Логистика будущего: «Привезете заказ послезавтра? Тогда я звоню вашим конкурентам»!

2017-07-04 Логистика будущего: «Привезете заказ послезавтра? Тогда я звоню вашим конкурентам»!
Логистика будущего: «Привезете заказ послезавтра? Тогда я звоню вашим конкурентам»!
Фото: depositphotos.com

Склады малого формата — одно из перспективных направлений: здание строится примерно за 3 месяца, один квадратный метр стоит около 25 тыс. рублей

Ранее мы рассказали о том, какая ситуация сложилась на рынке складской недвижимости в Московском регионе. Сегодня поговорим о Санкт-Петербурге и других крупнейших городах-миллионниках России, а также об особенностях новых форматов складов и самых требовательных в стране клиентах.

«В Санкт-Петербурге помещения высвобождаются зачастую быстрее, чем сдаются в аренду. Петербург вообще никогда не был простым городом с точки зрения логистики: объем сделок за первый квартал 2017 года — 50 тысяч квадратных метров. Для сравнения: московский рынок — 250 тысяч».

Региональный директор компании JLL Вячеслав Холопов

В городе на Неве с начала года в эксплуатацию не введено ни одного качественного складского комплекса. Всего на 2017 год заявлено 70 тысяч квадратных метров складской недвижимости. По сравнению с Москвой — в десять раз меньше.

В первом квартале 2017 года наиболее активными арендаторами стали логистические компании и дистрибьюторы (43% и 38% в общей структуре сделок).

Согласно данным JLL, крупнейшие сделки провели компании «Октавиан» (логистика, 15100 кв. м), «MLP Уткина Заводь» (дистрибуция, 11100), «ИП Ладога» (производство, 4700) и Nordway (логистика, 3800).

В регионах строят для себя и для соседа

А это уже информация по остальным крупным российским городам. В 2016 году региональные центры класса, А были введены:

  • 52000 кв. м — в Калуге («Омега Лиз Калуга»);

  • 49000 кв. м — в Екатеринбурге (распределительный центр «Спортмастер»);

  • 46700 кв. м — в Тольятти (распределительный центр «Лента»);

  • 39600 кв. м — в Новосибирске («PNK Толмачево» (корпус 7);

  • 28500 кв. м — во Владивостоке (авиаполис «Яновский» (фаза III);

  • 22400 кв. м — в Екатеринбурге (складской комплекс «Ролси» (фаза II);

  • 20500 кв. м — в Екатеринбурге («PNK Косулино» (фаза I);

  • 20000 кв. м — в Екатеринбурге (распределительный центр «Верный».

«На сегодняшний день самый большой объем строительства в Новосибирске и Екатеринбурге. Остальные города идут с большим отставанием. И мы вряд ли увидим серьезные изменения в ближайшей перспективе. Однако локальные девелоперы собираются строить дальше. Это зачастую не федеральные игроки, а местные, развивающие логистику по принципу «мне все равно надо, при этом построю не только себе, но и соседу сдам десятку в аренду».

Региональный директор компании JLL Вячеслав Холопов

Федеральные компании, по мнению спикера международной конференции «Логистика будущего в России», пока еще не успевают добраться и занять местные рынки. Потому что они, с точки зрения девелопмента, маловаты.

При этом свободных площадей в регионах не особо-то и много. К примеру, в Екатеринбурге — всего 3%. Любой клиент придет на рынок, и все, склады все заняты.

Крупнейшие сделки прошлого года:

  • 36314 кв. м — Казань, «Эльдорадо» (ритейл);

  • 25357 кв. м — Самара, «Ашан» (ритейл);

  • 24000 кв. м — Уфа, «X5 Retail Group» (ритейл);

  • 16000 кв. м — Санкт-Петербург, «Модуль» (логистика);

  • 15430 кв. м — Орел, «X5 Retail Group» (ритейл);

  • 14267 кв. м — Екатеринбург, «STS Logistics» (логистика).

«Четыре из шести — ритейл. Из них три — продуктовый ритейл. Делать презентации становится скучно, потому что каждый раз фигурируют одни и те же названия. Но это логично: на сегодняшнем рынке — что в ритейле, что в девелопменте, что в других сферах — выживают те компании, у которых была финансовая „подушка безопасности“. Те, у которых самый крупный бизнес, и они смогли выжить с рынка своих конкурентов».

Региональный директор компании JLL Вячеслав Холопов

Индустриальные парки, ОРЦ и e-commerce

Говоря о новых форматах недвижимости, спикер озвучил следующие тенденции. Во-первых, продолжается развитие индустриальных парков. 2014 год — 45 действующих, 56 создаваемых; 2015 год — 72/48; 2016 год — 92/54.

«Девелоперы, как я уже говорил, строили-строили и в итоге получили вакансию в 1,5 миллиона квадратных метров на московском рынке. Некоторые поняли, что нужно делать что-то новое. Вот кто-то и переключился на индустриальные парки. Но несмотря на неплохие показатели по экономике и заполняемости, существует проблема — их нельзя потом продать. Никому не нужны такие активы».

Региональный директор компании JLL Вячеслав Холопов

Во-вторых, оптово-распределительные центры. Пока ими может похвастаться только Москва, в которой действуют три точки: «Радуга», «Четыре сезона» и «Сити».

«Продукты питания — это тот товар, который будет покупаться всегда. Мы ели, мы едим и будем есть. Хотелось бы еще есть хорошо. И для этой цели появились специализированные площадки. Причем в планах на будущее фигурирует не только Москва. Росагромаркетом заявлены 14 проектов, „Агромир“ собирается расширяться в Казани. И в Кабардино-Балкарии прошло проектирование оптово-распределительного центра».

Региональный директор компании JLL Вячеслав Холопов

При этом выступающий отметил, что у него есть сомнения относительно такого формата складской недвижимости: ОРЦ в Европе — бывшие рынки. Люди ходили в данные места за покупками на протяжении столетий. В итоге рынки превратились в нечто большее. Произошло разделение по типам хранения (по отдельности рыба, птица, мясо, цветы, овощи и фрукты), появилась инфраструктура.

«Но если в Европе это абсолютно белый легальный бизнес, то у нас три имеющихся ОРЦ не показывают переработку и хранение продукции. Только точка продажи, чисто оптовый рынок. Так что до настоящих ОРЦ нам еще нужно дорасти. К тому же ритейлеры уже успели понастроить складов с холодильными и морозильными камерами. И услуга ОРЦ по переработке товара уже не нужна».

Региональный директор компании JLL Вячеслав Холопов

Спикер обещал к сентябрю подготовить полное исследование, касающееся оптово-распределительных центров, в котором будет дан ответ, нужны ли они в России или нет.

Будущее — маленькие перегрузочные центры в пределах города

Третий формат касается логистики в e-commerce. В Москве, где по признанию многих обитают самые требовательные потребители, сделанный до двенадцати часов дня, к примеру, в «Озоне» заказ до конца дня привозится клиенту.

«Под такого рода логистику подстраивают складскую недвижимость. Ведь клиенты звонят ритейлерам и говорят: „Товарищи, вы, видимо, совсем обалдели? Я у вас сейчас заказываю телефон, и вы мне его привезете послезавтра? Я звоню вашим конкурентам“! Это московский потребитель, он считает, что у него должно быть все и сразу — привезти заказ в тот же день. Желательно — прямо сейчас. Ощущение, что московский потребитель — самый избалованный, сложилось у меня уже давно. Но это и хорошо, потому что заставляет складских операторов совершенствоваться».

Региональный директор компании JLL Вячеслав Холопов

Участникам конференции Холопов пояснил отличия логистики e-commerce: большой центр дистрибуции находится на большом удалении от города. Где-то на границе города расположен перевалочный центр. А в Европе есть еще и склады внутри города. Для России это перспективное направление, но в связи с московскими ценами может пока оказаться не очень востребованным. Тот же «Озон» сейчас работает «издалека» — из Твери.

Цеха превратились в кладовки

Ну и четвертый формат — self-storage. Это, как правило, производственные цеха, переоборудованные в кладовку — места хранения вещей частных клиентов. На сегодняшний день на российском рынке индивидуального хранения представлено около десяти операторов.

В Московском регионе есть 47 объектов общей площадью 120 тысяч квадратных метров, в Санкт-Петербурге — 9 (20 тысяч). Причем услугами таких «кладовок» пользуются не только физлица, но и компании. Например, сдавая на склад на время ремонта в офисе мебель, полиграфию и другие вещи.

«Даже некоторые интернет-магазины используют подобное решение. Потому что снять офис и сделать из него склад — несколько странновато. А вот если взять в аренду контейнер, к которому будет иметь доступ курьер, то получится перехватывающий мини-склад. И он решает проблему отсутствия складов внутри города».

Региональный директор компании JLL Вячеслав Холопов

Сколько стоит склад построить

По словам Холопова, сейчас цена строительства одного квадратного метра складской площади класса, А — 25 тысяч рублей без НДС. Это только возведение коробки, но также нужно приплюсовать стоимость земли, проведения коммуникаций.

«В зависимости от местоположения вы выходите на цену примерно в 35 тысяч рублей. Плюс сверху НДС».

Региональный директор компании JLL Вячеслав Холопов

Справка CF

Компания JLL предоставляет профессиональные услуги в сфере недвижимости и управления инвестициями. JLL входит в список крупнейших компаний мира Fortune 500; оборот компании в 2016 году составил 6,8 млрд долларов. В прошлом году специалисты закрыли сделки по покупке-продаже и привлечению финансирования общим объемом 136 млрд долларов. Объем портфеля JLL в. сфере управления недвижимостью составляет 4,4 млрд кв. футов или 409 млн кв. м.

Автор: Андрей Гераськин
Источник: CustomsForum.ru

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически

Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.

Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования