На ваш вопрос
ответят профессионалы
рынка ВЭД
Используйте вашу учетную запись на Facebook.com для входа на сайт. или зарегистрируйтесь с e-mail
Присоединяясь или входя
через социальную сеть, вы принимаете
Пользовательское Соглашение
Сегодня 08.08.2020 Курсы валют ЦБ РФ

Вопрос — ответ: ведомственный контроль — право или обязанность таможенного органа

2020-07-02 Вопрос — ответ: ведомственный контроль — право или обязанность таможенного органа
02.07.2020 19:15 0 Архив |
Вопрос — ответ: ведомственный контроль — право или обязанность таможенного органа
Фото: flickr.com, Deepti Juturu
Еще один популярный у учвэдов вопрос — кто рассмотрит жалобу, если в ней фигурируют два таможенных органа

Первая часть ответов представителей Правового управления ФТС России на вопросы участников внешнеэкономической деятельности.

Как мы уже сообщали, в рамках вебинара «Внесудебное разрешение таможенных споров: преимущества для бизнеса и перспективы развития» участникам ВЭД рассказали об основных особенностях обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и ключевых моментах ведомственного контроля.

На очереди ответы представителей Правового управления Федеральной таможенной службы России на вопросы учвэдов.

  • Зачастую помимо изменения классификации товаров таможенные органы произвольно меняют описание 31 графы, добавляя или не влияющие на классификацию сведения к существующему описанию, или придумывая некие характеристики. Что приводит к возбуждению дела об АП по формальным признакам. Каким образом Федеральная таможенная служба собирается бороться с этим?

«Предмет обжалования формулирует сам заявитель при подаче жалобы. Соответственно, если вы обжаловали решение о внесении изменений в полном объеме, и в вашей жалобе в качестве доводов указано также несогласие с внесением изменений в графу 31, данный довод будет оценен в ходе рассмотрения жалобы».

«Если жалоба будет удовлетворена, то все решение будет признано неправомерным. Таможенному органу нужно будет возвращаться к исходным заявленным сведениям либо вносить новые — в зависимости от результатов контроля».

  • В случае если решение по классификации товара принимает один таможенный орган, а уведомление об уплате таможенных платежей выставляет другой таможенный орган, то при обжаловании такого уведомления будет ли таможенный орган исследовать вопрос о правомерности принятия другим таможенным органом решения по классификации, как это делают арбитражные суды?

«Решение по жалобе рассматривает вышестоящий таможенный орган. Но невозможно пересмотреть решение с учетом региональной структуры таможенных органов — если уведомление вынесла, например, Шереметьевская таможня, а решение о классификации принято Приволжским ЦЭДом».

«В данном случае обращаем ваше внимание на предмет обжалования — если вы обжалуете одновременно уведомление и классификационное решение, то тогда даже на действие разных таможенных органов жалоба поступает в вышестоящий таможенный орган по отношению к обоим таможенным органам. В нашем примере — в Федеральную таможенную службу, которая в полном объеме будет рассматривать и основание составления уведомления, и само уведомление».

  • Какие меры принимает вышестоящий таможенный орган в случае, если нижестоящий таможенный орган не принимает решения об отправлении жалобы в течение 15 рабочих дней? Какие действия необходимо предпринять декларанту, если нижестоящий таможенный орган бездействует и не принимает решение об отправлении жалобы в вышестоящий таможенный орган?

«Как мы понимаем, было принято решение об удовлетворении жалобы, но таможенный орган бездействует, не проводит таможенный контроль, не принимает соответствующих решений, направленных на ее исполнение. В данном случае, если вы видите такое бездействие, — а, к сожалению, такое встречается в нашей практике — вам необходимо подавать повторную жалобу на решение, действие/бездействие, которое будет рассмотрено в установленном порядке».

«Ведомственный контроль — право, а не обязанность»

  • Возможно ли приостановление исполнения решения вышестоящего таможенного органа при проведении ведомственного контроля?

«Нет, законодательством не предусмотрено приостановление».

  • Допустимо ли утверждать, что ведомственный контроль должен быть проведен во всех случаях, когда есть повод?

«Так утверждать мы не имеем права, потому что ведомственный контроль — это все-таки право вышестоящего таможенного органа, являющееся внутренним механизмом, позволяющим при появлении индикаторов, которые видим в виде поводов для ведомственного контроля, провести проверку».

  • При наличии поводов для проведения ведомственного контроля и при неполучении заявителем решения в установленные сроки означает ли это, что вышестоящий таможенный орган провел ведомственный контроль, но не установлен оснований для отмены объекта ведомственного контроля — спорного решения?

«Когда к нам поступают обращения, мы сообщаем заявителю о том, что ведомственный контроль — наше право. И в случае если будет принято решение о проведении ведомственного контроля, по результатам которого будет установлена незаконность решения нижестоящего таможенного органа либо действия/бездействия, то, естественно, заявитель будет уведомлен, получив копию решения по результатам ведомственного контроля».

«Направление заключения заявителю порядком, утвержденным Федеральной таможенной службой, не предусмотрено».

  • Проведение ведомственного контроля исходя из положений порядка, утвержденного приказом ФТС России, является обязанностью или все-таки правом?

«Только в случае принятия решения о проведении ведомственного контроля выдается поручение. Есть судебная практика, когда суды соглашаются с таможенным органом насчет того, что проведение ведомственного контроля — это все-таки право, а не обязанность».

«У участников внешнеэкономической деятельности есть несколько инструментов для восстановления нарушенных, как им кажется прав. Это и обжалование в вышестоящем таможенном органе, и судебное обжалование, и возможность обратиться с заявлением о внесении изменений в декларацию. Поэтому, когда по вашему обращению не проводится ведомственный контроль, нисколько не ущемляются ваши права, поскольку есть механизм прямого действия, который вы вправе реализовывать».

  • Если наличие поводов не является безусловным основанием для проведения ведомственного контроля, то по каким критериям определяется необходимость проведения ведомственного контроля?

«Критерии не закреплены правовыми актами. Мы осознаем, что у вас есть реальные механизмы прямого действия. И ведомственным контролем ни в коем случае не дублируем, не подменяем другие правовые институты».

  • Может ли жалоба, направленная по электронным каналам связи, рассмотрена как обращение о проведении ведомственного контроля? Если да, то при каких обстоятельствах?

«Если не соблюдается порядок подачи жалобы, предусмотренный 51-й главой Федерального закона о таможенном регулировании, ее рассмотрение откладывается. Если раньше это был повод для ведомственного контроля, то теперь мы руководствуемся Федеральным законом. И в части 4 статьи 363 такой повод отсутствует. Поэтому для нас это не является поводом для проведения ведомственного контроля».
Автор: Андрей Гераськин
Источник: CustomsForum.ru

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Новости ВЭД на вашем сайте

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически

Онлайн-оплата таможенных пошлин и платежей

Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.

ТК Лизинг: эффективные программы лизинга для вашего бизнеса

Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования