Елена Бричева
Заместитель директора Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики ЕЭК

ТК ЕАЭС: Евразийская экономическая комиссия определила особенности декларирования низкостоимостных товаров

2016-12-19 ТК ЕАЭС: Евразийская экономическая комиссия определила особенности декларирования низкостоимостных товаров
Фото: depositphotos.com

В проекте главного таможенного документа прописано, что товары не облагаются пошлинами и налогами, если общая таможенная стоимость продукции, ввозимой в адрес одного получателя от одного отправителя — не более 200

О норме «200 евро», «чувствительных товарах» и других компетенциях ЕЭК.

В проекте ТК ЕАЭС содержится около 300 норм с упоминаниями новых полномочий Евразийской экономической комиссии. Из них 93 — уже сейчас существующие компетенции, около 180-ти — нормы, устанавливающие новые компетенции Комиссии. В числе этих 180 ряд норм, которые переведены из международных соглашений на уровень компетенции ЕЭК.

Среди них Соглашение о порядке перемещения товаров физическими лицами (установление единых ставок и норм беспошлинного ввоза) и форма сертификата обеспечения. Делается это для того, чтобы более оперативно реагировать на какие-то вызовы времени, корректировать принятые акты.

У ЕЭК появляются компетенции:

  • по принятию решения о классификации товара не только по инициативе таможенных органов, но и по инициативе самой Комиссии;
  • по определению особенностей исполнения и прекращения обязанностей по уплате таможенных платежей — в тех случаях, когда такая обязанность возникает неоднократно или у нескольких лиц. 

В действующем кодексе эта норма звучит так: «в отношении товаров, ввозимых на территорию ЕАЭС, таможенные пошлины и налоги не могут быть уплачены в размере большем, чем они уплачивались, если бы товары выпускались для внутреннего потребления.

На территории одного государства эта норма достаточно легко администрировалась, и сложностей с ней не было. Но на практике, в рамках ЕАЭС, мы столкнулись с затруднениями. Порой товары перемещаются от границы до места назначения по территории нескольких государств, где применяются разные ставки, а платежи исчисляются в разных валютах.

Для того, чтобы каким-то образом реагировать на возникающие сложности, и появилась такая компетенция Комиссии.

Еще один новый блок обозначила бы как нормы, которые появились в связи с тем, что изменились подходы регулирования в самом кодексе. Например, определение на уровне ЕЭК порядка совершения таможенными органами таможенных операций посредством информационной системы. В ТК ЕАЭС заложен приоритет электронно-цифровых технологий, электронного декларирования, что влечет за собой необходимость принятия единого порядка для всех пяти государств-членов Союза.

О норме «200 евро»


В компетенции Комиссии — определение особенностей декларирования низкостоимостных товаров и контроля их таможенной стоимости, установление иного размера беспошлинной торговли.

Обсуждая проект кодекса, мы много говорили о норме «200 евро»: «товары не облагаются пошлинами и налогами, если общая таможенная стоимость товаров, ввозимых в адрес одного получателя от одного отправителя — менее 200 евро».

Горяченные были дискуссии, по итогам которых в проекте кодекса появилась норма в 200 евро, но без учета расходов на погрузку, перегрузку, доставку, страхование.

Практика покажет, нужно ли менять параметр «200 евро», как скажется данная норма на поступлении платежей, объемах ввозимых товаров. А мы сможем среагировать на изменившуюся ситуацию, определив иной порог.

О чувствительных товарах и новом этапе творческой жизни


Еще одно полномочие касается перечня изъятий — тех товаров, в отношении которых применяются ставки иные, чем ставки, установленные Единым таможенным тарифом. Это те товары, которые в течение переходного периода ввозятся во вновь присоединившиеся к ЕАЭС государства (Армения и Киргизия) и к ВТО (Казахстан).

Особенности казахстанских изъятий заключаются в том, что по ним нельзя доплатить ввозную таможенную пошлину до уровня ставок ЕТТ. Соответственно, такие товары неограниченный период времени будут считаться иностранными, условно выпущенными, находящимися под контролем таможенных органов.

Казахстанской стороной внесено предложение ограничить данный срок периодом в пять лет. Понятное дело, что для остальных государств в числе этих товаров могут быть «чувствительные» для экономик. Мы договорились о том, что комиссия определит тот перечень товаров, в отношении которых будет установлен пятилетний ограничивающий срок.

На последнем этапе обсуждения кодекса возникла полемика вокруг вопросов применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны, совершения операций с товарами, помещенными под эту таможенную процедуру. В частности, вокруг потребления этих товаров — иного, нежели расходования непосредственно в процессе производственной деятельности. В итоге именно Комиссии предстоит определить, когда может быть такое потребление и как в таком случае завершаться таможенная процедура свободной таможенной зоны.

После завершения процесса разработки проекта Таможенного кодекса нас ждет новый этап — не менее дискуссионный и не менее живой. Задача — в кратчайшие сроки принять все те акты, которые позволят сторонам применять кодекс с 1 июля 2017 года.

От редакции


Спикер в рамках своего выступления на III Евразийском экономическом конгрессе упомянула далеко не все особенности перехода компетенций от органов власти отдельных государств-членов ЕАЭС к Таможенному кодексу и ЕЭК. С проектом документа можно ознакомится на сайте Евразийского экономического союза.
Автор: Андрей Гераськин
Источник: CustomsForum.ru

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически

Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.

Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования