Виктор Евтухов
Заместитель министра промышленности и торговли РФ
RFID-чипами промаркируют не только изделия из меха, но и школьную форму
Фото: depositphotos.com
Как сообщил Евтухов «Ленте. Ру», потребитель, скачав соответствующее приложение на телефон, сможет считать всю информацию о товаре, обязательном для чипирования
О «зачистке» рынка от нелегальной продукции и подготовленных изменениях в закон «О торговле».
Когда требования о введении радиочастотной маркировки сделают обязательными, немаркированный товар будет изыматься и уничтожаться. Штрафные санкции предусмотрены не только за реализацию, но и за оборот таких товаров в целом. Избежать ответственности невозможно. Потребитель, скачав соответствующее приложение на телефон, сможет считать всю информацию о товаре, обязательном для чипирования.
Рассчитываем серьезно зачистить рынок от нелегально ввезенной и нелегально произведенной продукции. После того как пройдет пилотный проект по меховым изделиям,
О легальной форме отката и праве присутствия на полке
Долгое время нормы, установленные законом «О торговле» от 2010 года, не являлись инструментом защиты всех участников процесса. Я имею в виду и производителей, и ритейлеров. Ритейлеры, которые пытались вести бизнес ответственно, выполняя обязательства перед поставщиками, ставили себя в заведомо проигрышное положение по отношению к конкурентам. Со временем и они отказывались от такой модели поведения.
В то же время парламентарии всегда уделяли пристальное внимание этой отрасли и занимали сторону производителей. Мы с ними в принципе разделяли озабоченность, но предложили существенно смягчить требования в отношении торговых операторов, особенно учитывая ситуацию в российской экономике.
В итоге сохранили четыре основных положения законопроекта о внесении поправок в закон «О торговле»:
Сокращение так называемых ретробонусов, достигающих 10 процентов стоимости проданного товара
Это вознаграждение, которое получают сети при выполнении обязательств по объемам продаж. Остальные услуги (маркетинг, реклама, продвижение, фасовка, упаковка, логистика) не входят в этот платеж и фактически составляют так называемую «бэк маржу». Или, как называли ее между собой отдельные поставщики, «легальную форму отката».
Депутаты предлагают сократить этот бонус до 3 процентов, включив в него стоимость всех услуг. В этом есть логика, потому что суммы расходов на рекламные и другие услуги в зависимости от категории товаров зачастую совершенно космические — от 20 до 50 процентов стоимости товара. На алкогольную продукцию — все 70. Поставщики называют это платой за право присутствия на полке.
Мы поддержали предложение, но рекомендовали снизить планку не до 3, а до 5 процентов и исключить логистику. Полагаем, что эта услуга должна оплачиваться отдельно. Все дополнительные услуги по продвижению могут оплачиваться за счет дополнительной скидки, то есть за счет учета этих услуг в так называемой
Сокращение сроков оплаты поставленного товара
В настоящее время они составляют от 10 до 45 дней в зависимости от срока годности. Однако здесь важно соблюсти баланс и не перегнуть палку.
Поставщики жалуются, что они кредитуют сети. Отчасти это справедливо. Но задача торговли — продавать не только быстро оборачиваемые товары, пользующиеся стабильным спросом, но и сохранить широкий ассортимент для потребителя.
И это возможно за счет приобретения товаров, за которые в свою очередь сетевые операторы рассчитываются быстрее, чем товары реализуются по факту.
Перенос условий, запрещенных к навязыванию сторонами друг другу, в безусловный запрет по включению их в договор поставки
Это изменение в законодательстве направлено на то, чтобы полностью исключить любые дополнительные сборы с производителей в рамках договора о поставке продуктов.
Создание возможностей для ФАС привлекать к административной ответственности за длящиеся правонарушения
Но пока нам неясна позиция ведомства — глава антимонопольной службы Игорь Артемьев недавно заявил, что поправки в закон «О торговле» вообще не нужны. Хотя именно ФАС неоднократно предлагала ввести дополнительные требования к взаимоотношениям торговых сетей и поставщиков.
Малый бизнес или крупные сети?
На первый взгляд, хорошо, что сетевики в регионах развиваются. Но что если они займут весь рынок? У нас проблемы с малыми форматами в регионах. В связи с кризисом оборот российской торговли в 2015 году снизился на 10 процентов, а выручка крупных сетей, наоборот, выросла. То есть малые торговые форматы не выдерживают конкуренции на падающем рынке.
У нас от 30 до 40 процентов сельхозпродукции вообще не доходят до потребителя, потому что не хватает каналов продаж. Поэтому нужно развивать ярмарки, рынки, нестационарную торговлю. Это абсолютно неадекватная ситуация, когда для производителя вкаком-то муниципалитете не хватает места на ярмарке.
Но чтобы развивался такой формат торговли, а мелкие производители могли без проблем сбывать продукцию, нужны четкие юридически закрепленные правила игры. Показательна ситуация с мобильной торговлей. В законе прямо написано, что объект должен быть привязан к определенному месту, как, к примеру, ларек или павильон. Это противоречит самой идее торговли с колес. Там, где такие мобильные фургончики работают на свой страх и риск, цены на 10–20 процентов ниже, чем в обычной рознице. Минпромторг разработал для них новые правила, которые в ближайшее время рассмотрит Госдума.
По нашим оценкам, в России спрос на специализированные торговые автомобили составляет около 50 тысяч единиц. А такие машины, кстати, выпускают наши автоконцерны, и это послужит дополнительной мерой поддержки автопрома. Аналогичная ситуация по нестационарным объектам — существующая система во многом непрозрачна. Неясно, как составляются схемы размещения объектов, по какому принципу выделяются места, почему меняются требования к оформлению и сроки ведения торговой деятельности. Необходимые изменения в законодательство уже разработаны.
Про tax free
Убежден, что такая система нам нужна — количество туристов, посещающих Россию, ежегодно растет. И если внедрим систему tax free, уверен, что иностранцы станут увозить еще больше различных товаров, в том числе и отечественных.
Для пилотного проекта обсуждаются три города с крупными торговыми комплексами и достаточной прозрачностью бизнеса: Москва,Санкт-Петербург и Казань. Нам нужно выбрать оператора и определить, как работать системе — через агента, помогающего с администрированием, или напрямую.
Tax free — это, в том числе, и имиджевая история, это одно из конкурентных преимуществ любого государства. В соответствии с поручением первого
CustomsForum.ru, Минпромторг России
СЕЙЧАС ОБСУЖДАЮТ
На форуме
- Топ событий за неделю: полгода с Платоном, таможенный контроль без проблем
- Ввоз и вывоз ценностей
- Ввоз и вывоз наличной валюты
- Морские лоцманы: ФГУП «Росморпорт» занимается запрещенным законодательством перекрестным субсидированием
- Особенности ввоза/вывоза отдельных видов товаров
В блогах
Андрей ГераськинЧем дальше влез, тем дольше вылез или Пробки, блокады и прочие причуды современной логистики
Ты мне больше не подружка,
Ты мне больше не дружок.
Забирай свои игрушки
И не писай в мой г...
БлогиТы мне больше не подружка,
Ты мне больше не дружок.
Забирай свои игрушки
И не писай в мой г...