«КВТ Сервис»
На прошлой неделе состоялось первое заседание обновленного Общественного совета при ФТС России. В целом его состав не претерпел кардинальных изменений, а председателем совета переизбран Леонид Лозбенко.
Состав совета, как, впрочем, и факт его существования, вызвал самые противоречивые эмоции и комментарии со стороны бизнес-сообщества. От нелестных характеристик — вплоть до «скажите им спасибо, что в нашей отрасли не стало хуже». Мы не возьмемся оценивать работу этой структуры, однако решились поделиться своим видением того, каким должен быть Общественный совет при ФТС в идеале.
Совет не должен быть вещью в себе
Если ОС призван доносить до руководства ФТС консолидированную информацию о проблемах участников ВЭД, то коммуникация с участниками ВЭД как минимум должна быть централизованная, организованная, систематизированная. Чтобы Совет не был вещью в себе. Страница в Facebook, горячая линия, форма обратной связи на сайте — все это должно работать.
Работа такого органа должна быть прозрачной. Даже если что-то не получилось сделать, не получилось изменить позицию ФТС по вопросу, не удалось решить проблему, общественности необходимо видеть, что работа хотя бы велась.
«Да, мы провели ряд встреч с руководством ФТС, донесли мысль о пагубности влияния на предпринимателей приказа № 280. Однако изменить ситуацию не удалось, таможенная служба не готова пойти на уступки в этом вопросе». |
Коли это совет, то есть некое объединение людей, то и работать он должен сообща. Деятельность ОС — это не заслуги и лавры отдельных его членов, выступающих на разных площадках в разных рабочих группах, а совместная работа с бизнесом и регуляторами, совместные встречи, посвященные конкретным вопросам. Выработка позиции, лоббирование интересов бизнеса (подчеркну, бизнеса, а не отдельно взятой компании) в Филях. Дружить с руководством ФТС — хорошо и замечательно, но раз уж речь о работе на пользу общественности, то и дружбу эту нужно применять с толком.
Обычные граждане тоже нуждаются в защите своих интересов
ОС при ФТС призван радеть не только за бизнес, но и за обычных граждан, частенько сталкивающихся с таможней. Уж они-то точно не объединяются в организации, гильдии и НП, чтобы отстоять свое право, скажем, по-прежнему делать покупки на 1000 евро в месяц в иностранном онлайне, не платя пошлину. Эту часть общественности вовсе оставили без голоса.
Итог вышесказанного банален и прост: Общественный совет должен работать. Большего от него не требуется. Но и меньшее вряд ли устроит общественность в будущем.