Вопрос — ответ: ведомственный контроль — право или обязанность таможенного органа
Первая часть ответов представителей Правового управления ФТС России на вопросы участников внешнеэкономической деятельности.
Как мы уже сообщали, в рамках вебинара «Внесудебное разрешение таможенных споров: преимущества для бизнеса и перспективы развития» участникам ВЭД рассказали об основных особенностях обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и ключевых моментах ведомственного контроля.
На очереди ответы представителей Правового управления Федеральной таможенной службы России на вопросы учвэдов.
- Зачастую помимо изменения классификации товаров таможенные органы произвольно меняют описание 31 графы, добавляя или не влияющие на классификацию сведения к существующему описанию, или придумывая некие характеристики. Что приводит к возбуждению дела об АП по формальным признакам. Каким образом Федеральная таможенная служба собирается бороться с этим?
«Предмет обжалования формулирует сам заявитель при подаче жалобы. Соответственно, если вы обжаловали решение о внесении изменений в полном объеме, и в вашей жалобе в качестве доводов указано также несогласие с внесением изменений в графу 31, данный довод будет оценен в ходе рассмотрения жалобы».
«Если жалоба будет удовлетворена, то все решение будет признано неправомерным. Таможенному органу нужно будет возвращаться к исходным заявленным сведениям либо вносить новые — в зависимости от результатов контроля».
- В случае если решение по классификации товара принимает один таможенный орган, а уведомление об уплате таможенных платежей выставляет другой таможенный орган, то при обжаловании такого уведомления будет ли таможенный орган исследовать вопрос о правомерности принятия другим таможенным органом решения по классификации, как это делают арбитражные суды?
«Решение по жалобе рассматривает вышестоящий таможенный орган. Но невозможно пересмотреть решение с учетом региональной структуры таможенных органов — если уведомление вынесла, например, Шереметьевская таможня, а решение о классификации принято Приволжским ЦЭДом».
«В данном случае обращаем ваше внимание на предмет обжалования — если вы обжалуете одновременно уведомление и классификационное решение, то тогда даже на действие разных таможенных органов жалоба поступает в вышестоящий таможенный орган по отношению к обоим таможенным органам. В нашем примере — в Федеральную таможенную службу, которая в полном объеме будет рассматривать и основание составления уведомления, и само уведомление».
- Какие меры принимает вышестоящий таможенный орган в случае, если нижестоящий таможенный орган не принимает решения об отправлении жалобы в течение 15 рабочих дней? Какие действия необходимо предпринять декларанту, если нижестоящий таможенный орган бездействует и не принимает решение об отправлении жалобы в вышестоящий таможенный орган?
«Как мы понимаем, было принято решение об удовлетворении жалобы, но таможенный орган бездействует, не проводит таможенный контроль, не принимает соответствующих решений, направленных на ее исполнение. В данном случае, если вы видите такое бездействие, — а, к сожалению, такое встречается в нашей практике — вам необходимо подавать повторную жалобу на решение, действие/бездействие, которое будет рассмотрено в установленном порядке».
«Ведомственный контроль — право, а не обязанность»
- Возможно ли приостановление исполнения решения вышестоящего таможенного органа при проведении ведомственного контроля?
«Нет, законодательством не предусмотрено приостановление».
- Допустимо ли утверждать, что ведомственный контроль должен быть проведен во всех случаях, когда есть повод?
- При наличии поводов для проведения ведомственного контроля и при неполучении заявителем решения в установленные сроки означает ли это, что вышестоящий таможенный орган провел ведомственный контроль, но не установлен оснований для отмены объекта ведомственного контроля — спорного решения?
«Когда к нам поступают обращения, мы сообщаем заявителю о том, что ведомственный контроль — наше право. И в случае если будет принято решение о проведении ведомственного контроля, по результатам которого будет установлена незаконность решения нижестоящего таможенного органа либо действия/бездействия, то, естественно, заявитель будет уведомлен, получив копию решения по результатам ведомственного контроля».
«Направление заключения заявителю порядком, утвержденным Федеральной таможенной службой, не предусмотрено».
- Проведение ведомственного контроля исходя из положений порядка, утвержденного приказом ФТС России, является обязанностью или все-таки правом?
«Только в случае принятия решения о проведении ведомственного контроля выдается поручение. Есть судебная практика, когда суды соглашаются с таможенным органом насчет того, что проведение ведомственного контроля — это все-таки право, а не обязанность».
«У участников внешнеэкономической деятельности есть несколько инструментов для восстановления нарушенных, как им кажется прав. Это и обжалование в вышестоящем таможенном органе, и судебное обжалование, и возможность обратиться с заявлением о внесении изменений в декларацию. Поэтому, когда по вашему обращению не проводится ведомственный контроль, нисколько не ущемляются ваши права, поскольку есть механизм прямого действия, который вы вправе реализовывать».
- Если наличие поводов не является безусловным основанием для проведения ведомственного контроля, то по каким критериям определяется необходимость проведения ведомственного контроля?
- Может ли жалоба, направленная по электронным каналам связи, рассмотрена как обращение о проведении ведомственного контроля? Если да, то при каких обстоятельствах?