Логистика-2015: будущее за аутсорсингом и повышением качества предоставляемых услуг
Фото: depositphotos.com
По мнению экспертов, залог конкурентоспособности участников ВЭД в нынешних экономических реалиях - передача логистики на аутсорсинг профессионалам
22 мая в Москве состоялась ежегодная международная конференция «Логистика товаропотоков Россия – ЕС 2015», в рамках которой российские и иностранные бизнесмены обсудили тренды последнего времени в отечественной логистике.
Весь день логисты, предприниматели и чиновники делились мнениями о том, как успешно вести бизнес в условиях падающего товарооборота между Россией и остальным миром. Представители Торгово-промышленной палаты рассказали о том, как они могут помочь участникам внешнеэкономической деятельности организовать дело за пределами страны.О состоянии дел в логистической отрасли участникам конференции рассказали представители компании-организатора встречи Just Logistics Limited Company (ООО «Джаст Логистикс»).
Компании готовы «работать в ноль»
«Любые изменения в торговых отношениях, особенно такие, как международный финансовый кризис, санкции и антисанкции, несомненно, влияют на логистику. Что мы наблюдаем сегодня? По данным Министерства транспорта, объем перевозок снизился на 2,7 процента по сравнению с прошлым годом и достиг 9,9 миллиарда тонн, - отметила директор по развитию ООО «Джаст Логистикс» Людмила Теселкина. – Естественно, у нас уменьшился поток продовольствия из стран Евросоюза, высокотехнологичных товаров».
По словам докладчика, география грузоперевозок смещается в сторону Азии (Китая) и Латинской Америки. Именно с представителями компаний из этих регионов и заключается все больше и больше контрактов. Европа замерла в ожидании – что же будет дальше? Россия, в свою очередь, гадает – какими будут дальнейшие действия Евросоюза? И все это напрямую сказывается на логистической отрасли.
«Наша специфика предполагает постоянное участие в тендерах на оказание услуг в рамках государственных заказов. Если сравнивать с прошлым годом, то отмечу следующее – количество участников госзакупок стало как минимум в два раза больше, - продолжила Теселкина. – И если раньше стремились заработать порядка 30 процентов прибыли от стоимости услуг, то сегодня компании готовы работать в ноль. Недавно я была на тендере, где стартовая цена была порядка 130 тысяч рублей. Выиграла же компания, которая предложила 65 тысяч».
Введенные санкции в отношении высокотехнологичных товаров затронули космическую отрасль. В частности, поставки электронной компонентной базы (объем российского рынка оценивается в 5-6 миллиардов долларов в год). Планы были пересмотрены, а логисты остались без прибыли. Из-за вмешательства американских властей и еврочиновников были сорваны, отодвинуты на неопределенный срок контракты с иностранными поставщиками, заключенными до внедрения ограничительных мер.
Еще одна тенденция – активно развивается интернет-торговля. Предприниматели предпочитают бизнес, не требующий аренды площадей, и отдают часть услуг на аутсорсинг.
«Логистику ждут непростые и даже сложные времена. Не следует ожидать массового ухода логистических компаний с рынка, но, скорее всего, последует сокращение персонала, - прогнозирует собеседница. – Что мы сейчас и наблюдаем».
За последний год ставка аренды складской недвижимости упала на 30 процентов
Согласно исследованиям доля вакантных площадей на рынке складской недвижимости на конец прошлого года чуть превышала 7 процентов, то к началу 2015 года цифра подросла до 10 процентов.
«По ощущениям, данный показатель гораздо ближе к 15-20 процентам. Сами по себе эти цифры ни о чем трагичном не говорят. В Европе и Америке нормальный объем вакантных площадей равняется 5-6 процентам, - подчеркнул директор по развитию ООО «MX Logistic» Олег Дорожинский. – Мы сейчас находимся в ситуации некоего перераспределения логистической ответственности между операторским сектором и корпоративным. Возросшая доля вакантных площадей говорит не только о том, что грузов стало меньше, но и о том, что возникают некие новые возможности».
По мнению выступающего, на рынке складской логистики в настоящее время появились предпосылки для развития. Если раньше в логистических услугах основная ставка делалась на аренду, то теперь предприниматели начинают переключаться на складскую обработку. Ищут они и возможность оказать клиенту наиболее полную и качественную услугу.
Исследования гласят - объем складских услуг в России в 2014 году вырос на 20%. По словам Дорожинского, получается, что компании на меньших площадях стали зарабатывать больше денег. И это тенденция, а не свидетельство кризиса.
«Хотя, конечно, кризис есть. И все прекрасно понимают, что показателем этого кризиса является средняя стоимость ставки аренды. Ее падение за последний год составило порядка 30 процента, - огласил удручающие цифры логист. – Восстановление приемлемой для девелопера складской недвижимости ставки аренды в 110 долларов triple net ожидается к концу года. И ожидается, в основном, аналитиками. А коллеги, работающие на рынки данных услуг, не столь оптимистичны».
Компаниям придется передавать логистику на аутсорсинг
На сегодняшний день на аутсорсинг в России отдано около 30 процентов логистических услуг. В Китае – примерно 50 процентов, в США и Евросоюзе – почти 80 процентов. Доля затрат на логистику в ВВП в среднем по миру составляет 10-11 процентов (в Евросоюзе и США – 8-8,5 процента, в Японии – меньше 8 процентов). В России данный показатель превышает 20 процентов.
«Пока на аутсорсинг перешло слишком мало компаний. Рост в 20% в этом сегменте – всего лишь начало. Вижу некий сдвиг, все больше и больше компаний из корпоративного сектора будут отдавать логистику на аутсорсинг. Я не вижу для них другого выхода, - считает Олег Дорожинский. – Залог конкурентоспособности – это как раз передача логистики на аутсорсинг. Это будет тяжело и болезненно, не так комфортно как раньше, но просто неизбежно. Инакомыслящие компании исчезнут с рынка».
У западных компаний есть шансы захватить изрядную долю российского рынка логистических услуг. Однако эксперты склоняются к мысли, что будущее за небольшими отечественными компаниями, которые позволят себе рискнуть. «Премия за риск – всегда особенная. Это уникальное окно возможностей будет существовать недолго», - предупредил директор по развитию ООО «MX Logistic».
Упомянул он и о неизвестном для подавляющего числа россиян виде продукции. В западных супермаркетах продаются продукты, которые хранятся 5-7 дней, разогреваются перед употреблением в микроволновке и по вкусу существенно отличаются от продуктов глубокой заморозки. Сейчас российские ритейлеры начинают присматриваться к этому сегменту торговли, который может заполнить освободившиеся после исчезновения санкционных товаров полки, дать новые рабочие места в перерабатывающей сфере.
Перед логистами мода на такие товары поставит серьезную задачу – как поставлять такие скоропортящиеся продукты. Счет пойдет на минуты, поскольку не будет даже двух часов на отгрузку или приемку товара. Значит, придется работать оперативно, что автоматом подразумевает, к примеру, увеличение количества сотрудников и стоимости предоставляемых услуг.
«Независимо от того, как будут вести себя логистические операторы, ритейлеры не изменят своего поведения. Валютный курс вырос – цены поднялись, курс снизился – цены остались на прежнем уровне. Единственное могу сказать – в логистике точно не будет резких скачков», - резюмировала директор по развитию ООО «Джаст Логистикс» Людмила Теселкина.
«На рынке все будет спокойно, логисты попытаются сократить издержки, скорее всего, за счет ввода дополнительных сервисов и повышения уровня качества, - солидарен с коллегой Дорожинский. - Ведь повышая качество услуги, проще объяснить клиенту, почему она стоит дороже. Получается целая цепочка – для клиента, получающего более качественную услугу, это весомый аргумент продавать товар чуточку дороже».
Автор: Андрей Гераськин
Источник: CustomsForum.ru
Источник: CustomsForum.ru
ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
ФОТОГАЛЕРЕЯ
ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?
Олег Дорожинский |
Будущее безусловно за аутсорсингом логистики и чем меньше у компании денег тем быстрее она предпримет этот шаг. Это как со страхованием, крупные транцнациональные компании могут ничего не страховать (риски покроются масштабом бизнеса), но для компаний даже международных это не позволительная роскошь. Иметь собственную логистику очень дорого! |
Рита Сухарева |
И это правда......У многих компаний нет денег, чтобы сразу сделать правильно, зато они всегда находятся, когда приходится переделывать.А все потому, что перед началом внедрения ИТ-инфраструктуры не было времени хотя бы оценочно сравнить совокупную стоимость владения системой со стоимостью её аренды. Поэтому аутсорсинг на сегодняшний день оптимальное решение для компаний и предпринимателей. |
Рита Сухарева |
И это правда......У многих компаний нет денег, чтобы сразу сделать правильно, зато они всегда находятся, когда приходится переделывать.А все потому, что перед началом внедрения ИТ-инфраструктуры не было времени хотя бы оценочно сравнить совокупную стоимость владения системой со стоимостью её аренды. Поэтому аутсорсинг на сегодняшний день оптимальное решение для компаний и предпринимателей. |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА
Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически
Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.
Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования
СЕЙЧАС ОБСУЖДАЮТ
На форуме
- Ввоз и вывоз одежды
- ФТС России «PRO Маркировку»: особенности процедуры и основные ошибки участников ВЭД
- Ликбез от ФТС: таможенные органы сами продлят срок временного ввоза авто
- Кейс: варианты решения проблем при корректировке таможенной стоимости
- Ввоз и вывоз ценностей
В блогах
Шленская Юлия
БлогиПрезидент группы компаний
«КВТ Сервис»
«Все решим по красоте»: топ-5 популярных обманов учвэдов«КВТ Сервис»