CustomsForum.ru
Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука. Иван Крылов о Таможенном Союзе/Евразийском экономическом союзе |
Экспресс-экскурс в историю
И наша история именно о разногласиях, начинается она в 1991 году, когда на руинах СССР (распавшегося по многим причинам и уж точно из-за разногласий тянувшихся в разные стороны республик) была предпринята попытка склеить кусочки разбившейся вазы. 8 декабря 1991 года в Беловежской пуще лидеры трех государств (РСФСР, Украины и Белоруссии) подписали соглашение о создании СНГ. Содружество Независимых Государств действует и по сей день, однако многие россияне даже спустя два десятка лет не представляют, чем и кому, собственно, выгоден этот странный союз одиннадцати государств. Более того, в народе аббревиатуру СНГ с удовольствием расшифровывают «С Новым Годом».
Поняв, что с Содружеством получается не все так радужно, в 1995 году руководители Казахстана, России, Белоруссии, а чуть позже Киргизии, Узбекистана и Таджикистана, подписали первый договор о создании Таможенного союза. За эти десять лет страны пережили несколько этапов интеграции.
Зона свободной торговли (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан не ратифицировал договор, Узбекистан присоединился в особом порядке) заменила собой множество двухсторонних соглашений между государствами. Были отменены экспортные и импортные пошлины, количественные ограничения для внутренней торговли, упрощены внутренние границы стран-участниц и пограничный контроль на них.
В рамках Таможенного Союза (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия) был создан общий рынок товаров, утверждены единые таможенные кодекс, тариф и территория, технические регламенты, нормы ветеринарного и фитосанитарного контроля. При этом сохранилась национальная юрисдикция резидентства предприятий.
Создав единое экономическое пространство, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия стали функционировать по правилам ВТО, установив общие правила конкуренции, общий рынок услуг, труда и капитала. Также страны договорились согласовывать макроэкономическую политику.
Апофеозом интеграции стал Евразийский экономический союз (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия), договор о создании которого вступил в силу 1 января 2015 года. На этой стадии предполагается придерживаться общей стратегии развития, вести общую промышленную и сельскохозяйственную политику, развивать инфраструктуру (в первую очередь, транспортную).
Звучит, конечно же, красиво. Но на деле всё выглядит точь в точь как в вышеупомянутой басне Ивана Крылова. Вот, к примеру свежая новость: в Казахстане собираются ограничить импорт товаров из России. Местные бизнесмены посчитали свои интересы дороже союзных и настаивают на введении эмбарго на подешевевшие из-за девальвации рубля российские нефтепродукты, автомобили, металл, курятину, муку, соки и кондитерские изделия. Свой кошелек, конечно же, дороже, но о каком тогда экономическом союзе может идти речь.
Однако практически все конфликты внутри Таможенного Союза так или иначе связаны не с Казахстаном, а с Белоруссией. Особенно явно это проявилось во второй половине 2014 года. Предпосылками к размолвкам стали события в Крыму и на Украине, ввод санкций против России и ответные меры.
Запрещенная сельхозпродукция, сырье и продовольствие из стран, присоединившихся к санкциям против РФ, стали проникать к нам в страну через белорусскую границу. Только импорт рыбной продукции из Белоруссии - страны, между прочим, не имеющей выхода к морю, вырос на 98 процентов. В ответ российская сторона объявила об ужесточении контроля товаров, пересекающих границу с Белоруссией.
Тогда президент Белоруссии Александр Лукашенко пошел с козырей и заявил о возможности выхода государства из Евразийского экономического союза и планах отказаться от расчетов в рублях, перейдя на доллары и евро.
Российско-белорусские отношения сложно назвать особо теплыми и дружескими. Временами одна из сторон уж больно отчетливо напоминает сомалийских пиратов. В декабре прошлого года белорусские таможенники перекрыли транзит электроники из Калининградской области в Россию. Ну как сказать «перекрыли» - сначала задержали шесть машин с калининградскими телевизорами на общую сумму товара в 45 миллионов рублей и семь фур с телеприставками на сумму 500 миллионов рублей. В итоге в декабре было остановлено 38 грузовиков, и лишь 8 из них добрались до России.
В качестве причины задержания таможенные органы союзного государства указали то, что якобы эти машины использовались в качестве орудия преступления - для ввоза контрабанды на территорию Белоруссии. Пока бизнесмены из Калининграда пытались через суд добиться правды, а губернатор Николай Цуканов просил разобраться президента РФ Владимира Путина, конфискованную технику начали потихоньку распродавать.
Новость о том, что жители белорусского города Пинск раскупают в магазинах конфискованные калининградские телевизоры, 29 января сообщил местный сайт Media-polesye.by. По данным портала, партию конфиската разобрали буквально за неделю. И это несмотря на отсутствие гарантии и невозможность возврата!
Сложно предположить, чем закончатся все эти угрозы, удастся ли в полной мере реализовать все задумки, прописанные в договоре о ЕАЭС. Или правы будут все те, кто называет союз пятерых фиктивным браком. Скорее всего, Россия продолжить тешить себя имперскими амбициями и платить дань участникам Евразийского экономического союза. И лишь президент Белоруссии Александр Лукашенко не останется внакладе, получив за шантаж очередные преференции. В декабре 2013 года ВТБ выделил Белоруссии бридж-кредит на 450 миллионов долларов, а в июне 2014 года этот кредит заменили более крупным - на 2 миллиарда долларов.