ЦЭД, платежи, автовыпуск, маркировка: актуальные изменения в таможенном оформлении грузов

2020-11-09 ЦЭД, платежи, автовыпуск, маркировка: актуальные изменения в таможенном оформлении грузов
Фото: Quinntheislander, pixabay.com

Цифровизация с одной стороны упростила процесс взаимодействия таможни с учвэдами, с другой - добавило новых сложностей

Руководитель отдела электронного обучения Учебного центра «Компас ВЭД» Павел Духницкий о реформе таможенных органов РФ, новом порядке таможенного декларирования, маркировке продукции и текущих тенденциях в таможенном оформлении грузов.

Банк «Санкт-Петербург» совместно с Учебным центром «Компас ВЭД» провел вебинар на тему «Таможенное оформление грузов: актуальные изменения».

В ходе своего выступления Павел Духницкий затронул три основных момента: реорганизация таможенных органов, выполнение плановых показателей и маркировка товаров.

Реорганизация таможенных органов

Спикер отметил изменения в структуре таможен, изменения в определенных переподчиненностях таможенных постов, добавлении, на примере СЗФО, новой Северо-Западная электронная таможня. Подобные таможни теперь есть во всех таможенных управлениях.

«Как и большинство организаций в этом году таможня, можно сказать, уходит «на удаленку», но своеобразным образом. Что это нам дает? Сама по себе структура электронного декларирования существует давно. И мы уже примерно с 2010 года потихоньку наращиваем объем электронных деклараций. Если раньше это происходило в рамках традиционной структуры таможенных органов, то последние года два эта структура коренным образом поменялась».

Руководитель отдела электронного обучения Учебного центра «Компас ВЭД» Павел Духницкий

Здесь Павел Духницкий обратил внимание на следующий момент: теперь подаваемая декларация попадает не на тот таможенный орган, где находится товар, а в отдельное подразделение, которое занимается исключительно проверкой деклараций. 

«То есть сейчас у нас подразделения, которые находятся на терминалах, на складах, в порту и так далее, они урезаны по полномочиям».

Руководитель отдела электронного обучения Учебного центра «Компас ВЭД» Павел Духницкий

В настоящее время существуют:

  • ЦЭДы — места, куда попадают декларации при подаче;

  • внутренние посты фактического контроля — это посты, располагающиеся на терминалах;

  • пограничные подразделения, которые находятся в местах пересечения границы;

  • отдельные подразделения таможни, которые оформляют прибывающие транспортные средства, то есть работают с международными перевозчиками: оформляют документы на прибытия морских судов, прибытие/убытие автотранспорта и так далее.

«Что касается последних подразделений, то мы с этими подразделениями взаимодействуем в меньшей степени, если, конечно, специализированно не занимаемся международной перевозкой. Когда ваш груз оказывается на терминале, водитель, экспедитор, то есть лицо, которое отвечает за транспортные операции, взаимодействует с постом фактического контроля. Это пост, на котором есть подразделение, занимающееся досмотром, и подразделение, которое ответственно за дальнейший или предшествующий таможенный транзит. Вся их сфера ответственности касается проверки товара при необходимости такого фактического контроля, когда проводится досмотр, взвешивание, применяется ИДК, сверяются номера, пломбы и так далее. Также эти подразделения отвечают за транспортные операции, то есть оформление транзитной перевозки, завершение такой перевозки и так далее. Они не проверяют декларации и не отвечают за их выпуск».

Руководитель отдела электронного обучения Учебного центра «Компас ВЭД» Павел Духницкий

Посты фактического контроля также зачастую принимают оригиналы документов, например, сертификаты происхождения, если их нужно предоставить.

При подаче декларации на прибывший или планируемый к убытию товар, то она попадает в Центр электронного декларирования и в каждом региональном управлении есть отдельная таможня, к которой этот ЦЭД будет относиться. 

«Раньше была возможность подавать декларации, например, по Северо-Западу, и в обычный ЦЭД, и Балтийский ЦЭД, у них пересекались полномочия, то теперь происходит разделение, когда специализация жестко срабатывает и морские поставки, например, можно оформлять только в Балтийском ЦЭДе».

Руководитель отдела электронного обучения Учебного центра «Компас ВЭД» Павел Духницкий

Раньше груз находился на терминале, там же и проверялась декларация и там же происходили все досмотровые операции. Сейчас же ЦЭДы выделены отдельно и представляют собой обособленные подразделения, куда нет доступа обычным участникам ВЭД.

«Если вы вдруг захотите навестить инспектора, который проверяет вашу декларацию, то вас в ЦЭД не пустят. Туда пускают только сотрудников данного подразделения и никаких посторонних лиц там быть не должно. Попасть туда нереально. Поэтому общаемся с инспекторами только в формате электронного обмена и никаких неформальных встреч, разговоров и сообщений с инспектором быть не должно. Приехать на терминал к товару, встретиться с инспектором на досмотре, можно, это нормальная ситуация. В данной ситуации очная встреча с инспектором вполне возможна».

Руководитель отдела электронного обучения Учебного центра «Компас ВЭД» Павел Духницкий

Делается это для того, как подчеркнул руководитель отдела электронного обучения Учебного центра «Компас ВЭД», чтобы изолировать тех сотрудников, которые принимают решения, отвечают за выпуск декларации, ее проверку, от какого-то контакта с участником ВЭД, убрать потенциальную коррупционную составляющую.

«В какой-то степени полностью от этого избавиться нельзя, потому что инспектора тоже люди, и они на работе находятся не круглосуточно и где-то их встретить и о чем-то договориться можно. Таможня в настоящее время борется и с этим. Подавая декларацию, мы заранее не знаем, к кому она попадет. Существует система распределения деклараций, и при подаче мы не можем точно знать, какой инспектор ее возьмет и будет с ней работать. Возникает ситуация, что с одной стороны все находятся в равном положении и если у вас нет знакомых в таможне, вы оформляетесь также, как и коллеги, у которых знакомые в таможне есть, но попасть к ним физически невозможно, а с другой стороны изоляция декларанта от таможенника приводит к сложностям в обмене информации».

Руководитель отдела электронного обучения Учебного центра «Компас ВЭД» Павел Духницкий

Какие сложности имеются в виду? Например, когда запрашиваются какие-то документы, изменения в декларацию, очень сложно связаться с инспектором и выяснить, чего же он хочет. Еще одна сложность — сугубо программного толка, так как программные средства, в которых таможенные органы работают, на текущий момент существенно устарели и их обновление планируется на 2021 год.

«Когда мы обмениваемся данными с таможенными органами, то инспектор не всегда оперативно может их получить, то есть у него нет какой-то системы уведомлений, что данное сообщение пришло конкретно ему, что это надо срочно обработать и так далее. Очень много что делается вручную, делается не в программе, поэтому от подобных недоработок страдает оперативность. Единственной текущей возможностью связаться с ЦЭДом и как-то донести информацию о том, что вы отправили документ — это горячая линия».

Руководитель отдела электронного обучения Учебного центра «Компас ВЭД» Павел Духницкий

По звонку на горячую линию ЦЭД участник ВЭД попадает на дежурного, как правило, это замначальника отдела, и он может принять информацию и передать ее инспектору. Единственный вариант связаться напрямую с инспектором — если он позвонит сам. 

«Поэтому когда подается декларация, обязательно указывайте в ней актуальный номер телефона, причем желательно, чтобы по нему можно было дозвониться не с 9:00 до 18:00, а с 9:00 до 22:00, потому что ЦЭД работает в смену, и в зависимости от конкретного ЦЭДа, может быть и разный график работы».

Руководитель отдела электронного обучения Учебного центра «Компас ВЭД» Павел Духницкий

При подаче декларации обмен происходит по заданному алгоритму, то есть нельзя просто отправить инспектору какое-то произвольное сообщение. На каждое действие, согласно алгоритму, есть определенный ответ, реакция, сообщения регистрируются, проверяются и так далее. 

«Если вы не отвечаете на запрос инспектора, то он дальше не может проверить декларацию. Если он не отвечает на наш запрос, то, соответственно, мы больше ничего не можем отправить ему. От того, насколько своевременно все среагировали, и зависит срок выпуска декларации».

Руководитель отдела электронного обучения Учебного центра «Компас ВЭД» Павел Духницкий

Как сообщил спикер, ранее заявлялось, что на 2020 год ЦЭДы должны сконцентрировать 95% деклараций. Кроме того, для снятия нагрузки с инспекторов, происходит также:

  • внедрение автоматическое регистрации ДТ, то есть фактически это означает, что номер декларации присваивается машиной, а инспектор уже занимается ее проверкой;

  • внедрение автоматического выпуска ДТ, то есть когда инспектор декларацию вообще не проверяет.

«Когда вы подаете декларацию, и через 15 минут вам приходит сообщение, что товар выпущен, то кроме положительных сторон у нас возникает еще и проблема. То есть когда вы делаете в декларации ошибку, то, с одной стороны, ее может проверить инспектор и выявить, а машина, например, грамматические ошибки, некорректные сведения, пропускает. Неоднократно были случаи, когда был совершен автовыпуск, но в ней есть ошибка, которая не позволяет забрать груз. Для коррекции такой декларации необходимо подать документы о корректировке после выпуска, а срок корректировки — 10 дней. И это только в случае, если сохранились платежи. Бывает, когда корректировка занимает 30 дней. Тут еще момент, что все это время, пока идет корректировка, вы должна оплачивать нахождение груза на складе, откуда его нельзя забрать. Если это была контейнерная перевозка, это еще плюс простой контейнера».

Руководитель отдела электронного обучения Учебного центра «Компас ВЭД» Павел Духницкий

Выполнение плана по взиманию таможенных платежей

Руководитель отдела электронного обучения Учебного центра «Компас ВЭД» Павел Духницкий отметил, что с учетом пандемии коронавирусной инфекции, нездорового роста курса валют и прочих событий, то, согласно официальной статистике, ФТС России за первый квартал 2020 года было собрано 22,23% платежей.

«Во втором квартале (данные пока есть только за два первых квартала) уже отмечается просадка — 37,25%, тогда как во втором квартале 2019 года показатель составлял 45,84%. В третьем квартале текущего года явно положительных событий тоже не происходило. Для сравнения взял оды, когда также все было неблагополучно, и такой картины не было. Сборы были сопоставимы с одами, то есть был нормальный прирост и планируемые показатели выполнялись».

Руководитель отдела электронного обучения Учебного центра «Компас ВЭД» Павел Духницкий 

«За последние 10 лет текущая ситуация с платежами, наверное, одна из самых критических с точки зрения таможни. Почему это плохо? Кроме скорости совершения операций, эффективности контрольных мероприятий, платежи стоят на одной из первых строчек того, что таможня должна сделать. На текущий момент мы сталкиваемся с попытками эти самые платежи добрать всеми доступными способами».

Руководитель отдела электронного обучения Учебного центра «Компас ВЭД» Павел Духницкий 

Если рассматривать процесс выпуска декларации, то, по словам Павла Духницкого, участник ВЭД сейчас сталкивается с тем, что лучший для него вариант выпуска — 4 часа, когда подали, зарегистрировались и пришло уведомление о выпуске, срабатывает не всегда.

«Сейчас мы сталкиваемся с тем, что увеличиваются сроки проверки декларации, увеличивается количество запросов по корректировке кода, по доначислению пошлин. Помимо организационных моментов сталкиваемся с тем, что платим больше за хранение и замораживаем часть денег в счет обеспечения уплаты пошлин. Кроме того, добавляются нередко еще технические сложности, когда обновляются в таможне базы и не работают информационные системы, то есть нельзя подать декларацию, проверить и выпустить ее и так далее. И тогда проверка документов затягивается еще на несколько дней в силу скопившегося объема деклараций, которые инспекторам необходимо проверить».

Руководитель отдела электронного обучения Учебного центра «Компас ВЭД» Павел Духницкий 

«Мы не должны расслабляться, если нашу декларацию выпустили автоматически. Автовыпуск работает только при одном условии — условии, что потом таможня будет проверять нас в течение трех лет, то есть постконтроль. Если вы пользуетесь льготами, например, НДС 10% на детские товары, медоборудование, то срок продлевается до 5 лет. В эти же сроки таможня может прийти к вашим клиентам, которым вы продали эти товары».

Руководитель отдела электронного обучения Учебного центра «Компас ВЭД» Павел Духницкий

Товары, подлежащие маркировке

В Распоряжение правительства 792-р постепенно добавляются новые пункты. Изначально это были шубы, сейчас добавились покрышки, духи, сигареты, обувь, фотокамеры, товары легпрома. В последующем — обязательная маркировка молочной продукции.

«Суть системы — на каждую единицу товара выделяется отдельный код. Импортер обеспечивает нанесение кодов на продукцию до декларирования, а информация о кодах должна быть в декларации в дальнейшем указана. Если мы говорим о ввозе товаров из других стран-членов ЕАЭС, то маркировка должна быть на этикетке и сохраняться до момента реализации товара потребителю».

Руководитель отдела электронного обучения Учебного центра «Компас ВЭД» Павел Духницкий 

Каждый код стоит 50 копеек плюс затраты на его нанесение, распечатку и прочее. Система маркировки подразумевает, что при ввозе в ДТ указываются коды (коды есть на товарах), которые через данные ФТС России загружаются в систему «Честный знак» и при вводе в оборот переходят в собственность физлиц и снимаются с учета. При передаче другим юрлицам переходят на их баланс, и происходит отслеживание.

«С одной стороны система прослеживаемости интересна государству, с другой — привносит определенные сложности импортеру, организациям, которые осуществляют торговлю товарами, и все сложности, связанные с нанесением кодов, считыванием информации, только усугубляют неурядицы, связанные с поставкой».

Руководитель отдела электронного обучения Учебного центра «Компас ВЭД» Павел Духницкий

Автор: Анна Михайлова
Источник: CustomsForum.ru

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически

Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.

Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования