Новости
Компании
Бизнесу
Гражданам РФ
Общение
Сервисы

ММЛФ-2016: главные тренды прошлого года в российской логистической отрасли

Фото: depositphotos.com

Среди основных сложностей при работе с логистическими компаниями бизнес отметил, в частности, риски хищений груза, задержки и срывы подачи транспорта, высокую стоимость услуг

CustomsForum.ru об основных проблемах, влияющих на уровень логистических процессов в России.

С 15 по 19 февраля в российской столице прошел ежегодный XIX Московский международный логистический форум, организованный Координационным советом по логистике. В основном дне ММЛФ-2016 приняло участие более 340 представителей торговых, производственных и логистических компаний из 28 регионов России и 8 стран (Франции, Германии, Австрии, Испании, Греции, Чехии, Финляндии и России). Данная цифра стала рекордной за все 19 лет проведения Форума.

«Каждый год на протяжении последних девяти лет проводим исследования, посвященные состоянию и перспективам развития логистики в России. Вы первые, кто в этом году ознакомится с его результатами, — обратился к участникам Форума заместитель директора Координационного совета по логистике, директор Научно-образовательного центра инновационных технологий в логистике МАДИ Василий Демин. — На этот раз в исследовании, проведенном в конце 2015 — начале 2016 года приняло участие беспрецедентное количество респондентов: более 400 представителей российских и зарубежных компаний, которые работают в России. Им были заданы 15 вопросов, которые в основном связаны с изменением товарных потоков, логистических процессов и планами компаний на будущее. Среди респондентов в этом году преобладают нефтегазовые компании, торговые сети, логистический бизнес, медицина и фармацевтика».

По словам докладчика, данное исследование оказалось одним из самых негативных по своим итоговым результатам — в части падения темпов роста и изменения объемов товаропотока.

Бизнес переключился на внедрение IT-систем управления


Большинство участвовавших в исследовании респондентов в качестве главной логистической задачи, которая была решена в компании в 2015 году, указали внедрение IT-систем управления — SCM, WMS, TMS и других.

«Это немного расходится с тенденциями предыдущих лет, так как раньше наши респонденты особый акцент делали либо на оптимизации затрат, либо на повышении качества уровня логистического обслуживания клиентов. Эти две задачи по-прежнему успешно решаются бизнесом, но теперь не в таком масштабе, как внедрение IT-систем управления», — отметил Демин.

Отвечая на вопрос, какие изменения произошли в количестве персонала, занятого в логистике компании в 2015 году, более 50% предпринимателей признались, что были вынуждены сократить число работников. Как подчеркнул выступающий, за девять лет исследований ничего подобного ранее не происходило. А тут сразу у 20% респондентов сокращение затронуло около 76% персонала.

Еще один негативный результат: у 60% компаний сократился объем товаропотока. Причем, у 60% респондентов — до 20%. Впрочем, говоря об изменении объема товаропотока в 2016 году, 76% опрошенных уверены в увеличении показателей.

«Мы беседовали с некоторыми респондентами не только в формате анкетирования, но и вживую. Большинство из них уверены, что оттянут долю рынка у более слабых компаний и за счет этого увеличат объем товаропотока, — продолжил заместитель директора Координационного совета по логистике. — 70% респондентов ожидают увеличения товарного потока на 20%».

Затраты на логистику сокращаются


Говоря о затратах на логистику в 2015 году, бизнесмены ответили следующее:

  • 48% — затраты сократились; 
  • 32% — увеличились пропорционально товарообороту; 
  • 12% — другое; 
  • 8% — увеличились без изменения товарооборота. 

При этом, доля логистических затрат в стоимости продукции:

  • у 31% респондентов — в пределах 0–5%; 
  • у 29% респондентов — 6–10%; 
  • у 14% респондентов — 11–15%; 
  • еще у 14% респондентов — 26–30%; 
  • у 10% респондентов — 16–20%; 
  • у оставшихся 2% респондентов — 21–25%. 

Наибольшие затраты в логистической системе относятся к транспортному обеспечению — об этом заявили 45% опрошенных. На втором месте — управление закупками (28%), на третьем — склад (19%). 35% респондентов указали, что наименьшие затраты связаны с таможенным оформлением.

Логисты — тормоз прогресса?


Что мешает торговым и производственным компаниям выходить на новый уровень развития, почему они не спешат отдавать на аутсорсинг свою логистику? Среди основных сложностей при работе с логистическими компаниями бизнес отметил:

  • Низкий уровень качества услуг; 
  • Пунктуальность логистических компаний; 
  • Отсутствие гибкости в формировании пакета предложений для компаний с нестандартными грузами; 
  • Уровень транзакционных затрат не поддается надежной оценке и прогнозу; 
  • Неготовность к внедрению новых IT решений; 
  • Отсутствие современной обратной связи; 
  • Риски хищений груза при работе с транспортно-экспедиторскими компаниями; 
  • Неумение поддерживать постоянное высокое качество; 
  • Задержки и срывы подачи транспорта как в РФ, так и в Европе; 
  • Высокий уровень стоимости услуг, включая РЖД; 
  • Неравномерное развитие инфраструктуры по регионам России; 
  • Меняющиеся тарифы на обслуживание. Низкая прозрачность ценообразования. 

«Основная проблема, с которой сталкиваются наши респонденты, — это низкие, слабые компетенции логистических операторов, которые на сегодняшний день являются лидерами рынка. Только две-четыре компании на уровне 3PL добились высоких результатов в уровне обслуживания клиентов, — считает Василий Демин. — Наши коллеги говорят о том, что хотели бы передать логистическому оператору свою головную боль, снять с себя решение вопросов хранения, грузообработки, транспортировки товаров. Но взамен получили эмбарго. При этом, 46% компаний планируют использовать услуги логистических операторов (или увеличить объемы) в 2016 году, 9% только начнут использовать. Однако 45% не собираются работать с логоператорами».

45% бизнесменов за инновации в логистике


Для большинства компаний использование инновационных решений/технологий в логистике является приоритетом (35%) или одной из важнейших задач в среднесрочной перспективе (более 45%). Целых 5% не знают о новшествах.

Наиболее эффективными способами оптимизации логистических процессов респонденты назвали:

  • Внедрение систем управления (SCM, WMS, TMS и др.); 
  • Аутсорсинг; 
  • Внедрение «Бережливого производства»; 
  • Мотивацию персонала, повышение производительности труда; 
  • Внедрение инновационных технологий; 
  • Разработку новых транспортно-технологических схем; 
  • Внедрение централизованного управления товародвижением и создание инфраструктуры. 

В одах 46% компаний собираются повысить уровень логистического обслуживания потребителей (скорость и качество), 21% — внедрить системы управления (SCM, WMS, TMS и др.), 21% — оптимизировать затраты.

«Мы призываем оптимизировать затраты разумно, а не просто методом сокращения персонала, — обратился к участникам форума спикер. — Напоследок отмечу три основных тенденции в логистике, наметившиеся в последние годы. Это оптимизация затрат по всей цепочке поставок, внедрение систем WMS и повышение качества работы PL провайдеров».

Согласно исследованию, основные проблемы, влияющие на уровень логистических процессов в России, следующие:

  • Нестабильная макроэкономическая ситуация в стране (снижение платежеспособности потребителей/ клиентов); 
  • Законодательство РФ (снижение товарооборота/перевозок из-за санкций, система «Платон»); 
  • Низкий уровень образования персонала в сфере логистики; 
  • Дорожная инфраструктура. 

«Каждый второй респондент указал внедрение системы «Платон» в качестве основной проблемы, которая будет мешать развитию логистических процессов в России, — подытожил Демин. — Традиционно оргкомитет Форума формирует пять рекомендаций, которые помогут улучшить логистические системы компаний в следующие 2–3 года. На первом месте формирование профессиональных компетенций специалистов, задействованных в логистических процессах, обязательная связь KPI с мотивацией сотрудников. Вторая рекомендация — улучшение качества данных, внедрение системы нормативно-справочной информации, тарификация логистических операций. Третья — комплексная автоматизация логистических процессов. Четвертая — внедрение «Бережливого производства». Пятая — оптимизация параметров товаропотоков и запасов по параметрам «оборачиваемость, неравномерность, кратность партий».

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?