Новости
Компании
Бизнесу
Гражданам РФ
Общение
Сервисы

Бизнес таможне: упростите возврат таможенных платежей и ускорьте проверку добропорядочных участников ВЭД

Фото: Сергей Бертов, ИТАР-ТАСС/Интерпресс

Когда дело доходит до досмотра товара, то, по словам участников ВЭД, о современных информационных технологиях можно смело забыть — все зависит от человеческого фактора

CustomsForum.ru завершает цикл публикаций, посвященных встрече заместителя руководителя ФТС России Руслана Давыдова с экспортерами-импортерами.

Ранее мы рассказали о том, как за три последних года время выпуска импортных товаров сократилось на 46 часов, почему за ускорение таможенных процедур нужно платить информацией и зачем бизнес ждет автоматического выпуска товаров.

Введение электронного документооборота сделало бизнес прибыльным


Антон Кожанков, заместитель генерального директора ООО «Таможенно-брокерский центр»:


— Федеральная таможенная служба совместно с РЖД ведет системную работу по внедрению информационных технологий и переходу на электронный документооборот. Не могу говорить за все Российские железные дороги про эффективность такой работы, но поделюсь впечатлениями на примере своего предприятия.

С 2007 года мы оказываем услуги Российским железным дорогам при перевозке грузов ж/д транспортом. По большей части свои усилия сосредотачиваем на транзите.

Благодаря новым технологиям смогли расположенное в Новосибирске обособленное подразделение компании сделать из убыточного (9 миллионов рублей) прибыльным. И это удалось сделать именно благодаря переходу на электронный документооборот.

Надеемся, что таможенная служба будет продолжать работу по данному направлению. Это позволит нам сократить издержки, связанные с постановкой отметок таможенного органа на бумажных носителях. Дело в том, что для нас достаточно затратным является «закрытие» транзита. Железнодорожные станции, на которых производится процедура, подчас находятся на расстоянии до 200 километров от таможенного органа.

Также хочется верить, что переход на электронное декларирование транзита положительно отразится на стоимости услуг по декларированию транзитных товаров.

Основной проблемой остаются временные затраты в морских и железнодорожных пунктах пропуска, связанные с контрольными мероприятиями, которые проводят иные государственные контролирующие органы. Информационные технологии шагнули вперед, вопрос упирается в изменение действующей нормативно-правовой базы. Законодательством таможенным органам уже переданы функции транспортного контроля. В Госдуме находится законопроект о передаче иных государственных контролирующих функций.

В данном вопросе надежду возлагаем на Таможенный кодекс ЕАЭС, введение механизма единого окна, развитие института предварительного информирования и соглашение по упрощению торговли.

Времена платежных поручений канули в Лету

Олег Першаков, менеджер по таможенным вопросам компании «Пепсико Россия»:


— Давно прошли времена, когда приходилось использовать платежные поручения. В настоящее время существуют несколько инструментов удаленной уплаты таможенных платежей. Один из них — использование микропроцессорных карт. Это дает возможность импортерам и экспортерам производить уплату непосредственно на таможенных постах, через «личный кабинет» или терминалы, установленные в офисе компании.

Данная технология существенно экономит время проведения таможенных операций — вы не привязаны к таможенным постам, где производится выпуск ваших товаров.

Приветствуем инициативу по созданию единого лицевого счета для участников ВЭД и в то же время хотели бы уйти от раздельной уплаты авансовых платежей и ввозной таможенной пошлины. Мечтаем и о том, что процедура возврата платежей станет более простой.

Руслан Давыдов, заместитель руководителя ФТС России:


— Уже сейчас есть существенные упрощения в деле возврата таможенных платежей. Но мы не говорим о том, что у нас поставлена финальная точка. Продолжаем работать и по данному направлению, насколько это возможно в условии ограниченных финансовых и человеческих ресурсов. Ускорение процедуры «размораживания», оборота и возврата средств — безусловно, один из первейших для нас приоритетов в работе.

Человеческий фактор тормозит таможенные процедуры

Лариса Пучкова, директор по таможенному оформлению «СПЛ Глобал Форвардинг»:


— Внедрение технологии удаленного выпуска — определенный революционный прорыв, облегчивший диалог предпринимателей с таможенной службой. Процедура позволила значительно сократить издержки бизнеса по экспортно-импортным операциям.

Поддерживаю мнение коллег о том, что необходимо увеличивать количество таможенных органов, подключенных к данной технологии. А также обращаю внимание представителей ФТС России на следующем моменте: когда поставка безрисковая — все складывается замечательно.

Но как только возникает вопрос даже не досмотра, а касающийся таможенной стоимости, информационные технологии отходят на второй план. Тогда на первое место выходит человеческий фактор. И в таком случае все ускорение прекращается.

Первый этап проверки происходит не так быстро, как хотелось бы. Хотя документы есть, и они вполне подтверждают таможенную стоимость. И за первым этапом следует второй. В итоге процесс принятия решения по таможенной стоимости порой затягивается необоснованно долго.

Законодательно установлено — существует выпуск под обеспечение. Но не всегда участник внешнеэкономической деятельности готов к этому. Порой обеспечение — это не десятки тысяч рублей, а миллионы.

В связи с этим возникает вопрос к Федеральной таможенной службе — есть ли в планах упрощение данной процедуры, совмещение проверок таможенной стоимости с информационными технологиями или перенос их на этап пост-контроля? Особенно, если это касается тех участников ВЭД, которые платят налоги и таможенные пошлины, занимаются экспортом-импортом достаточно давно и на протяжении несколько лет доказывают свою добропорядочность, поскольку ранее в отношении них не было выявлено нарушений.

Руслан Давыдов, заместитель руководителя ФТС России:


— Автоматическая система анализирует порядка 40 критериев и категорирует участников ВЭД, относя их к группе низкого или высокого риска. Низкий риск — это, в частности, автопроизводители, экспортеры собственной продукции. 54% всех таможенных платежей совершают именно такие откатегорированные предприниматели. Вместе с уполномоченными экономическими операторами — более 60%.

В прошлом году досмотрен лишь один процент продукции участников ВЭД с низким риском. Тогда как досмотр всех остальных категорий — 5%. Вот на сколько снижена нагрузка на добропорядочный бизнес.

Что касается использования автоматизированных систем в вопросах контроля таможенной стоимости. На сегодняшний день нет ни одного профиля риска по направлению контроля таможенной стоимости, который состоял бы из заданных цен. Нет, это всегда сумма комбинаций — страна происхождения, код товара и так далее.

И все же мы можем постараться ускорить процедуру проверки таможенной стоимости. Нужно улучшить взаимодействие между постом, куда подается декларация при удаленном выпуске, и посте, на котором фактически находится товар.

Сотрудников, которые лучше подготовлены для работы с документами, знают нормативную базу, вопросы контроля таможенной стоимости, собираем в Центрах электронного декларирования. И они работают только с электронной информацией.

От редакции


Встреча заместителя руководителя ФТС России Руслана Давыдова с участниками внешнеэкономической деятельности прошла 7 июля. С тех пор многое успело измениться в российской таможне. В частности, на пост главы службы взамен Андрея Бельянинова назначен экс-полпред президента по СЗФО Владимир Булавин. В ближайшее время мы увидим, как эта перестановка скажется в целом на таможенной политике, а также на разработке и внедрении новых технологий.

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Все виды таможенных платежей 24 часа в сутки 7 дней в неделю.

Юридически-значимая электроннная подпись в удостоверяющем центре компании "Таможенная карта"

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически