ММЛФ-2016: главные тренды прошлого года в российской логистической отрасли
Фото: depositphotos.com
Среди основных сложностей при работе с логистическими компаниями бизнес отметил, в частности, риски хищений груза, задержки и срывы подачи транспорта, высокую стоимость услуг
CustomsForum.ru об основных проблемах, влияющих на уровень логистических процессов в России.
«Каждый год на протяжении последних девяти лет проводим исследования, посвященные состоянию и перспективам развития логистики в России. Вы первые, кто в этом году ознакомится с его результатами, — обратился к участникам Форума заместитель директора Координационного совета по логистике, директор
По словам докладчика, данное исследование оказалось одним из самых негативных по своим итоговым результатам — в части падения темпов роста и изменения объемов товаропотока.
Бизнес переключился на внедрение IT-систем управления
Большинство участвовавших в исследовании респондентов в качестве главной логистической задачи, которая была решена в компании в 2015 году, указали внедрение
«Это немного расходится с тенденциями предыдущих лет, так как раньше наши респонденты особый акцент делали либо на оптимизации затрат, либо на повышении качества уровня логистического обслуживания клиентов. Эти две задачи
Отвечая на вопрос, какие изменения произошли в количестве персонала, занятого в логистике компании в 2015 году, более 50% предпринимателей признались, что были вынуждены сократить число работников. Как подчеркнул выступающий, за девять лет исследований ничего подобного ранее не происходило. А тут сразу у 20% респондентов сокращение затронуло около 76% персонала.
Еще один негативный результат: у 60% компаний сократился объем товаропотока. Причем, у 60% респондентов — до 20%. Впрочем, говоря об изменении объема товаропотока в 2016 году, 76% опрошенных уверены в увеличении показателей.
«Мы беседовали с некоторыми респондентами не только в формате анкетирования, но и вживую. Большинство из них уверены, что оттянут долю рынка у более слабых компаний и за счет этого увеличат объем товаропотока, — продолжил заместитель директора Координационного совета по логистике. — 70% респондентов ожидают увеличения товарного потока на 20%».
Затраты на логистику сокращаются
Говоря о затратах на логистику в 2015 году, бизнесмены ответили следующее:
- 48% — затраты сократились;
- 32% — увеличились пропорционально товарообороту;
- 12% — другое;
- 8% — увеличились без изменения товарооборота.
При этом, доля логистических затрат в стоимости продукции:
- у 31% респондентов — в пределах 0–5%;
- у 29% респондентов — 6–10%;
- у 14% респондентов — 11–15%;
- еще у 14% респондентов — 26–30%;
- у 10% респондентов — 16–20%;
- у оставшихся 2% респондентов — 21–25%.
Наибольшие затраты в логистической системе относятся к транспортному обеспечению — об этом заявили 45% опрошенных. На втором месте — управление закупками (28%), на третьем — склад (19%). 35% респондентов указали, что наименьшие затраты связаны с таможенным оформлением.
Логисты — тормоз прогресса?
Что мешает торговым и производственным компаниям выходить на новый уровень развития, почему они не спешат отдавать на аутсорсинг свою логистику? Среди основных сложностей при работе с логистическими компаниями бизнес отметил:
- Низкий уровень качества услуг;
- Пунктуальность логистических компаний;
- Отсутствие гибкости в формировании пакета предложений для компаний с нестандартными грузами;
- Уровень транзакционных затрат не поддается надежной оценке и прогнозу;
- Неготовность к внедрению новых IT решений;
- Отсутствие современной обратной связи;
- Риски хищений груза при работе с
транспортно-экспедиторскими компаниями; - Неумение поддерживать постоянное высокое качество;
- Задержки и срывы подачи транспорта как в РФ, так и в Европе;
- Высокий уровень стоимости услуг, включая РЖД;
- Неравномерное развитие инфраструктуры по регионам России;
- Меняющиеся тарифы на обслуживание. Низкая прозрачность ценообразования.
«Основная проблема, с которой сталкиваются наши респонденты, — это низкие, слабые компетенции логистических операторов, которые на сегодняшний день являются лидерами рынка. Только
45% бизнесменов за инновации в логистике
Для большинства компаний использование инновационных решений/технологий в логистике является приоритетом (35%) или одной из важнейших задач в среднесрочной перспективе (более 45%). Целых 5% не знают о новшествах.
Наиболее эффективными способами оптимизации логистических процессов респонденты назвали:
- Внедрение систем управления (SCM, WMS, TMS и др.);
- Аутсорсинг;
- Внедрение «Бережливого производства»;
- Мотивацию персонала, повышение производительности труда;
- Внедрение инновационных технологий;
- Разработку новых
транспортно-технологических схем; - Внедрение централизованного управления товародвижением и создание инфраструктуры.
В одах 46% компаний собираются повысить уровень логистического обслуживания потребителей (скорость и качество), 21% — внедрить системы управления (SCM, WMS, TMS и др.), 21% — оптимизировать затраты.
«Мы призываем оптимизировать затраты разумно, а не просто методом сокращения персонала, — обратился к участникам форума спикер. — Напоследок отмечу три основных тенденции в логистике, наметившиеся в последние годы. Это оптимизация затрат по всей цепочке поставок, внедрение систем WMS и повышение качества работы PL провайдеров».
Согласно исследованию, основные проблемы, влияющие на уровень логистических процессов в России, следующие:
- Нестабильная макроэкономическая ситуация в стране (снижение платежеспособности потребителей/ клиентов);
- Законодательство РФ (снижение товарооборота/перевозок
из-за санкций, система «Платон»); - Низкий уровень образования персонала в сфере логистики;
- Дорожная инфраструктура.
«Каждый второй респондент указал внедрение системы «Платон» в качестве основной проблемы, которая будет мешать развитию логистических процессов в России, — подытожил Демин. — Традиционно оргкомитет Форума формирует пять рекомендаций, которые помогут улучшить логистические системы компаний в следующие 2–3 года. На первом месте формирование профессиональных компетенций специалистов, задействованных в логистических процессах, обязательная связь KPI с мотивацией сотрудников. Вторая рекомендация — улучшение качества данных, внедрение системы
CustomsForum.ru, Андрей Гераськин
ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
ФОТОГАЛЕРЕЯ
СЕЙЧАС ОБСУЖДАЮТ
На форуме
- Морские лоцманы: ФГУП «Росморпорт» занимается запрещенным законодательством перекрестным субсидированием
- Особенности ввоза/вывоза отдельных видов товаров
- Ввоз и вывоз ценностей
- Ввоз и вывоз наличной валюты
- Казахстанским грузоперевозчикам напомнили о штрафных санкциях в рамках системы «Платон»
В блогах
Андрей ГераськинЧем дальше влез, тем дольше вылез или Пробки, блокады и прочие причуды современной логистики
Ты мне больше не подружка,
Ты мне больше не дружок.
Забирай свои игрушки
И не писай в мой г...
БлогиТы мне больше не подружка,
Ты мне больше не дружок.
Забирай свои игрушки
И не писай в мой г...