На ваш вопрос
ответят профессионалы
рынка ВЭД
Используйте вашу учетную запись на Facebook.com для входа на сайт. или зарегистрируйтесь с e-mail
Присоединяясь или входя
через социальную сеть, вы принимаете
Пользовательское Соглашение
Сегодня 10.12.2016 Курсы валют ЦБ РФ
Новости
Компании
Бизнесу
Гражданам РФ
Общение
Сервисы

Будущее российской логистики: БАМ, Транссиб и Севморпуть

12.10.2016 11:38 0 Архив |
Будущее российской логистики: БАМ, Транссиб и Севморпуть

Фото: Лев Федосеев, ТАСС

Расчистка снега в Дудинском морском порту

CustomsForum.ru о том, как глобальное потепление позволяет увеличить объемы грузоперевозок по Северному морскому пути, о конфликте частников с Росморпортом и российской Арктике.

В третьей декаде сентября в Санкт-Петербурге прошел XIX международный форум «Транспортно-транзитный потенциал». Одна из секций была посвящена водным перевозкам и называлась «Эффективная перевозка грузов водным транспортом».

В рамках данной сессии перед участниками мероприятия выступила, в частности, проректор по научной работе Государственного университета морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова Татьяна Пантина. Она рассказала о том, как внутренний водный транспорт за последние десятилетия сдал свои позиции перед другими видами грузоперевозок. А также спрогнозировала — за водным транспортом будущее, поскольку основные федеральные автомагистрали в европейской части России к 2020 году окажутся перегруженными.

Сегодня мы ознакомим вас с еще несколькими мнениями экспертов, прозвучавших во время международного форума «Транспортно-транзитный потенциал» и предоставленных в распоряжение редакции руководителем проекта «Морские порты Информ-24» Анной Горновой.

Транссиб сокращает сроки перевозки контейнеров между Японией и странами Западной Европы на 25–30%


Сергей Егоршев, заместитель директора Департамента программ развития Министерства транспорта России:

— В условиях увеличения интенсивности торговли между рынками Юго-Восточной Азии, Европы и Америки мы должны постараться в полной мере использовать транзитный потенциал страны.

Про ж/д перевозки и Северный морской путь


Дальний Восток занимает выгодное географическое положение и предлагает активнее задействовать транспортные коммуникации России для транзитных грузоперевозок других стран по кратчайшим маршрутам — с минимальным числом пересечений государственных границ и передвижением по территории с единым таможенным пространством.

Например, использование Транссибирской железнодорожной магистрали вместо Южного морского пути для перевозок контейнеров между Японией и странами Западной Европы сокращает сроки доставки на 25–30%.

Проект «Восточного полигона» Транссиба и БАМа предусматривает обновление железнодорожной инфраструктуры, в том числе на направлениях коридоров «Приморье — 1» и «Приморье — 2». Сам проект имеет важное международное значение, поскольку сегодня БАМом и Транссибом пользуются 25 государств.

Развитие транспортных коридоров Приморье-1 и Приморье-2 позволит более эффективно связать северо-восточные провинции Китая через российские морские порты в Приморском крае с портами Азиатско-тихоокеанского региона.

В июле 2016 года по коридору «Приморье-1» назначен регулярный контейнерный поезд сообщением от станции Гродеково-1 на границе с Китаем до порта Владивосток. Общий объем перевозок по коридору «Приморье-2» в перспективе может быть доведен до 1,5 млн контейнеров в год.

С каждым годом увеличиваются объемы грузоперевозок по Северному морскому пути, обеспечивающему связь между 27 субъектами РФ. Глобальное потепление и, как следствие, таяние льдов позволили значительно увеличить срок безледокольной навигации в северных морях. Если ранее навигация длилась с июля по сентябрь, то сейчас — с июня по ноябрь (при этом в сентябре и октябре льдов практически нет).

Перевозки через арктические моря значительно сокращают сроки доставки грузов, дают экономию топлива и снижают транспортные издержки.

Например, из Роттердама в Йокогаму среднее время доставки через арктические моря составляет 35 дней, а через Суэцкий канал — 48 дней.

По прогнозам экспертов, к 2020 году грузопоток на Северном морском пути может многократно вырасти до 30–35 миллионов тонн в год.

В первую очередь, это развитие Севморпути для коммерческих перевозок с созданием соответствующей инфраструктуры в Арктическом бассейне. Количество заявок на плавание по Севморпути увеличивается. За 2015 года выдано 715 разрешений (в том числе 124 судам под иностранным флагом).

Объем перевозок грузов в 2015 году впервые за постсоветское время превысил рубеж в 5 миллионов тонн и вырос почти на 30% по сравнению с 2012 годом.

Потенциал доставляемых грузов по Севморпути к 2030 году оценивается в 80 миллионов тонн. Со строительством порта Сабетта открывается доступ к Мировому океану.

Евразийские логистические коридоры оснастят интеллектуальными транспортными системами


Если говорить в целом о перспективах расширения транзитных перевозок между Европой и Азией через территорию России, то можно выделить несколько основных векторов развития:

  • совершенствование технологий контейнерных перевозок и их маршрутизации; 
  • развитие пунктов пропуска через государственную границу;
  • развитие высокотехнологичных многофункциональных логистических центров с предоставлением комплексных сервисов, транспортно-логистических, консультационных и таможенных услуг;
  • привлечение инвестиций из стран АТР на развитие инфраструктуры;
  • реализация совместных с государствами-членами Евразийского экономического союза инвестиционных проектов развития транспортной инфраструктуры в рамках инициативы по сопряжению с Экономическим поясом Шелкового пути.

Транспортная политика Евразийского экономического союза будет направлена на формирование и развитие единого транспортного пространства и общего рынка транспортных услуг (на всех видах транспорта).

Наиболее важным приоритетом является создание и развитие евразийских транспортных коридоров. Для их функционирования должны быть обеспечены координация планирования и диспетчеризации трафика, упрощен таможенный и иные виды контроля, согласованы тарифные условия.

Планируется оснащение коридоров интеллектуальными транспортными системами и иными современными техническими средствами, позволяющими упростить передачу информации о ТС и товарах для их беспрепятственной перевозки.

Как Росморпорт становится абсолютным монополистом


Директор НП «Национальное объединение лоцманских организаций» Виктор Рябоконь:

— Государственное регулирование деятельности в морском порту осуществляется посредством, в том числе, установления ставок портовых сборов и тарифов на услуги, оказываемые субъектами естественных монополий.

В условиях убыточности услуг по осуществлению лоцманских проводок в подавляющем большинстве российских морских портах на основании действующих ставок лоцманского сбора ФГУП «Росморпорт» еще и понижает тарифы (ниже себестоимости лоцманских услуг). Предоставляя скидки до 25%, а в некоторых портах до 40%.

При этом увеличившийся еще больше убыток от лоцманских проводок (вследствие уменьшающегося таким образом дохода) покрывает прибылью от других высокорентабельных услуг, оказываемых абсолютно монопольно (навигационных, маячных, канальных).

Негосударственные лоцманские организации, оказывающие лоцманские услуги в этих же морских портах, не могут таким же образом снижать действующие ставки лоцманского сбора. Поскольку не способны покрывать получаемые в результате убытки прибылью от других видов деятельности.

В итоге это неизбежно приводит к тому, что частники прекращают свою деятельность по лоцманской проводке в этих портах. И там устанавливается абсолютная монополия ФГУП «Росморпорт».

О транспортных коридорах Северный широтный ход и Бованенково - Сабетта


Александр Ким, заместитель генерального директора по реализации перспективных проектов ООО «Производственная фирма «ВИС»:

— Важнейшим элементом транспортной инфраструктуры Арктической зоны РФ является система опорных портов. В настоящее время возникают разные идеи создания транспортных коридоров с портами в различных субъектах РФ, в том числе в Ямало-Ненецком автономном округе.

В ЯНАО уже строится порт Сабетта и запущены процессы реализации проектов Ямал СПГ и обустройства Новопортовского месторождения. Планируется к 2020 году вывозить 22,5 млн тонн сжиженного газа и нефти из Обской губы, а к 2025 году — увеличить грузопотоки еще на 16,5 млн тонн в связи со строительством СПГ-2. В итоге более 40 миллионов грузов будет вывозиться из порта Сабетта.

30 декабря 2015 года между Ямало-Ненецким автономным округом (Публичный партнер) и ООО «ВИС ТрансСтрой» подписано Соглашение о создании и эксплуатации новой железнодорожной линии необщего пользования Бованенково — Сабетта на условиях государственно-частного партнерства.

Главным предназначением новых ж/д линий Северного широтного хода и Бованенково-Сабетта станет доставка генеральных грузов освоения, углеводородного сырья и продуктов нефте-, газохимии потребителям — как по Северной железной дороге, так и по новому арктическому коридору Обская — морской порт Сабетта, включая Северный морской путь.

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Таможенная карта - ваш надежный инструмент для расчетов с таможней

Все виды таможенных платежей 24 часа в сутки 7 дней в неделю.

Оформляйте электронно

Юридически-значимая электроннная подпись в удостоверяющем центре компании "Таможенная карта"

Новости ВЭД на вашем сайте

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически