Новости
Компании
Бизнесу
Гражданам РФ
Общение
Сервисы
Александр Перроте
Менеджер таможенных проектов Леруа Мерлен

Печеньки за хорошее поведение?

Фото: depositphotos.com
В проекте Таможенного кодекса ЕАЭС, по мнению экспертов, содержатся нормы, которые ухудшают нынешние условия работы уполномоченных экономических операторов
О странных моментах и недоработках в разделе проекта Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, отведенного уполномоченному экономическому оператору.
В проекте Таможенного кодекса Евразийского экономического союза институту уполномоченного экономического оператора (УЭО) посвящена отдельная глава, в которой немного расширен субъектный состав участников:

  • Только юридические лица
  • Только лица, осуществляющие ВЭД, и лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела (реестровую)

Сами операторы делятся на три типа:
  • УЭО, нуждающийся в таможенных привилегиях и упрощениях. Ему необходимо предоставлять обеспечение.
  • УЭО, который обязуется соблюдать повышенные требования по безопасности. Вместо предоставления обеспечения должен соответствовать требованиям финансовой устойчивости.
  • УЭО, сочетающий два вышеуказанных типа. Обеспечение с него не взымается. Для того, чтобы уполномоченный экономический оператор получил свидетельство этого третьего типа, он не менее двух лет проработать в качестве УЭО первого или второго типа.

Бизнес добился того, чтобы из проекта было исключено положение, которое позволяет УЭО заявляться на первый и второй тип одновременно.

Параметры финансовой устойчивости, а также требования к помещениям и территориям, в которых будут проводиться таможенные операции (вплоть до выпуска товаров), в настоящее время разрабатываются комиссией Евразийского экономического союза.

В проекте ТК ЕАЭС есть и нормы, которые ухудшают имеющееся на сегодняшний день положение дел УЭО. Выпуск товаров до подачи таможенной декларации предусмотрен для уполномоченных экономических операторов первого типа. Доставка товара в зону таможенного контроля, проведение операций, завершение таможенного контроля и выпуск товара на территории УЭО – специальное упрощение для второго типа.

То есть, единая технологическая операция, которой сейчас пользуются уполномоченные экономические операторы, размывается на два типа – половина оставлена здесь, половина там.

Таможенники должны идти в ногу со временем


Мои личные ощущения от проекта ТК ЕАЭС такие – я высоко ценю попытку Департамента таможенного законодательства преодолеть существующую ограниченность субъектного состава участников. Мне кажется, что они сделали над собой огромное усилие.

При этом в проекте есть недоработки и странные моменты. Например, лицами минимального риска считаются только УЭО второго и третьего типа. Оператор первого типа – это разве также не лицо пониженного риска Он же уполномоченный экономический оператор? Очень странно, будем с этим бороться.

Второй момент – привязка к стандарту, который сложился у нас в таможенном администрировании в отношении уполномоченных экономических операторов. А принцип такой – печеньки за хорошее поведение! Уполномоченный экономический оператор не рассматривается как коллега и партнер таможенника, а как некий субъект в длинной цепи поставок. И если он себя хорошо ведет, мы ему дадим печеньки.

Процитирую слова коллеги Дмитрия Некрасова, озвученные в статье 2013 года, «До тех пор, пока таможня в Таможенном союзе не научиться, четко артикулируя, произносить словосочетание «цель поставки» и пока не научиться это писать в своих документах (особенно нормативных), вряд ли у нас получится что-нибудь толковое».
CustomsForum.ru

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?