«Обелители» и производители: кому выгодна цифровая маркировка

2019-06-28 «Обелители» и производители: кому выгодна цифровая маркировка
Фото: Артем Геодакян/ТАСС
Компенсируют расходы бизнеса на маркировку обычные россияне — покупатели маркированной продукции
CustomsForum.ru о том, как планы по маркировке приведут к повышению расходов производителей и росту цен на товары, а также могут поставить под угрозу исчезновения малый и средний бизнес в России.

Наш портал постоянно отслеживает, каких результатов добились организаторы пилотных проектов по маркировке товаров, и что они нового приготовили для производителей, продавцов и покупателей маркированной продукции.

В настоящее время прослеживается отчетливая тенденция: всех причастных к маркировке товаров средствами идентификации можно условно разделить на два лагеря:

«Обелители» — представители данной чиновничье-олигархической группы яро поддерживают идею маркировки под видом борьбы с контрафактов (а для кого-то это еще и способ заработать миллиарды — триллионы просто на идентификационных марках).

Их доводы:

  • Потребитель получит гарантию подлинности приобретаемой продукции. А с помощью приложения на смартфоне он сможет узнать всю информацию о продукте и в случае обнаружения подделки сообщить об этом в контролирующие органы.

  • Производители «повысят прозрачность взаимодействия с контрагентами», «оптимизируют бизнес-процессы», а еще якобы «сократят транзакционные издержки».

И более того: по мнению исполнительного директора ООО «Оператор-ЦРПТ» Дмитрия Алхазова, «маркировка может стать драйвером для снижения цен на товары»!

В другом углу ринга — вменяемые производители и продавцы. Они адекватно оценивают плюсы и минусы и очень часто на специализированных конференциях высказывают негативное мнение насчет этого сомнительного нововведения.

Маркируем всё и вся

Начиналось все довольно лайтово — с меховых изделий и задумки обелить российских рынок от контрафакта. А потом на верхах вошли во вкус и пролоббировали другие виды продукции. Вот как на сегодняшний день выглядит перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (согласно распоряжению правительства РФ от 28 апреля 2018 года № 792-р):

Наименование группы товаров

Код ТН

ВЭД ЕАЭС

Срок введения обязательной маркировки

Табачная продукция

2402

1 марта 2019 года

Духи и туалетная вода

3303 00

1 декабря 2019 года

Шины и покрышки пневматические резиновые новые

4011

1 декабря 2019 года

Предметы одежды, включая рабочую одежду, изготовленные из натуральной или композиционной кожи

4203 10 000

1 декабря 2019 года

Блузки, блузы и блузоны трикотажные машинного или ручного вязания, женские или для девочек

6106

1 декабря 2019 года

Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия мужские или для мальчиков

6201

1 декабря 2019 года

Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия женские или для девочек

6202

1 декабря 2019 года

Белье постельное, столовое, туалетное и кухонное

6302

1 декабря 2019 года

Обувные товары

6401, 6402, 6403, 6404, 6405

1 июля 2019 года

Фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки

9006

1 декабря 2019 года

Глядя на эту тенденцию, заволновались и те бизнесмены, которых процесс маркировки пока напрямую не затрагивает.

Расходы, расходы, расходы

Возьмем, к примеру, пищевую промышленность и посчитаем примерный объем затрат одних только кондитеров на внедрение цифровой маркировки в кондитерской отрасли (никто не гарантирует, что маркировщики до них не доберутся в один прекрасный день).

По данным Росстата, в 2018 году в России было произведено 3,6 миллиона тонн кондитерских изделий. Производителям пришлось бы промаркировать примерно 36 миллиардов упаковок данной продукции.

  • Первая статья расходов — средства идентификации;

Только стоимость средств идентификации, которые необходимо закупить у Центра развития перспективных технологий (о роли ЦРПТ мы поговорим далее — прим. редакции) для маркировки 36 миллиардов упаковок, составит 18 миллиардов рублей год.

  • Вторая статья расходов — оборудование;

Не стоит забывать, что бизнесу придется потратиться и на специальное оборудование для нанесения меток и их считывания, а также на его обслуживание и амортизацию. По нашим оценкам, только траты кондитеров составят порядка 24 миллиардов рублей в год — примерно одна треть от их прибыли.

В целом же если взять производителей и продавцов всей пищевой продукции, то их совокупные затраты составят не менее одного триллиона рублей в год. Из них около 800 миллиардов рублей пойдет в карман ЦРПТ. Просто за марки.

  • Третья статья расходов — нечитаемые коды и списываемый товаров.

Остановимся на этом пункте поподробнее. Во-первых, на данный момент не существует достаточного количества принтеров и считывателей для производителей пищевой продукции.

Во-вторых, современные линии фасуют и упаковывают сотни и тысячи единиц товаров в минуту. За их скоростью не поспеет ни один самый современный принтер. То есть, производителям придется притормаживать линии ради маркировки. С этим уже столкнулись производители табачных изделий.

Кстати, а ведь чиновники могли пойти дальше и прописать использовать только отечественное оборудование, производимое в компании какого-нибудь околокремлевского олигарха.

В-третьих, в настоящее время ни одна современная техника не гарантирует 100% считывания информации с нанесенных кодов.

«Идеал» и реальность

В идеале процесс выглядит так: производитель покупает у ЦРПТ нужный объем кодов и наносит на каждую индивидуальную упаковку. После этого в систему поступает информация о том, что код присвоен конкретному товару.

Во время совершения покупки товара метка считывается на кассе, сведения поступают в ЦРПТ, код погашается.

И вот тут возникает одна проблема, становящаяся еще одной статьей расходов. Далеко не все коды считываются. И если продавцы в магазинах по старинке вручную вводят нечитаемый штрих-код с упаковки товара, то система ЦРПТ такого не допустит: код понятен только специальному оборудованию.

В таком случае нечитаемый товар придется списать. И, по нашей оценке, ежегодно придется списывать не менее 5% продукции с нечитаемым штрих-кодом. Примерно на 750 миллиардов рублей.

Производители лекарственных препаратов уже столкнулись с ситуацией, когда персонал аптек не смог считать код с упаковки и занести товар в информсистему. В итоге продукцию не продали, производитель понес убытки.

Маркировка и таможня

Продолжаем перечислять минусы маркировки для бизнеса. Вот вам очередной — импортную продукцию, подпадающую под правительственные эксперименты, нужно маркировать до ввоза на территорию РФ.

На днях стало известно о предложении Евразийской экономической комиссии вносить коды маркированных товаров в таможенную декларацию: участникам ВЭД придется вписывать в графу 31 ДТ идентификационный код товара, а также код проверки.

По мнению экспертов ВЭД, подобное решение требует тщательной технической проработки.

«Если маркировке будет подвергаться каждая единица продукции, это потребует дополнительных трудозатрат. К примеру, в одном контейнере в среднем может быть размещено до 20 тысяч единиц среднегабаритной продукции. На кого лягут затраты по такой маркировке? Как будут отражены эти данные в системах? Каким образом будут туда заноситься? На эти вопросы еще предстоит ответить представителям ЕЭК».

Из инстаграмма «Таможенного агентства Континент»

Новый «Меркурий»?

Во всех проектах обязательной маркировки отдельных категорий товаров правительство РФ безальтернативно утвердило оператором системы прослеживаемости ООО «Оператор-ЦРПТ». Эта компания — «дочка» Центра развития перспективных технологий, 50% которой принадлежит небезызвестному миллиардеру Алишеру Усманову, 25% — госкорпорации «Ростех» и оставшиеся 25% — инвестору Александру Галицкому.

ЦРПТ вложит определенные средства в развитие системы прослеживаемости, но потом... потом будет просто пожинать плоды. По пятьдесят копеек с каждого кода — раз и миллиардные прибыли оседают в карманах и так не бедствующих людей.

А теперь самое «забавное»:

Система прослеживаемости в чем-то дублирует функции давно работающих аналогов — Единой государственной автоматизированной информационной системы, «Меркурия» Россельхознадзора и других.

С помощью ЕГАИС контролируется количество производимого алкоголя и табачных изделий. А налоговики имеют возможность точно рассчитывать и взыскивать акцизы.

Система «Меркурий», в частности, позволяет отслеживать наличие недопустимых ингредиентов в молочной продукции.

Вот только система ЦРПТ не собирается использовать эти данные (по крайней мере на данном этапе — прим. редакции), а станет формировать свои. Никуда их при этом не передавая.

Следующий момент — оператор информационной системы прослеживаемости не несет никакой ответственности за сбои. Не читаются коды, списываются товары? Это проблема бизнеса и только его.

Выходит, действующие системы прослеживаемости помогают государству собирать налоги и ограждать покупателей от фальсификата. Новая — только собирать деньги в пользу частной компании.

Кто компенсирует убытки бизнеса?

Ответ лежит на поверхности — мы с вами, покупатели маркированной продукции. От тех, кто лоббирует обязательную маркировку, до бабушек и дедушек, считающих каждую копейку.

Почему? Все очень просто — нормальный, не дотируемый из федерального бюджета бизнес не будет работать в убыток. Как ему компенсировать расходы? Да достаточно заложить их в стоимость товара. И когда производители с ретейлерами так поступят, то маркированная продукция подорожает минимум на 8%

В России насчитывается около 160 тысяч торговых точек. Многие из них, покупающие продукцию оптом у производителя и делящие ее на розничные партии, не выдержат нового обременения, когда эксперименты с маркировкой затронут гораздо больший перечень товаров. Ведь им также придется покупать оборудование для нанесения и считывания кодов.

Значит, на малом и среднем бизнесе в России можно будет поставить огромный крест — из 160 тысяч торговых точек треть в принципе не сможет адаптироваться и закроется. Без работы останутся десятки тысяч человек, которые впоследствии не смогут найти себе место в крупных сетях. Еще печальнее прогноз в отношении мелких производителей — вот они скорее всего погибнут все.

А ведь МСБ является существенной составляющей экономик развитых стран. Но в РФ выживут лишь сильнейшие и крупнейшие, приближенные к власти компании.

Автор: Андрей Гераськин
Источник: CustomsForum.ru

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически

Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.

Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования