Вопрос — ответ: ведомственный контроль — право или обязанность таможенного органа

2020-07-02 Вопрос — ответ: ведомственный контроль — право или обязанность таможенного органа
Вопрос — ответ: ведомственный контроль — право или обязанность таможенного органа
Фото: flickr.com, Deepti Juturu
Еще один популярный у учвэдов вопрос — кто рассмотрит жалобу, если в ней фигурируют два таможенных органа

Первая часть ответов представителей Правового управления ФТС России на вопросы участников внешнеэкономической деятельности.

Как мы уже сообщали, в рамках вебинара «Внесудебное разрешение таможенных споров: преимущества для бизнеса и перспективы развития» участникам ВЭД рассказали об основных особенностях обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и ключевых моментах ведомственного контроля.

На очереди ответы представителей Правового управления Федеральной таможенной службы России на вопросы учвэдов.

  • Зачастую помимо изменения классификации товаров таможенные органы произвольно меняют описание 31 графы, добавляя или не влияющие на классификацию сведения к существующему описанию, или придумывая некие характеристики. Что приводит к возбуждению дела об АП по формальным признакам. Каким образом Федеральная таможенная служба собирается бороться с этим?

«Предмет обжалования формулирует сам заявитель при подаче жалобы. Соответственно, если вы обжаловали решение о внесении изменений в полном объеме, и в вашей жалобе в качестве доводов указано также несогласие с внесением изменений в графу 31, данный довод будет оценен в ходе рассмотрения жалобы».

«Если жалоба будет удовлетворена, то все решение будет признано неправомерным. Таможенному органу нужно будет возвращаться к исходным заявленным сведениям либо вносить новые — в зависимости от результатов контроля».

  • В случае если решение по классификации товара принимает один таможенный орган, а уведомление об уплате таможенных платежей выставляет другой таможенный орган, то при обжаловании такого уведомления будет ли таможенный орган исследовать вопрос о правомерности принятия другим таможенным органом решения по классификации, как это делают арбитражные суды?

«Решение по жалобе рассматривает вышестоящий таможенный орган. Но невозможно пересмотреть решение с учетом региональной структуры таможенных органов — если уведомление вынесла, например, Шереметьевская таможня, а решение о классификации принято Приволжским ЦЭДом».

«В данном случае обращаем ваше внимание на предмет обжалования — если вы обжалуете одновременно уведомление и классификационное решение, то тогда даже на действие разных таможенных органов жалоба поступает в вышестоящий таможенный орган по отношению к обоим таможенным органам. В нашем примере — в Федеральную таможенную службу, которая в полном объеме будет рассматривать и основание составления уведомления, и само уведомление».

  • Какие меры принимает вышестоящий таможенный орган в случае, если нижестоящий таможенный орган не принимает решения об отправлении жалобы в течение 15 рабочих дней? Какие действия необходимо предпринять декларанту, если нижестоящий таможенный орган бездействует и не принимает решение об отправлении жалобы в вышестоящий таможенный орган?

«Как мы понимаем, было принято решение об удовлетворении жалобы, но таможенный орган бездействует, не проводит таможенный контроль, не принимает соответствующих решений, направленных на ее исполнение. В данном случае, если вы видите такое бездействие, — а, к сожалению, такое встречается в нашей практике — вам необходимо подавать повторную жалобу на решение, действие/бездействие, которое будет рассмотрено в установленном порядке».

«Ведомственный контроль — право, а не обязанность»

  • Возможно ли приостановление исполнения решения вышестоящего таможенного органа при проведении ведомственного контроля?

«Нет, законодательством не предусмотрено приостановление».

  • Допустимо ли утверждать, что ведомственный контроль должен быть проведен во всех случаях, когда есть повод?

«Так утверждать мы не имеем права, потому что ведомственный контроль — это все-таки право вышестоящего таможенного органа, являющееся внутренним механизмом, позволяющим при появлении индикаторов, которые видим в виде поводов для ведомственного контроля, провести проверку».

  • При наличии поводов для проведения ведомственного контроля и при неполучении заявителем решения в установленные сроки означает ли это, что вышестоящий таможенный орган провел ведомственный контроль, но не установлен оснований для отмены объекта ведомственного контроля — спорного решения?

«Когда к нам поступают обращения, мы сообщаем заявителю о том, что ведомственный контроль — наше право. И в случае если будет принято решение о проведении ведомственного контроля, по результатам которого будет установлена незаконность решения нижестоящего таможенного органа либо действия/бездействия, то, естественно, заявитель будет уведомлен, получив копию решения по результатам ведомственного контроля».

«Направление заключения заявителю порядком, утвержденным Федеральной таможенной службой, не предусмотрено».

  • Проведение ведомственного контроля исходя из положений порядка, утвержденного приказом ФТС России, является обязанностью или все-таки правом?

«Только в случае принятия решения о проведении ведомственного контроля выдается поручение. Есть судебная практика, когда суды соглашаются с таможенным органом насчет того, что проведение ведомственного контроля — это все-таки право, а не обязанность».

«У участников внешнеэкономической деятельности есть несколько инструментов для восстановления нарушенных, как им кажется прав. Это и обжалование в вышестоящем таможенном органе, и судебное обжалование, и возможность обратиться с заявлением о внесении изменений в декларацию. Поэтому, когда по вашему обращению не проводится ведомственный контроль, нисколько не ущемляются ваши права, поскольку есть механизм прямого действия, который вы вправе реализовывать».

  • Если наличие поводов не является безусловным основанием для проведения ведомственного контроля, то по каким критериям определяется необходимость проведения ведомственного контроля?

«Критерии не закреплены правовыми актами. Мы осознаем, что у вас есть реальные механизмы прямого действия. И ведомственным контролем ни в коем случае не дублируем, не подменяем другие правовые институты».

  • Может ли жалоба, направленная по электронным каналам связи, рассмотрена как обращение о проведении ведомственного контроля? Если да, то при каких обстоятельствах?

«Если не соблюдается порядок подачи жалобы, предусмотренный 51-й главой Федерального закона о таможенном регулировании, ее рассмотрение откладывается. Если раньше это был повод для ведомственного контроля, то теперь мы руководствуемся Федеральным законом. И в части 4 статьи 363 такой повод отсутствует. Поэтому для нас это не является поводом для проведения ведомственного контроля».
Автор: Андрей Гераськин
Источник: CustomsForum.ru

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически

Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.

Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования