Новости
Компании
Бизнесу
Гражданам РФ
Общение
Сервисы
Алексей Поповичев
Исполнительный директор некоммерческого партнерства «РусБренд»

Производители контрафакта довели качество упаковки до совершенства

Фото: Андрей Гераськин,

По словам главного государственного таможенного инспектора Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления ФТС России Варвары Янишевской, на упаковке данной игрушки незаконно размещены четыре товарных знака

О том, как подсказки для потребителей по выявлению подделок фактически оказались инструкцией к действию для изготовителей контрафактной продукции.

К сожалению, проблема контрафактной продукции, подделок — глобальная проблема. В условиях глобальной экономики, когда производитель располагается порой на существенном расстоянии от владельца товарных знаков, переток контрафактной продукции с рынка на рынок играет серьезную роль. И страдает не только правообладатель. В первую очередь, страдают потребители, которые покупают поддельную продукцию вместо оригинальной. Причем, речь идет не только о качестве товаров, но и о рисках для их здоровья и жизни.

По последним данным объем контрафактной продукции в мире насчитывает 461 миллиард долларов США. В России в рамках Некоммерческого партнерства «Содружество производителей фирменных торговых марок «РусБренд» последние исследования проводились в 2010 году. Тогда специалисты Высшей школы экономики подсчитали, что оборот контрафакта в нашей стране — около 900 миллиардов рублей.

Сейчас, думаю, рынок контрафактной продукции в России значительно вырос. С появлением Таможенного Союза, Евразийского экономического союза проблема становится еще более глобальной — границы РФ теперь защищаются нашими странами-партнерами по ЕАЭС.

Большая часть контрафакта производится за рубежом — в первую очередь, в странах Юго-Восточной Азии. Потом его перевозят на территорию Российской Федерации.

Про настоящий и игрушечный «КАМАЗ»


Интеллектуальная собственность — это товарные знаки, которые стоят значительно больше, чем материальные, производственные ценности. Взять хотя бы крупнейшие, всемирно известные бренды, такие, как Apple или Coca-Cola, когда их активы сопоставимы по стоимости с самим товарным знаком.

Компания «КАМАЗ» продвигает свою продукцию на международных рынках с помощью участия в различных гонках и монетизирует свою деятельность. Как я понимаю, отечественный автопроизводитель не давал своего разрешения на использование своего товарного знака для изготовления таких игрушек.

Думаю, если бы какой-нибудь предприниматель захотел бы заключить с ними соответствующее лицензионное соглашение, «КАМАЗ» пошел бы им навстречу. А так получается незаконное использование товарного знака и интеллектуального богатства, которое компания сформировала.

Производители контрафакта изучают памятки для потребителей


После 1998 года нас захлестнула волна контрафакта — на рынке оригинальной продукции было меньше, чем контрафактной, а количество подделок по отдельным товарным позициям доходило 70–80%. Мы пытались давать потребителям подсказки — обращайте внимание на такие-то отличительные признаки, которые позволяют понять: контрафакт ли это или нет.

Проблема в том, что это фактически оказалось инструкцией к действию для производителей контрафактной продукции. Были случаи, когда они за месяц повторяли все рекомендации!

Плюс потребители теряются — они приходят в магазин и покупают 5–10 наименований товаров. Люди не могут удержать в голове отличительные признаки. Если мы говорим о парфюмерии, косметике, спортивной одежде и обуви, то можем посоветовать идти в фирменные магазины, известные торговые сети, где продается оригинальная продукция. На рынке, скорее всего, реализуется контрафактная продукция.

Отдельная тема — качество упаковки. И оно у контрафактной продукции выросло! Мы как правообладатели всегда рекомендовали потребителям смотреть на качество упаковки — если оно не очень хорошее, то, соответственно, это контрафакт. В итоге производители контрафакта довели в некоторых случаях качество упаковки до совершенства.

Впрочем, позитивные результаты налицо. Активность потребителей совместно с действиями правообладателей по защите интеллектуальной собственности при поддержке правоохранительных органов привела к нормализации ситуации на рынке. Если в 2000 году объемы контрафактной продукции составляли 70–80%, то сейчас — около 10%.

Некоммерческое партнерство «Содружество производителей фирменных торговых марок «РусБренд» с момента создания активно взаимодействует с таможенными органами. Мы создали несколько действующих инструментов, среди которых существующая больше десяти лет специальная рабочая группа. В рамках этой группы обмениваемся нашим опытом, проблемами, ищем лучшие пути решения актуальных вопросов.
CustomsForum.ru

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?