На ваш вопрос
ответят профессионалы
рынка ВЭД
Используйте вашу учетную запись на Facebook.com для входа на сайт. или зарегистрируйтесь с e-mail
Присоединяясь или входя
через социальную сеть, вы принимаете
Пользовательское Соглашение
Сегодня 21.02.2019 Курсы валют ЦБ РФ
Стратегический партнер проекта

Логистика будущего: «Привезете заказ послезавтра? Тогда я звоню вашим конкурентам»!

2017-07-04 Логистика будущего: «Привезете заказ послезавтра? Тогда я звоню вашим конкурентам»!
04.07.2017 11:41 0 Архив |
Логистика будущего: «Привезете заказ послезавтра? Тогда я звоню вашим конкурентам»!
Фото: depositphotos.com

Склады малого формата — одно из перспективных направлений: здание строится примерно за 3 месяца, один квадратный метр стоит около 25 тыс. рублей

Ранее мы рассказали о том, какая ситуация сложилась на рынке складской недвижимости в Московском регионе. Сегодня поговорим о Санкт-Петербурге и других крупнейших городах-миллионниках России, а также об особенностях новых форматов складов и самых требовательных в стране клиентах.

«В Санкт-Петербурге помещения высвобождаются зачастую быстрее, чем сдаются в аренду. Петербург вообще никогда не был простым городом с точки зрения логистики: объем сделок за первый квартал 2017 года — 50 тысяч квадратных метров. Для сравнения: московский рынок — 250 тысяч».

Региональный директор компании JLL Вячеслав Холопов

В городе на Неве с начала года в эксплуатацию не введено ни одного качественного складского комплекса. Всего на 2017 год заявлено 70 тысяч квадратных метров складской недвижимости. По сравнению с Москвой — в десять раз меньше.

В первом квартале 2017 года наиболее активными арендаторами стали логистические компании и дистрибьюторы (43% и 38% в общей структуре сделок).

Согласно данным JLL, крупнейшие сделки провели компании «Октавиан» (логистика, 15100 кв. м), «MLP Уткина Заводь» (дистрибуция, 11100), «ИП Ладога» (производство, 4700) и Nordway (логистика, 3800).

В регионах строят для себя и для соседа

А это уже информация по остальным крупным российским городам. В 2016 году региональные центры класса, А были введены:

  • 52000 кв. м — в Калуге («Омега Лиз Калуга»);

  • 49000 кв. м — в Екатеринбурге (распределительный центр «Спортмастер»);

  • 46700 кв. м — в Тольятти (распределительный центр «Лента»);

  • 39600 кв. м — в Новосибирске («PNK Толмачево» (корпус 7);

  • 28500 кв. м — во Владивостоке (авиаполис «Яновский» (фаза III);

  • 22400 кв. м — в Екатеринбурге (складской комплекс «Ролси» (фаза II);

  • 20500 кв. м — в Екатеринбурге («PNK Косулино» (фаза I);

  • 20000 кв. м — в Екатеринбурге (распределительный центр «Верный».

«На сегодняшний день самый большой объем строительства в Новосибирске и Екатеринбурге. Остальные города идут с большим отставанием. И мы вряд ли увидим серьезные изменения в ближайшей перспективе. Однако локальные девелоперы собираются строить дальше. Это зачастую не федеральные игроки, а местные, развивающие логистику по принципу «мне все равно надо, при этом построю не только себе, но и соседу сдам десятку в аренду».

Региональный директор компании JLL Вячеслав Холопов

Федеральные компании, по мнению спикера международной конференции «Логистика будущего в России», пока еще не успевают добраться и занять местные рынки. Потому что они, с точки зрения девелопмента, маловаты.

При этом свободных площадей в регионах не особо-то и много. К примеру, в Екатеринбурге — всего 3%. Любой клиент придет на рынок, и все, склады все заняты.

Крупнейшие сделки прошлого года:

  • 36314 кв. м — Казань, «Эльдорадо» (ритейл);

  • 25357 кв. м — Самара, «Ашан» (ритейл);

  • 24000 кв. м — Уфа, «X5 Retail Group» (ритейл);

  • 16000 кв. м — Санкт-Петербург, «Модуль» (логистика);

  • 15430 кв. м — Орел, «X5 Retail Group» (ритейл);

  • 14267 кв. м — Екатеринбург, «STS Logistics» (логистика).

«Четыре из шести — ритейл. Из них три — продуктовый ритейл. Делать презентации становится скучно, потому что каждый раз фигурируют одни и те же названия. Но это логично: на сегодняшнем рынке — что в ритейле, что в девелопменте, что в других сферах — выживают те компании, у которых была финансовая „подушка безопасности“. Те, у которых самый крупный бизнес, и они смогли выжить с рынка своих конкурентов».

Региональный директор компании JLL Вячеслав Холопов

Индустриальные парки, ОРЦ и e-commerce

Говоря о новых форматах недвижимости, спикер озвучил следующие тенденции. Во-первых, продолжается развитие индустриальных парков. 2014 год — 45 действующих, 56 создаваемых; 2015 год — 72/48; 2016 год — 92/54.

«Девелоперы, как я уже говорил, строили-строили и в итоге получили вакансию в 1,5 миллиона квадратных метров на московском рынке. Некоторые поняли, что нужно делать что-то новое. Вот кто-то и переключился на индустриальные парки. Но несмотря на неплохие показатели по экономике и заполняемости, существует проблема — их нельзя потом продать. Никому не нужны такие активы».

Региональный директор компании JLL Вячеслав Холопов

Во-вторых, оптово-распределительные центры. Пока ими может похвастаться только Москва, в которой действуют три точки: «Радуга», «Четыре сезона» и «Сити».

«Продукты питания — это тот товар, который будет покупаться всегда. Мы ели, мы едим и будем есть. Хотелось бы еще есть хорошо. И для этой цели появились специализированные площадки. Причем в планах на будущее фигурирует не только Москва. Росагромаркетом заявлены 14 проектов, „Агромир“ собирается расширяться в Казани. И в Кабардино-Балкарии прошло проектирование оптово-распределительного центра».

Региональный директор компании JLL Вячеслав Холопов

При этом выступающий отметил, что у него есть сомнения относительно такого формата складской недвижимости: ОРЦ в Европе — бывшие рынки. Люди ходили в данные места за покупками на протяжении столетий. В итоге рынки превратились в нечто большее. Произошло разделение по типам хранения (по отдельности рыба, птица, мясо, цветы, овощи и фрукты), появилась инфраструктура.

«Но если в Европе это абсолютно белый легальный бизнес, то у нас три имеющихся ОРЦ не показывают переработку и хранение продукции. Только точка продажи, чисто оптовый рынок. Так что до настоящих ОРЦ нам еще нужно дорасти. К тому же ритейлеры уже успели понастроить складов с холодильными и морозильными камерами. И услуга ОРЦ по переработке товара уже не нужна».

Региональный директор компании JLL Вячеслав Холопов

Спикер обещал к сентябрю подготовить полное исследование, касающееся оптово-распределительных центров, в котором будет дан ответ, нужны ли они в России или нет.

Будущее — маленькие перегрузочные центры в пределах города

Третий формат касается логистики в e-commerce. В Москве, где по признанию многих обитают самые требовательные потребители, сделанный до двенадцати часов дня, к примеру, в «Озоне» заказ до конца дня привозится клиенту.

«Под такого рода логистику подстраивают складскую недвижимость. Ведь клиенты звонят ритейлерам и говорят: „Товарищи, вы, видимо, совсем обалдели? Я у вас сейчас заказываю телефон, и вы мне его привезете послезавтра? Я звоню вашим конкурентам“! Это московский потребитель, он считает, что у него должно быть все и сразу — привезти заказ в тот же день. Желательно — прямо сейчас. Ощущение, что московский потребитель — самый избалованный, сложилось у меня уже давно. Но это и хорошо, потому что заставляет складских операторов совершенствоваться».

Региональный директор компании JLL Вячеслав Холопов

Участникам конференции Холопов пояснил отличия логистики e-commerce: большой центр дистрибуции находится на большом удалении от города. Где-то на границе города расположен перевалочный центр. А в Европе есть еще и склады внутри города. Для России это перспективное направление, но в связи с московскими ценами может пока оказаться не очень востребованным. Тот же «Озон» сейчас работает «издалека» — из Твери.

Цеха превратились в кладовки

Ну и четвертый формат — self-storage. Это, как правило, производственные цеха, переоборудованные в кладовку — места хранения вещей частных клиентов. На сегодняшний день на российском рынке индивидуального хранения представлено около десяти операторов.

В Московском регионе есть 47 объектов общей площадью 120 тысяч квадратных метров, в Санкт-Петербурге — 9 (20 тысяч). Причем услугами таких «кладовок» пользуются не только физлица, но и компании. Например, сдавая на склад на время ремонта в офисе мебель, полиграфию и другие вещи.

«Даже некоторые интернет-магазины используют подобное решение. Потому что снять офис и сделать из него склад — несколько странновато. А вот если взять в аренду контейнер, к которому будет иметь доступ курьер, то получится перехватывающий мини-склад. И он решает проблему отсутствия складов внутри города».

Региональный директор компании JLL Вячеслав Холопов

Сколько стоит склад построить

По словам Холопова, сейчас цена строительства одного квадратного метра складской площади класса, А — 25 тысяч рублей без НДС. Это только возведение коробки, но также нужно приплюсовать стоимость земли, проведения коммуникаций.

«В зависимости от местоположения вы выходите на цену примерно в 35 тысяч рублей. Плюс сверху НДС».

Региональный директор компании JLL Вячеслав Холопов

Справка CF

Компания JLL предоставляет профессиональные услуги в сфере недвижимости и управления инвестициями. JLL входит в список крупнейших компаний мира Fortune 500; оборот компании в 2016 году составил 6,8 млрд долларов. В прошлом году специалисты закрыли сделки по покупке-продаже и привлечению финансирования общим объемом 136 млрд долларов. Объем портфеля JLL в. сфере управления недвижимостью составляет 4,4 млрд кв. футов или 409 млн кв. м.

Автор: Андрей Гераськин
Источник: CustomsForum.ru

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Новости ВЭД на вашем сайте

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически

Онлайн-оплата таможенных пошлин и платежей таможенной картой

Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.

Таможенная карта - ваш надежный инструмент для расчетов с таможней

Все виды таможенных платежей 24/7. Получите таможенную карту в вашем банке.