Новости
Компании
Бизнесу
Гражданам РФ
Общение
Сервисы

Жизнь без «дорожной карты»: что ждет участников ВЭД в будущем

Фото: CustomsForum.ru, Павел Косолапов
Участники конференции не только внимательно слушали докладчиков, но и помечали для себя особо интересные моменты, касающиеся нововведений в таможенной политике
17 апреля в Москве прошла бизнес-конференция «Таможня 2015: диалог власти и бизнеса».
В минувшую пятницу в конференц-зале отеля Арарат Парк Хаятт собрались представители органов власти и участники внешнеэкономической деятельности, чтобы обсудить последние изменения в таможенной политике России, поделиться опытом и узнать о грядущих нововведениях. Организатором бизнес-конференции «Таможня 2015: диалог власти и бизнеса» выступила газета The Moscow Times, а одним из информационных партнеров конференции портал CustomsForum.ru.

Новое Соглашение ВТО может сократить торговые издержки на 10-14,5%


Модератор сессии «Актуальные проблемы таможенного контроля и законодательства. Главные правовые тренды», директор Центра поддержки ВЭД и развития регионов Галина Баландина поделилась с собравшимися своей точкой зрения насчет ожидаемых изменениях в законодательстве о таможенном регулировании, связанных с разрабатываемым Таможенным кодексом ЕАЭС.

«Бизнес очень активно участвует в процессе подготовки проекта Таможенного кодекса. На площадке Российского союза промышленников и предпринимателей организовано обсуждение между бизнесменами и представителями органов государственной власти – ФТС России, Минфина, Минэкономразвития. Сейчас та стадия переговоров, когда детально обсуждаются конкретные нормы, - отметила выступающая. - Мы видим стремление прислушаться к мнению предпринимателей и учесть в проекте те нормы, которые позволяли бы поднять таможенное администрирование на более высокий уровень».

Споры ведутся по многим направлениям. В частности, по смещению таможенного контроля на этапы, предшествующие ввозу товаров и следующие за выпуском товаров.

«Мы отслеживаем и мировые тенденции – электронный способ обмена информацией в целях таможенного администрирования, процедура «единого окна», финансовые гарантии вместе внесения живых денег, - продолжила Баландина. – Новым документом для нашей страны является международная конвенция Trade Facilitation Agreement, у которой даже нет еще официального названия на русском языке. Наиболее распространенная версия перевода – Соглашение об упрощении процедур торговли».

По протоколу, одобренному Генеральным Советом ВТО, это соглашение станет обязательным к исполнению любым членом Всемирной торговой организации. В нем также прописаны мировые тренды в деле таможенного администрирования, основанные на принципах транспарентности, прозрачности и открытости, отдельного подхода к защите прав и законных интересов предпринимателей в таможенной сфере, адекватности и соразмерности штрафов и других наказаний. Включены и положения, которые приводят к ускорению таможенных формальностей, - в том числе, разделение выпуска и уплаты таможенных платежей, специальные подходы к процедуре транзита.

В завершение Галина Баландина привела мнения авторитетных международных институтов по вопросам влияния таможенного администрирования на торговые процессы.

  • По оценке ЮНКТАД (орган Генеральной Ассамблеи ООН), средняя таможенная сделка включает 20-30 различных партий, 40 документов, 200 элементов данных (из которых 30 являются повторными) и перекодирование 60-70 процентов всех данных, по крайней мере, один раз. При этом с понижением тарифом стоимость таможенного оформления продолжает расти и в некоторых случаях превышает размер подлежащих уплате таможенных пошлин.
  • По мнению Международного экономического форума, сокращение барьеров в цепочке поставок за счет улучшения администрирования и транспортно-коммуникационной инфраструктуры может привести к росту мирового ВВП на 4,7%, а мирового экспорта – на 14,5%. При этом полная отмена тарифов даст гораздо меньший эффект: 0,7% роста ВВП и 1,1% - экспорта.
  • По оценкам ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития), новое Соглашение ВТО по упрощению процедур торговли может сократить торговые издержки почти на 14,5 процента для стран с низким уровнем доходов и на 10 процентов для стран с высоким уровнем доходов.

Судьба «дорожной карты» совершенствования таможенного администрирования неизвестна


Вице-президент «Деловой России» Виталий Сурвилло рассказал о промежуточных итогах выполнения «дорожной карты» совершенствования таможенного администрирования. Итак, с июля 2012 года по январь 2015 года были исполнены 39 мероприятий «дорожной карты», 6 признаны неисполненными и еще 14 находятся в стадии исполнения. Изначально все задуманные реформы в рамках «дорожной карты» планировалось выполнить до 2018 года. Идя навстречу пожеланиям бизнеса, президент РФ сократил сроки до конца 2016 года.

«Затем было принято решение все сделать за 2015 год. В том числе, и принять необходимые законы. Поэтому конец 2014 года ознаменовался своеобразной гонкой. Задание изначально утопическое. И мы сейчас стоим перед дилеммой – либо закрываем «дорожную карту» в конце этого года, не исполнив некоторые пункты, - напомнил Сурвилло. – Либо выполняем их, но уже вне рамок «дорожной карты». Получается, что желание ускорить реформы ради бизнеса привело к тому, что выполнение целого ряда важных мероприятий оказалось под вопросом. ФТС говорит: «все-все, мы заканчиваем, устали от этого, больше «дорожной карты» нет». А бизнес, наоборот, трепыхается».

Государственные органы с опасением относятся к предложениям о переносе сроков уплаты таможенных платежей на этап, следующий за выпуском товаров. ФТС отправило доклад в правительство РФ о нецелесообразности таких нововведений – слишком большой риск для государства.

В ходе конференции критика в адрес таможенных органов звучала практически в докладе каждого выступающего. Но ответить на нее было некому – представители ФТС встречу с бизнесом проигнорировали.

«Несмотря на все победные реляции о том, что система электронного взаимодействия успешно связала 72 ведомства, контролирующих процесс внешней торговли, на самом деле механизм не работает, - подчеркнул вице-президент «Деловой России». – Таможенники сами иногда признают этот факт, но на совещаниях говорят: «бизнес даже и не знает о том, насколько эта система хорошо работает».

По словам Виталия Сурвилло, пусть судьба «дорожной карты» после окончания 2015 года неизвестна, но существует масса других площадок, где участники ВЭД могут отстаивать свои интересы и правоту. Среди них прием предложений по проекту Таможенного кодекса ЕАЭС, обращения к омбудсмену.

«Главный мой тезис – все висит в воздухе, - подытожил спикер. – И что завтра будет, никто сейчас не может предсказать».
CustomsForum.ru

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?