Булавин: мы научили цифру принимать юридически значимые решения

2019-12-27 Булавин: мы научили цифру принимать юридически значимые решения
Фото: пресс-служба ФТС России
Слева направо: заместитель руководителя Федеральной таможенной службы Андрей Москалец, руководитель ФТС России Владимир Булавин и начальник управления по связям с общественностью Владимир Винокуров
Об этом руководитель Федеральной таможенной службы России заявил во время встречи с представителями СМИ.

Подводя предварительные итоги деятельности Федеральной таможенной службы в 2019 году, руководитель ФТС России Владимир Булавин пояснил, что окончательные результаты будут известны ближе к 1 марта 2020 года — после подготовки официальных статистических сведений.

Скорректированное плановое значение по перечислению в федеральный бюджет таможенных и иных платежей для ФТС России в 2019 году составило 5 трлн 639,6 млрд рублей.

«Суммы среднедневных перечислений за декабрь, за последнюю неделю и последние дни говорят о том, что мы с этой планкой, которую установил нам Минфин, справимся и даже немного перевыполним».

Руководитель Федеральной таможенной службы России Владимир Булавин

Предварительная оценка выполнения итогового задания — 5 трлн 650 млрд рублей.

Двенадцать из шестнадцати

12 — именно столько центров электронного декларирования работают в настоящее время. Из них:

8 специализированных — Владивостокский, Новороссийский, Балтийский, Московский областной, Калининградский областной, Акцизный специализированный, Авиационный и Центрально-энергетический.

4 в составе региональных электронных таможен — Приволжской, Уральской, Северо-Кавказской и Сибирской.

В следующем году электронные таможни появятся на Дальнем Востоке, на Юге (в Ростове-на-Дону), на Северо-Западе (в Санкт-Петербурге) и в Москве (Центральное таможенное управление).

«Таким образом мы планируем завершить масштабную реформу, которой занимались последние два года. Те цели, которые ставили перед собой, и прошедший год это подтверждает, мы, в общем-то, достигли.

Какие это были цели? Первая — повысить управляемость таможенными органами. У нас было 672 места таможенного оформления. Как правило, все они находились на частных площадях и в зданиях, принадлежащих бизнесу...

Теперь все декларирование будет сосредоточено в 16 центрах. Согласитесь — управлять 16 центрами куда проще и эффективнее, чем 672 местами таможенного оформления».

Руководитель Федеральной таможенной службы России Владимир Булавин

Вторая цель — разделение таможенного оформления и фактического контроля для того, чтобы разорвать личный контакт между выпускающим инспектором и декларантом.

«Все происходит в цифровом, удаленном формате без личного контакта нашего должностного лица и участника ВЭД, подающего декларацию. При этом мы существенным образом повысили независимость принятия решения выпускающим инспектором и снизили коррупционные риски.

По замыслу это должно было сказаться и на объемах поступления платежей в федеральный бюджет. Практика работы центров электронного декларирования, которые у нас функционируют более года, это подтвердила».

Руководитель Федеральной таможенной службы России Владимир Булавин

Как признался Булавин, при создании отдельных центров электронного декларирования «нас немного лихорадило». Причиной этого он назвал определенное непонимание новых процессов и проводимых мероприятий участниками внешнеэкономической деятельности.

«Многие открыто сомневались в том, что нам это удастся сделать (перевести декларирование в электронные таможни — прим. редакции). Были использованы различные информационные площадки. Но жизнь и практика нашей работы все эти сомнения поставили на место. Система работоспособна, но ее еще нужно довести до логического завершения — таможенного оформления на постах фактического контроля оставаться не должно.

Исключение — отдельные виды товаров, оформление которых нельзя убрать с таможенных постов. Например, лес, объемы которого нужно тщательно замерить. Продукты переработки на таможенной территории... Но мы сделаем так: даже если такие товары все равно придется оформлять на постах фактического контроля, сотрудники и весь процесс будут интегрированы в электронные таможни и центры электронного декларирования».

Руководитель Федеральной таможенной службы России Владимир Булавин

В центрах электронного декларирования оформляется 67,6% всех деклараций

Как отметил глава ФТС России, концентрация декларирования в электронных таможнях и ЦЭДах позволила дальше совершенствовать процессы автоматизации отдельных таможенных режимов и процедур. И промежуточные итоги за 11 месяцев 2019 года таковы:

  • Более 2,4 млн деклараций зарегистрировано в автоматическом режиме (весь 2018 год — более 1,8 млн ДТ);

В ноябре доля автоматически зарегистрированных электронных деклараций по экспорту составила 88%, по импорту — 65,8%.

  • 563 тыс. ДТ выпущено в автоматическом режиме (весь 2018 год — около 324 тыс. ДТ).

После проведенной в конце ноября доработки программных средств в отношении безрисковых поставок доля автоматически выпущенных деклараций на импортируемые товары составила 53,4% (по данным на 29.11.2019), а по экспорту — 69,9%.

«Нужно понимать, что все это происходит без участия должностного лица таможни, выпускающего инспектора — более объективно, эффективно, быстро. На регистрацию декларации в автоматическом режиме уходит порядка двух минут. Есть и рекорд — за секунду. Все зависит от сложности декларации. На автоматический выпуск — три минуты».

Руководитель Федеральной таможенной службы России Владимир Булавин

В итоге, по словам Булавина, на весь процесс таможенного оформления товаров, выпускаемых в свободное обращение, уходит пять минут.

О цифровизации

«Мы научили цифру не только писать, считать, думать, прогнозировать, но и принимать юридически значимые решения. Тот же выпуск декларации — это юридически значимое решение.

Процесс цифровизации таможенной сферы необратимый. По моему глубокому убеждению, насыщение таможенную сферу цифрой приведет к большей прозрачности самой таможенной сферы. И, как следствие, к большему доверию как со стороны декларантов в отношении таможни, так и со стороны наших иностранных партнеров — представителей других таможенных администраций.

Мы сможем больше доверять друг другу, что в конечном счете скажется на существенном упрощении таможенных процедур. Особенно при перемещении товаров транзитом через несколько стран — не потребуется таможенного оформления в каждой стране. Достаточно один раз оформить, и результаты контроля будут юридически приняты всеми другими странами».

Руководитель Федеральной таможенной службы России Владимир Булавин

О стратегии развития таможенных органов

По мнению спикера, дальнейшее развитие ФТС России и таможенных служб мира напрямую связано с совершенствованием информационных, цифровых технологий и телекоммуникационных систем.

«На втором Международном таможенном форуме мы презентовали нашу новую стратегию развития до 2030 года. По сути дела, это траектория движения от существующей электронной таможни к таможне интеллектуальной. Должны проанализировать, как в таможенном деле более эффективно использовать работу с большими объемами данных, возможности искусственного интеллекта.

А самое главное, и это принципиальный вопрос будущего, — цифра должна связать информационные системы таможенных органов с информационными системами декларантов, информационные системы таможенных органов с информационными системами иностранных партнеров».

Руководитель Федеральной таможенной службы России Владимир Булавин

В целом, по словам Булавина, новая стратегия направлена на то, чтобы сделать таможенную сферу более прозрачной и понятной, увеличить степень доверия между ФТС, декларантами и таможенными администрациями из других стран.

В настоящее время налажен контакт между Федеральной таможенной службой и более 100 таможенными администрациями. С 70 из них заключены базовые соглашения об оказании помощи в таможенной сфере. В 20 странах мира работают представительства ФТС России.

«Активно ведется запросно-справочная работа, проводятся эксперименты. Например, по взаимному признанию результатов таможенного контроля, по обмену снимками инспекционно-досмотровых комплексов, по взаимной настройке систем управления рисками. А также по взаимному признанию уполномоченных экономических операторов, но по этому вопросу мы еще в начале пути. Важно, чтобы все эти экспериментальные наработки были поставлены на службу в таможенных органах».

Руководитель Федеральной таможенной службы России Владимир Булавин

О сотрудничестве с китайскими коллегами

«Основной вопрос — таможенная стоимость. У нас есть существенный сдвиг, мне представляется возможным, что в ближайшее время мы придем к соглашению об обмене сведениями о таможенной стоимости перемещаемых товарных партий. Первый опыт уже наработан, есть прецедент использования данной информации в судебных разбирательствах».

Руководитель Федеральной таможенной службы России Владимир Булавин

С участием представителей ФТС России в Китае в порядке эксперимента была совершена предотгрузочная инспекция контейнеров, перемещаемых из Китая в РФ. За таким подходом Булавин видит будущее.

«С учетом взаимного признания результатов таможенного контроля можно говорить о том, что мы, участвуя в таких предотгрузочных инспекциях и контролируя загрузку контейнеров, сможем снять соответствующее мероприятие при пересечении грузом государственной границы Российской Федерации».

Руководитель Федеральной таможенной службы России Владимир Булавин

Об интеллектуальном следе

«По мере цифровизации таможенной сферы каждое противоправное деяние будет оставлять свой цифровой след. И уже сейчас оставляет. Главная задача — обучить цифру, чтобы она цифровой след вовремя идентифицировала и выставляла на контроль.

Мы боролись и будем бороться с таким явлением, как коррупция в наших рядах. Невзирая на чины, звания и должностное положение. Два года назад в центральном аппарате, на уровне таможенных управлений и отдельных таможен были созданы комиссии по профилактике коррупционных правонарушений, подготовлены карты коррупционных рисков. Профилактика касается не только таможенного дела, но и, скажем, закупочной деятельности. Профилактическими мероприятиями охвачены все сектора нашей деятельности.

При этом нужно отметить, что у нас в этом году возросло количество возбужденных уголовных дел по материалам нашего управления противодействия коррупции — с 85 до 120. К уголовной ответственности привлечено 32 человека.

Наработана значительная дисциплинарная практика. В этом году дисциплинарным наказаниям только по признакам коррупционных правонарушений подвергнуто около 400 должностных лиц таможенных органов, больше 10 человек уволено».

Руководитель Федеральной таможенной службы России Владимир Булавин

«Или мы таких берем на службу, или они у нас такими становятся»

«Мы поставили новые фильтры при приеме кандидатов на работу в таможенные органы. Значительное количество кандидатов, которые нами проверяются, мы по тем или иным основаниям отклоняем.

Но факт того, что регулярно выявляются коррупционные деяния, свидетельствует о недостаточности принимаемых мер. Поэтому я всегда ставлю два вопроса: или мы таких берем на службу, или они у нас такими становятся.

Если принимаем таких людей на службу, то должны еще раз посмотреть на те фильтры, которые существуют. С точки зрения использования полиграфа, эффективности и области применения психологических исследований.

Если они у нас такими становятся, то нужно посмотреть, что можно сделать. Может, повысить ответственность близстоящих руководителей...

Благодаря проводимым реформам мы создали новую систему координат, в которых работает таможня. Появились центры электронного декларирования и посты фактического контроля. При этом вполне естественно произошло перераспределение коррупционных рисков. Нам следует посмотреть, куда какие риски перешли, где их стало больше/меньше. И в зависимости от этого построить свою работу.

На первый взгляд, основным местом личного контакта наших должностных лиц и декларантов стали посты фактического контроля, где происходят осмотры, досмотры, запрос дополнительных документов. Но более притягательными стали выпускающие инспекторы центров электронного декларирования. Надо посмотреть, достаточно ли там принято мер для того, чтобы существенным образом минимизировать все коррупционные риски.

Четыре десятка лет назад я для себя создал установку — не комментировать уголовные дела до их судебного решения. Считаю это не очень корректным по той причине, что никто, за исключением следователя, не располагает объективной информацией по тому или иному делу».

Руководитель Федеральной таможенной службы России Владимир Булавин

О «сводке с поля боевых действий»

«Пользуясь возможностью, хочу вас всех поздравить с наступающим Новым годом, пожелать хорошего настроения, здоровья. Провести достойно праздничные каникулы, отдохнуть, набраться сил и в 2020 году также активно освещать таможенные дела, как в этом году.

В течение года мы с вами достаточно активно работали. И свидетельством тому является выпускаемый нами ежедневный дайджест печатных и электронных средств массовой информации. Правда, он иногда напоминает сводку с поля боевых действий... Будем стараться, чтобы в дайджесте было поменьше контрабанды и пресечения правонарушений, а побольше — познавательных материалов».

Руководитель Федеральной таможенной службы России Владимир Булавин

Автор: Андрей Гераськин
Источник: CustomsForum.ru

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически

Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.

Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования