Новости
Компании
Бизнесу
Гражданам РФ
Общение
Сервисы
Рахим Ошакбаев Рахим Ошакбаев
Вице-министр по инвестициям и развитию Республики Казахстан

Как российская таможня влияет на инвестклимат в Казахстане

Фото: depositphotos.com
Очередные сложности в отношениях России и Казахстана были вызваны неожиданным решением Федеральной таможенной службы РФ ввести процедуру полного таможенного досмотра грузовых машин, следующих из Европы в Казахстан транзитом через Россию
О причинах инцидента с задержанием казахстанских фур российской таможней и других «детских болезнях роста» в Евразийском экономическом союзе.

Приграничный скандал вокруг 150 казахстанских фур


История началась давно. В июле 2013 года Федеральная таможенная служба России в одностороннем порядке приостановила действие Конвенции МДП на своей территории и прекратила оформления грузов, следующих в Казахстан через территорию Российской Федерации транзитом по процедуре МДП.

Таким образом, для оформления транзита в Казахстан воспользоваться уже имеющейся финансовой гарантией МДП стало невозможно, и с казахстанских автоперевозчиков при транзите через территорию России просят внести денежное обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов. Хотя такая мера обеспечения соблюдения таможенного транзита не должна применяться, поскольку на территории наших стран действует Конвенция МДП. Кроме того, казахстанские перевозчики вынуждены также оплачивать услуги охранного сопровождения, таможенно-брокерские услуги за оформление транзитных деклараций, услуги за хранения и т.д. Транзитные процедуры серьезно подорожали, сроки доставки увеличились.

В целом это достаточно давняя проблема, которая неоднократно выносилась на обсуждение на площадке Евразийской экономической комиссии, где она нашла свою однозначную правовую оценку: законодательством предусмотрено беспрепятственное использование Книжек МДП, а сложившаяся практика противоречит таможенному законодательству ЕАЭС.

Причем, это является также официальной позицией правительства Российской Федерации, поскольку консенсусом было принято распоряжение Евразийского межправительственного совета от 29 мая 2015 «Об условиях обеспечения беспрепятственного транзитного проезда с применением Конвенции МДП на территории Евразийского экономического союза». Согласно этому документу, правительствам государств-членов ЕАЭС поручено обеспечить непрерывное действие Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением Книжки МДП (Конвенции МДП) 1975 года на территории Евразийского экономического союза.

Кроме того, этот вопрос рассматривался в том числе на уровне президента России. Соответственно, было выпущено поручение президента в адрес правительства РФ обеспечить беспрепятственное применение Конвенции МДП.

В ситуации с фурами были задействованы также и другие способы обеспечения соблюдения таможенного транзита, что вызвало общественный резонанс. Помимо обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, Таможенным кодексом Таможенного союза предусмотрены еще две меры - это таможенное сопровождение или установление маршрута перевозки товаров. Решение о применении этих мер принимается на основе системы управления рисками.

ФТС и правительство РФ занимают различные позиции


В публичном поле звучит предположение, что подобными способами пытаются препятствовать увеличивающемуся объему реэкспорта из Казахстана в Россию. Судя по информации, которая прозвучала от Союза международных автомобильных перевозчиков РК, есть распоряжение руководителя таможенной службы, которое противоречит наднациональному законодательству.

Случилась немного парадоксальная ситуация, когда отдельный государственный орган РФ имеет позицию и практику, отличную от официальной позиции правительства РФ. В итоге, несмотря на наличие всех формальных решений, наши перевозчики продолжают испытывать неудобства.

Когда стало известно, что грузы, следующие в Казахстан, застряли в России, уполномоченные органы нашего правительства направили официальные письма в ФТС РФ и Министерство транспорта России и проводили переговоры по урегулированию ситуации. Кроме того, ранее Нацпалата выдвигала предложение обратиться в суд ЕАЭС по этому поводу.

Но действующее законодательство позволяет обратиться в суд ЕАЭС только с претензией к Комиссии в случае неисполнения ею каких-либо решений, бездействия, тогда как идея заключалась в взыскании с ФТС компенсации не предусмотренных законодательством платежей и иных расходов, связанных с нарушением их прав. Сейчас мы имеем то, что имеем. Насколько мне известно, инцидент с задержанием и досмотром разрешился. Будем надеяться, что он не повторится.

Но гарантий нет. Поэтому, полагаем, этому вопросу нужно продолжать уделять внимание. Ранее в НПП мы вместе с коллегами из Российского союза промышленников и предпринимателей готовили совместное обращение бизнес-сообществ наших стран в адрес президентов о том, что создается негативный и опасный прецедент неисполнения требований наднационального законодательства.

Бизнес сталкивается с такими случаями нарушения и может подумать, что правовая база ненадежна, нет механизмов к принуждению его исполнения, нет никакой ответственности у государственных органов той или иной страны за грубое нарушение наднационального законодательства. Думаю, этот вопрос должен найти свое повторное рассмотрение на уровне ЕЭК, должна быть официальная реакция Комиссии, поскольку именно она должна как минимум мониторить соблюдение наднационального законодательства.

Со стороны Министерства по инвестициям и развитию важно отметить, что устойчивый доступ к рынкам сбыта, особенно в рамках ЕАЭС, является важнейшим элементом нашего инвестиционного климата. И когда в публичном поле возникают подобные инциденты, они сильно снижают эффект усилий всех госорганов по позиционированию Казахстана как инвестиционно привлекательной страны.

Понесет ли ФТС России ответственность за этот инцидент? Судя по всему, нет. Ведь это уже не первое нарушение наднационального законодательства - за предыдущие нарушения никто не наказан.

О Таможенном кодексе ЕАЭС и евразийской интеграции


В дополнение скажу, что, кроме текущего спора, у нас сейчас есть другой большой блок вопросов – разработка Таможенного кодекса ЕАЭС. Действующий Таможенный кодекс Таможенного союза был принят в 2010 и имеет ряд недостатков, требует модернизации. Кроме того, он в некоторой степени мешает Казахстану улучшить свое положение по компоненте международной торговли рейтинга Doing Business, где мы занимаем одно из последних мест в мире. Были планы принять Таможенный кодекс ЕАЭС в текущем году. Но пока переговоры идут очень сложно.

«Те передовые практики, который предлагает казахстанская сторона, пока не находят полного понимания у представителей других стран-членов ЕАЭС. Это связано с тем, что мы пытаемся улучшить свой бизнес-климат и хотим существенно упростить администрирование. Представители таможенных органов других стран видят в этом определенные риски. Пока договоренностей по этому вопросу нет, а решения подобного уровня в ЕАЭС всегда принимаются консенсусом».

Однако не нужно драматизировать и делать поспешные выводы в отношении евразийской интеграции. Объединение очень молодое, и эти случаи можно назвать детскими болезнями роста. Важно на все это реагировать и исправлять ошибки.

Всем государственным органам стоит строго следовать всем договоренностям, которые есть в рамках ЕАЭС. Если этого не происходит, это серьезно дискредитирует все усилия по созданию экономического союза. Все должны предпринять максимум усилий, чтобы наднациональное законодательство исполнялось, а те, кто его не соблюдает, получили правовую оценку и соответствующие правовые последствия.
CustomsForum.ru, Forbes.kz

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?