Новости
Компании
Бизнесу
Гражданам РФ
Общение
Сервисы

Таможня и ВЭД 2016: посылки из-за границы будут быстрее добираться до получателей

Фото: Кирилл Кухмарь, ТАСС

Именно так выглядит процесс обработки поступивших посылок в пункте международного почтового обмена в аэропорту «Толмачево»

CustomsForum.ru об эксперименте Почты России и Федеральной таможенной службы по предварительному информированию о международных почтовых отправлениях.

12 апреля в Москве прошла ежегодная конференция «Таможня и ВЭД 2016: диалог бизнеса и власти», организованная газетой The Moscow Times. Представители различных министерств и ведомств совместно с предпринимателями на протяжении дня обсуждали вопросы таможенного администрирования и его влияния на бизнес-процессы, внешнеторговой деятельности, досудебной практики таможенных споров. Делегаты не стеснялись говорить на тревожащие участников внешнеэкономической деятельности темы.

Впрочем, в ходе мероприятия речь порой шла и о достаточно позитивных изменениях. Например, об эксперименте Почты России и Федеральной таможенной службы по предварительному информированию о международных почтовых отправлениях. В нем участвуют Берлинский филиал ФГУП «Почта России», место международного почтового обмена при Казанском вокзале, ОТО и ТК № 5 таможенного поста Международный почтамт Московской таможни.

Российские почтовики договорились с иностранными коллегами об электронном обмене данными


«Почта России старается предоставить клиентам сервис, который связан, в том числе, со скоростью прохождения почтовых отправлений. Однако таможенное оформление — достаточно сложный процесс и не всегда быстрый. С нашей стороны есть максимальное желание ускорить его. Федеральная таможенная служба преследует другие цели и задачи. Например, отслеживание поступающих в страну товаров в почтовых отправлениях на предмет соответствия требованиям действующего законодательства», — отметил руководитель департамента операционной деятельности Почты России Вячеслав Коломоец.

При этом нужно учитывать постоянно растущие объемы трансграничной торговли. Если в 2014 году в Россию поступило 77,9 млн почтовых отправлений, то в 2015-м эта цифра перевалила за 128 миллионов. Прогноз почтовиков на 2016 год — более 200 миллионов почтовых отправлений. При данном темпе роста ФТС России все равно нужно обеспечить соответствующее качество проведения таможенных операций.

«Можно двигаться двумя путями — увеличить количество рабочих мест, добавить сотрудников. Но Почта России не первый год работает без дотаций со стороны государства, поэтому нам нужно строить свою деятельность на экономичных бизнес-подходах. В аналогичных условиях, думаю, находится и ФТС, — продолжил выступающий. — Второй путь — находить способы оптимизации затрат на проведение операций и сокращения времени обработки. И нам удалось найти компромиссное решение, которое помогло обеспечить качественный выпуск отправлений после таможенного оформления и сократить сроки проведения таможенных операций».

Заключается решение в том, что международное почтовое отправление теперь сопровождается таможенной декларацией, в которой указана информация, необходимая почтовому оператору (по какому адресу доставляется отправление) и Федеральной таможенной службе (для проведения таможенных операций).

Раньше данные сведения вручную вносились операторами в информационную систему. Для того, чтобы ускорить поступление информации в учетную систему, были проведены переговоры с иностранными почтовыми администрациями. По их итогам удалось достичь компромисса — информация, которая находится в таможенной декларации, будет поступать в заинтересованные органы еще и в электронном виде.

И, как подчеркнул Коломоец, в настоящее время большая часть информации о МПО приходит именно в электронном виде.

Таможенники ускорят оформление посылок из Италии и Китая


В свою очередь, Почта России предоставляет в ФТС в электронном виде следующие сведения, необходимые для проведения таможенного контроля:

  • Получатель, фамилия и имя;
  • Адрес получателя;
  • Наименование товара;
  • Вес товара;
  • Стоимость товара.

«Без этих пяти основных моментов невозможно принять предварительное решение о выпуске товара. Схема информационного обмена данными такова: почтовый оператор в лице Почты России представляет нам полученную от иностранных коллег предварительную информацию об МПО. Сведения заносятся в нашу информационную систему, — рассказала начальник отдела специальных таможенных процедур ФТС России Ирина Тетерева. — На данном этапе мы уже можем провести анализ поступающих товаров и разделить их на некоторые потоки — „зеленый коридор“ или „красный коридор“, если понимаем, что отправление вызовет однозначные вопросы при досмотре».

На удаленное рабочее место таможенного инспектора поступает картинка вложения отправления — отдельное статическое рентгеновское изображение в двухмерной проекции, документы и сведения в электронном виде.

После того, как МПО непосредственно предоставляется таможенникам для проведения контроля, в систему заносится основная информация. В случае, если она совпадает с предварительной, у представителей ФТС нет вопросов к данному товару (по запретам и ограничениям, по стоимости, уплате таможенных платежей), отправление автоматически выпускается.

Если получены совершенно противоположные результаты анализа, требуются дополнительные контрольные мероприятия, то в отношении МПО проводится таможенный контроль. И только после этого выносится вердикт.

На сегодняшний день таким образом оформлено более 7 тысяч МПО.

Процесс удаленной уплаты таможенных платежей выглядит следующим образом:

  • Таможенный пост начисляет платежи и отправляет квитанцию через назначенного почтового оператора физлицу;
  • Получатель МПО уплачивает таможенные платежи через терминал, с помощью интернет-сервисов или в отделении связи;
  • Полученные данные организатор-оператор таможенных платежей направляет в виде электронного чека в ФТС России;
  • ФТС передает сведения в таможенный пост, который после этого осуществляет выпуск МПО.

«Несмотря на то, что данные процедуры проводятся в рамках эксперимента, уже подготовлен приказ, который всю эту схему регулирует. Он согласован с Минкомсвязи, Почтой Россией и направлен в Минфин. Мы его ждем, чтобы из экспериментальной плоскости перейти к нормальной деятельности, — подытожила Тетерева. — В наших планах развитие данного направления с подключением структур во Внуково — для оформления поступающих из Китая и Италии отправлений».

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?