Булавин: если законопослушание бизнеса растет, то, наверное, можно сделать послабления

2020-01-10 Булавин: если законопослушание бизнеса растет, то, наверное, можно сделать послабления
Фото: сайт ФТС России
По словам главы ФТС России, ориентировочно в 2021 году планируется перенастроить СУР — от категорирования участников ВЭД к оценке каждой товарной партии в онлайн-режиме

По словам руководителя Федеральной таможенной службы России Владимира Булавина, процессы либерализации валютного законодательства прямо пропорционально зависеть от процессов, характеризующих законопослушание российского бизнеса.

Как мы уже рассказывали, в конце прошлого года руководитель Федеральной таможенной службы России Владимир Булавин пообщался с представителями СМИ. Во второй части встречи главный таможенник страны ответил на вопросы журналистов.

Об «усыхании» экспорта и росте импорта

«У нас существенным образом усохла экспортная составляющая платежей. Начиная с 2015 года, она уменьшилась на 1,8 триллиона рублей. В 2019 году уменьшение составило более 400 миллиардов рублей. Почему? Идет налоговый маневр».

«С другой стороны, усугубило процесс уменьшение цены барреля нефти с 70 до 63-64. Это повлияло на расчет средневзвешенной ставки вывозной таможенной пошлины — со 125 долларов за одну тонну до 85».

«Изменение стоимости барреля повлияло на таможенную стоимость, от которой, в свою очередь, рассчитываются другие платежи. И все это привело к тому, что у нас экспортная составляющая по сравнению с 2018 годом уменьшилась на 22%, а импортная подросла на 13-15%».

«Что повлияло на увеличение импортной составляющей? Во-первых, повышение на два процента НДС. Во-вторых, ослабление рубля по отношению к доллару. А у нас платежи учитываются в долларах».

«В-третьих, в определенной степени речь идет об эффективности работы таможенных органов. У нас, к примеру, заметно подросли дополнительно начисленные платежи — с 20 с небольшим миллиардов рублей в 2018 году до 30 миллиардов в 2019».

Сейчас активно обсуждается изменение Уголовного кодекса в части, касающейся валютных операций. В частности, отмена двух статей — невозврат валютной выручки и операции с использованием подложных документов. Хотелось бы узнать вашу позицию — видите ли вы другие варианты либерализации?

«Для меня вопрос заключается в следующем — для кого это делается? Для добросовестного бизнеса или не очень добросовестного? Какому бизнесу мешают существующие нормы статей Уголовного кодекса и Кодекса об административных правонарушениях? У вас есть примеры, чтобы это мешало законопослушному бизнесу»?

«Да, такие факты есть, но их крайне мало по сравнению с теми правонарушениями, которые совершаются через фирмы-однодневки. Казалось бы, если на законных основаниях ты получил законную выручку — ты вправе распоряжаться ей как хочешь, это твои деньги». 

«Но есть еще государственные интересы, на защите которых стоит Центробанк. Наверное, по данному вопросу нужно прислушиваться к позиции Центробанка. Насколько я понимаю, Центробанк не очень поддерживает такие идеи».

«Думаю, процессы либерализации должны быть какой-то в прямо пропорциональной зависимости от процессов, характеризующих законопослушание нашего бизнеса. Если законопослушание растет, то, наверное, можно сделать определенные послабления. Если нет, то надо задуматься».

«Отмечу, что количество дел об административных правонарушениях в последние годы выросло со 120 тысяч в год до почти 150 тысяч в 2019. Из них 25% — недекларирование или недостоверное декларирование, 25% — АП, связанные с непредставлением или искаженным представлением статформ о взаимной торговле между странами ЕАЭС. И значительное количество дел — как раз связано с нарушением валютного законодательства».

«Как мне кажется, пока рановато идти в сторону либерализации. Но есть законодатель — пусть он и рассудит»!

Об уполномоченных экономических операторах

«Ситуация с уполномоченными экономическими операторами выглядит следующим образом — сейчас у нас в реестре 172 УЭО. Для нашего грузооборота и товарооборота эта цифра весьма скромная. Все наши призывы идти в УЭО пока не находят должного отклика по нескольким причинам. На мой взгляд, основная — сумма залога в один миллион евро. С другой стороны, уполномоченные экономические операторы — это, как правило, представители сектора с минимальным риском. И в этом секторе им и так неплохо чувствуется».

«В соответствии с нашей стратегией мы в ближайшее время, наверное, в 2021 году, перенастроим систему управления риска, которая сейчас основана на категорировании участников внешнеэкономической деятельности. Сначала откатегорировали декларантов, дали им некоторые преференции, и потом в отношении них действует наша система управления рисками. После перенастройки перейдем к оценке каждой товарной партии в онлайн-режиме, где будет, конечно, присутствовать некий весовой коэффициент, присваиваемый каждому декларанту в зависимости от его более раннего поведения в таможенной сфере. Были ли у него задолженности, административные и уголовные дела, факты недостоверного декларирования».

«Согласно Таможенному кодексу перемещаемые уполномоченными экономическими операторами товарные партии в любом случае будут отнесены к сектору с минимальными рисками. Поэтому появляется весомый стимул для участников внешнеэкономической деятельности попасть в реестр уполномоченных экономических операторов».

«С рядом таможенных администраций мира — с Китаем, Кореей и Турцией — подписали планы действий о взаимном признании уполномоченных экономических операторов. Это сделает процесс перемещения товаров УЭО через государственную границу безостановочным».

О новых сервисах для участников ВЭД

«Как вы могли заменить, у нас существенным образом изменились подходы к нашему сайту, сервисам и бесконтактному взаимодействию с бизнесом. Можно подать декларацию и все соответствующие документы, получить ответы на любые вопросы, посмотреть состояние дел по счетам и задолженности».

«Мы этот процесс будем совершенствовать. Ближайшая цель — обмениваться юридически значимой информацией и документами в электронном виде. Это будет новый этап развития Личного кабинета участника внешнеэкономической деятельности».

О промежуточных результатах работы системы Tax Free в РФ

«Общий товарооборот по системе Tax Free в 79 муниципальных образованиях составил порядка 17 миллиардов рублей. При предъявлении соответствующих чеков при вывозе товаров было возвращено 1,9 миллиарда рублей. Всего с начала эксперимента оформлено около 100 тысяч таких чеков».

Из раздаточного материала: в 2018 году таможенными органами оформлено более 42 тысяч чеков Tax Free, в 2019 — свыше 60 тысяч (Шереметьево — 36,1 тыс., Домодедово — 10,7 тыс., Пулково — 9,8 тыс., Внуково — 3,5 тыс.).

«Сейчас мы активно работаем совместно с налоговой инспекцией над тем, чтобы этот процесс нам оцифровать и запустить единую систему. Чтобы в ней наш выпускающий инспектор не просто оттиском своей печати подтверждал убытие товаров за пределы Российской Федерации. А проставлял оттиск в электронном чеке, считывая штрихкод с соответствующего документа, который будет выдавать магазин. Этот оттиск по этой системе должен уходить и оператору Tax Free, и в соответствующие подразделения налоговой инспекции».

«Мы пока тестируем данную систему. Планируется, что с октября 2020 года она начнет действовать в штатном режиме. Напомню, что система Tax Free была запущена полтора года назад — перед Чемпионатом мира по футболу в России».

Автор: Андрей Гераськин
Источник: CustomsForum.ru

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически

Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.

Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования