конференции Холопов пояснил отличия логистики
Цеха превратились в кладовки
Ну и четвертый формат —
В Московском регионе есть 47 объектов общей площадью 120 тысяч квадратных метров, в
«Даже некоторые
Сколько стоит склад построить
По словам Холопова, сейчас цена строительства одного квадратного метра складской площади класса, А — 25 тысяч рублей без НДС. Это только возведение коробки, но также нужно приплюсовать стоимость земли, проведения коммуникаций.
«В зависимости от местоположения вы выходите на цену примерно в 35 тысяч рублей. Плюс сверху НДС».
Справка CF
Компания JLL предоставляет профессиональные услуги в сфере недвижимости и управления инвестициями. JLL входит в список крупнейших компаний мира Fortune 500; оборот компании в 2016 году составил 6,8 млрд долларов. В прошлом году специалисты закрыли сделки по