Александр Коваленко
Руководитель отдела по таможенному оформлению компании GEFCO Россия
Как органы власти отягощают жизнь участников ВЭД
Фото: depositphotos.com
Зачастую импортеры, приходящие на российский рынок впервые, просто приходят в ужас от того количества подробностей, которые они должны заявлять в
О плюсах и минусах таможенного администрирования и об их влиянии на бизнес-процессы .
По данным Всемирного банка, Россия в рейтинге эффективности логистики находится на 90 месте из 160 возможных по общему показателю. По показателю эффективности таможни — на незавидном 133 месте. То есть, на уровне Монголии и Джибути.Однако несправедливо было бы говорить о том, что у нас в стране все плохо и ничего не меняется к лучшему. Я работаю в таможенном бизнесе около 10 лет и могу компетентно отметить, что некоторые процессы объективно меняются к лучшему.
Ситуация потихонечку меняется к лучшему
Из положительных тенденций в сфере таможенного администрирования — создание Таможенного союза, Евразийского экономического союза и последующая интеграция. На мой взгляд, эти процессы полезны для бизнеса.
Сейчас в рамках ЕАЭС готовится и в ближайшем времени должен быть введен в действие новый проект Таможенного кодекса. В нем будет закреплено стопроцентное электронное декларирование в рамках Евразийского экономического союза.
Безусловным достижением является формализация общения бизнеса с таможенным органом, который предоставляет достаточно формальный запрос в случае, если заявленные в декларации сведения непонятны. На это мы готовим исчерпывающий ответ, после чего, как правило, в течение
Профессиональных участников внешнеэкономической деятельности не может не радовать то, что потихонечку идет либерализация мер административной ответственности. Вводятся упрощения, которую облегчают нашу деятельность. Многие наши клиенты входят в так называемый «зеленый коридор» или «зеленый сектор», что значительно минимизирует меры таможенного контроля, которые к ним применяются. Нельзя забывать и об институте уполномоченного экономического оператора, который, надеюсь, заработает в полную силу с принятием нового Таможенного кодекса ЕАЭС.
Очень приятным для нас достижением является дополнительная автоматизация процессов — возможность подачи статистической формы через интернет, просмотра своих платежей в личном кабинете на сайте ФТС России.
Таможенному администрированию не хватает стабильности
С другой стороны, есть и негативные тенденции. На наш взгляд, процессам таможенного администрирования сейчас не хватает стабильности. Очень часто у нас происходят
Стоит отметить увеличение фискальной нагрузки на бизнес — введение новых сборов, например, утилизационного, постоянные корректировки таможенной стоимости. Вроде бы в рамках обязательств, которая наша страна на себя при присоединении к Всемирной торговой организации, ставка таможенной пошлины должна уменьшаться. Но мы отслеживаем на практике многих наших клиентов, что неэффективная ставка таможенной пошлины по причине корректировки таможенной стоимости постоянно увеличивается.
Кроме того, достаточно часто меняются «правила игры», выходят новые нормативные, подзаконные акты, приказы Федеральной таможенной службы,
Очень отягощают жизнь участников внешнеэкономической деятельности постоянные перемены в структуре и полномочиях таможенных органов. Как пример, еще вчера
Помимо этого мы столкнулись с большим количеством политически мотивированных торговых ограничений. На этом, думаю, не стоит заострять внимание. И так у всех на слуху торговые войны с Европейским экономическим союзом, с нашими украинскими соседями и Турцией.
Часто происходят сбои в работеIT-системе таможенных органов — «висят» сервера ФТС. Иногда подаваемые данные либо не доходят до принимающей таможни, либо доходят в искаженном виде. Об этом определенно стоит задуматься нашим таможенным деятелям.
Стоит отметить достаточно длительное время, в течение которого таможенные органы реагируют на обращения со стороны бизнеса. 30 дней — при обращении в стандартном порядке и 90 дней — при обращении за консультационным решением.
Зачастую при обращении в юридические отделы тех или иных таможен и таможенных управлений получаешь консультацию не по существу вопроса. Дело доходит до того, что в рамках Южного таможенного управления не принимаются декларации, если подписавшее ее лицо не имеет аттестата специалиста по таможенным операциям. Обращаемся за разъяснением — можно или нет, дайте четкие инструкции! И получаем ответ из серии: как хочешь, так и понимай.
На мой взгляд, как, впрочем, и на взгляд любого импортера, очень сильно завышены требования к тем сведениям, которые должны заявляться в декларации на товары. Зачастую импортеры, приходящие на российский рынок впервые, просто приходят в ужас от того количества подробностей, которые они должны заявлять в
Влияние негативных факторов и возможные улучшения
Все, к сожалению, по большей части негативные факторы так влияют на наши
Как можно улучшить данную ситуацию? В первую очередь, хотелось бы, чтобы в нашей стране существовал мораторий на изменение законодательства и введение нормативных актов, которые возлагают на участников ВЭД дополнительные обязанности.
От таможенных органов хотелось бы добиться минимизации времени ответа на письменные запросы участников внешнеэкономической деятельности. Очень ждем вступления в силу нового проекта Таможенного кодекса, поскольку в нем предполагается существенное уменьшение сроков выпуска декларации на товары.
CustomsForum.ru
ФОТОГАЛЕРЕЯ
СЕЙЧАС ОБСУЖДАЮТ
На форуме
- Морские лоцманы: ФГУП «Росморпорт» занимается запрещенным законодательством перекрестным субсидированием
- Особенности ввоза/вывоза отдельных видов товаров
- Ввоз и вывоз ценностей
- Ввоз и вывоз наличной валюты
- Казахстанским грузоперевозчикам напомнили о штрафных санкциях в рамках системы «Платон»
В блогах
Андрей ГераськинЧем дальше влез, тем дольше вылез или Пробки, блокады и прочие причуды современной логистики
Ты мне больше не подружка,
Ты мне больше не дружок.
Забирай свои игрушки
И не писай в мой г...
БлогиТы мне больше не подружка,
Ты мне больше не дружок.
Забирай свои игрушки
И не писай в мой г...