На ваш вопрос
ответят профессионалы
рынка ВЭД
Используйте вашу учетную запись на Facebook.com для входа на сайт. или зарегистрируйтесь с e-mail
Присоединяясь или входя
через социальную сеть, вы принимаете
Пользовательское Соглашение
Сегодня 04.12.2016 Курсы валют ЦБ РФ
Новости
Компании
Бизнесу
Гражданам РФ
Общение
Сервисы
Дана Жунусова Дана Жунусова
Зампред правления Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен»

Россельхознадзор и казахстанская сельхозпродукция: «вчерашняя» граница более открытая, чем сегодняшняя «отсутствующая»?

15.09.2016 16:04 0 Архив |
Россельхознадзор и казахстанская сельхозпродукция: «вчерашняя» граница более открытая, чем сегодняшняя «отсутствующая»?
Фото: depositphotos.com

По словам Жунусовой, казахстанские предприниматели не могут полноценно планировать перемещения грузов, не могут быть уверенны, что поставят тот или иной груз до пункта назначения и в срок, не могут гарантировать даже собственное честное имя

О том, как за неимением налаженного информационного взаимодействия Россия контролирует перемещение товаров через границу «дедовскими» методами, а система ввоза сельхозпродукции в РФ заставляет грузоперевозчиков из Казахстана дополнительно нести существенные затраты.

Казахстан исторически является аграрной страной. Поэтому вступление в Евразийский экономический союз для нас в немалой степени было привлекательным по причине расширения рынка сбыта отечественных сельхозтоваров, возможности полноценного раскрытия потенциала производства животноводческой и растениеводческой продукции, наращивания товарооборота и экономических взаимоотношений с деловыми партнерами по ЕАЭС.

В 2015 году Республика Казахстан экспортировала продукцию животноводческого и растениеводческого происхождения на 2,1 млрд долларов США. Из них на 0,3 млрд долларов — в страны — члены ЕАЭС, на 1,8 млрд долларов — и рынки третьих стран.

В настоящее время уже гармонизированы требования в отрасли ветеринарии: единые требования при ввозе и перемещении грузов, единые правила осуществления контроля (надзора) продукции, подлежащей ветеринарному контролю на таможенной территории и таможенной границе Союза, единые формы ветеринарных сертификатов.

Наряду с этим, ведется и близится к завершению работа по принятию единого перечня карантинных объектов, единых карантинных фитосанитарных требований, единых правил и норм обеспечения карантина растений на территории Союза.

Однако на сегодняшний день складывается ситуация, когда правовой фундамент остается «не у дел», а множественные частные инициативы сторон направлены сугубо на соблюдение внутренних интересов государства и оказывают негативное воздействие на работу отечественных предпринимателей. Создаются дополнительные финансовые, временные, документарные издержки, что является по своей сути не чем иным, как очередным барьером для бизнеса.

К примеру, если взять область сельского хозяйства, подлежащую фитосанитарному контролю, то согласно последней информации Россельхознадзора на приграничной линии РФ и Республики Казахстан установлено 15 пунктов предварительного уведомления для ввоза подкарантинной продукции.

Машины с казахстанской продукцией после пересечения границы должны уведомить ППУ о прибытии, а также представить груз и сопроводительную документацию для прохождения проверки.

На границе 51 пункт пропуска, а пунктов предварительного уведомления — 15


Протяженность казахстанско-российского участка государственной границы превышает 7500 км, а частота расположения ППУ — один пункт на 500 км. В то же время (согласно постановлению Правительства РК от 9 июля 2013 года № 697 «Об утверждении перечня пунктов пропуска через Государственную границу Республики Казахстан и стационарных постов транспортного контроля на территории Республики Казахстан») на казахстанско-российском участке границы расположен 51 пункт пропуска! Но размещенные Россельхозом ППУ искусственно сокращают их количество для казахстанских экспортеров сельхоз продукции.

При этом по устным заявлениям руководства Россельхознадзора, рамки компетенции ППУ в настоящее время не конкретизированы и не регламентированы официальными правовыми документами. То есть, отечественные производители и перевозчики сельхоз продукции не имеют конкретных сведений в части сроков проведения проверок подконтрольных грузов, перечня требуемой сопроводительной документации, причин и сроков возможных задержек и запретов.


При подобной системе ввоза сельхоз продукции на территорию Российской Федерации, с учетом удаленности ППУ друг от друга, перевозчики вынуждены нести существенные дополнительные и абсолютно не оправданные затраты финансовых и временных ресурсов. Они не могут прокладывать оптимальные, экономичные маршруты следования от точки, А до точки Б. Соответственно, отечественный бизнес изначально оказывается в неравных конкурентных условиях.

В эпоху цифровой глобализации все делается по старинке


2 сентября казахстанской ветеринарной службой были сняты ограничения на ввоз животноводческой продукции, подлежащей ветеринарному контролю в отношении пастереллеза.

Однако, в этот же день, Россельхознадзор письмом проинформировал казахстанскую сторону о введенных дополнительных условиях, которые необходимо выполнять при перемещении всей КРС и продукции полученного от него.

Причиной нововведения стал дерматит КРС, вспышка которого была зафиксирована только на территории Атырауской области. При этом особенности перемещения вводятся на всю продукцию КРС с территории республики вне зависимости от региона происхождения.

Постоянно меняющиеся в одностороннем порядке «правила игры» не способствуют развитию двусторонних экономических отношений. Министерство сельского хозяйства РК зачастую вынуждено решать частные вопросы, возникающие в ходе сотрудничества, занимаясь устранением регулярно возникающих препятствий на пути казахстанской сельхозпродукции в Российскую Федерацию.

Данные меры оправдываются российской стороной необходимостью более детального контроля (надзора) за перемещением сельхозпродукции, а также недопущением ввоза продукции, не соответствующей установленным требованиям.

Однако, подобная детализация в цивилизованном мире — в эпоху цифровой глобализации — осуществляется путем информационного взаимодействия. Современные специализированные информационные системы позволяют до мельчайших подробностей отслеживать процессы передвижения грузов, а также наличие тех или иных разрешительных документов, выдача которых аналогично должна отражаться в соответствующей системе и подтягиваться по необходимости.

В итоге за неимением налаженного информационного взаимодействия, контроль за перемещением товаров осуществляется «дедовскими» методами и за счет непосредственных перевозчиков, что в корне является неверным подходом к вопросу.

Также одной из существенных проблем является отсутствие действующего регламента взаимодействия между уполномоченными органами сторон в случаях выявления тех или иных болезней животных и растений, процедуры предварительного уведомления.

Имеющееся взаимодействие устроено по принципу «post factum» — уведомление производится уже после введения ограничительных мер. Оппонентам не остается другого пути, как подстраиваться под сложившуюся ситуацию, без возможности обсуждения и оптимизации деталей.

При этом Казахстан и Российская Федерация являются участниками, к примеру, Всемирной торговой организации, в рамках которой также предусмотрен механизм уведомления сторон о введении ограничений в сфере ветеринарии и фитосанитариии путем нотификации.

Однако международные требования не стали для наших предпринимателей той спасительной соломинкой, так как в настоящее время они не соблюдаются в полной мере.

Необходимо кардинальное решение проблемы перемещения сельхозпродукции в рамках ЕАЭС в целом и на казахстанско-российском участке в частности. Наиболее оптимальным решением я нахожу упразднение действующих в настоящее время на казахстанско-российском участке государственной границы ППУ и совершенствование имеющихся процессов информационного взаимодействия между уполномоченными органами сторон.

Принципы и цели, которые закладывались на первоначальном этапе создания Союза, в настоящее время все больше оказываются затертыми документарной рутиной. Гармонизация требований и стандартов в области фитосанитарии и ветеринарии на деле оказываются «бумажными договоренностями», не имеющими фактического применения.

Достаточно резонным выглядит вопрос — что приобретает отечественный бизнес, а равно и вся экономика республики, от нашего пребывания в Союзе. Не оказалась ли «вчерашняя граница» более открытой, нежели сегодняшнее ее «отсутствие»?

Постоянная бюрократизация и затруднения в реализации свободы движения товаров не что иное, как путь к подрыву доверия бизнеса сторон друг к другу и усложнению процессов взаимной торговли.

НПП РК «Атамекен», CustomsForum.ru

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Таможенная карта - ваш надежный инструмент для расчетов с таможней

Все виды таможенных платежей 24 часа в сутки 7 дней в неделю.

Оформляйте электронно

Юридически-значимая электроннная подпись в удостоверяющем центре компании "Таможенная карта"

Новости ВЭД на вашем сайте

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически