Таможенный представитель «Транссертико»
Как мы видим, в России на протяжении последних лет предпринимаются значительные усилия по развитию системы государственной поддержки экспорта и решению существующих проблем экспортеров. Создан Российский экспортный центр, предоставляющий возможность получения экспортерами финансовой и нефинансовой поддержки.
Контролирующими органами в качестве приоритетного направления развития определена автоматизация и цифровизация рабочих процессов и контроля, а также тенденция по снижению административных барьеров и нагрузки на бизнес. И это неспроста. Таможенные правила и администрирование, затраты на прохождение таможенных процедур обозначаются участниками ВЭД как одни из самых проблемных при осуществлении внешнеторговой деятельности.
На фоне определенного Федеральной таможенной службой курса на упрощение процедур и сокращение сроков их прохождения в своей практической деятельности продолжаем сталкиваться с проблемой внесения изменений в декларации на товары после их выпуска. И речь идет даже не о существенных изменениях в части таможенной стоимости, платежах или соблюдении запретов и ограничений, а о технических ошибках либо несущественных изменениях, например, в части номера транспортного средства, указания местонахождения товаров и проч. |
Порядок внесения изменений в ДТ, а также сроки регламентированы Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 289, согласно которому изменения вносятся с разрешения таможенного органа на основании мотивированного обращения декларанта с приложением соответствующих документов. При этом срок рассмотрения такого обращения таможенным органом установлен в пределах 30 календарных дней со дня его регистрации.
Без внесения необходимых изменений в ДТ экспортируемый груз покинуть территорию России и пересечь границу не сможет, перевозчик будет вынужден ждать решения по внесению изменений в ДТ, а экспортер нести убытки. Эта проблема знакома многим экспортерам, а также лицам, осуществляющим деятельность в сфере ВЭД, неоднократно озвучена таможенным органам и требует иного подхода и способа решения. |
Случай из нашей практики
Начинающий экспортер — производитель мебели заключил внешнеторговый контракт с эстонской фирмой на поставку мебели (шкафов-кроватей), нашел перевозчика, услуги по таможенному оформлению решил доверить нам.
После того как на Московском областном таможенном посту (ЦЭД) была подана и оформлена декларация на товары, транспортное средство с грузом уехало в адрес эстонского получателя. Через несколько дней к нам в офис поступил звонок от экспортера, сообщившего, что ДТ оформлена некорректно, и машину с мебелью не пропускают через границу.
После уточнения всех обстоятельств удалось выяснить: в связи с технической неисправностью транспортного средства, данные о котором экспортер представил для заполнения ДТ, была осуществлена его замена. О том, что такая формальность (по мнению экспортера) может привести к трудностям на границе, а также о необходимости информирования своего таможенного представителя, экспортер не знал. |
В сравнении с нормативно установленными сроками изменения в ДТ внесены и приняты достаточно оперативно — в течение трех дней. И еще два дня потребовалось на то, чтобы эти изменения увидел приграничный таможенный пост.
Как результат: 500 евро, выставленных экспортеру перевозчиком за простой транспорта на границе, около 1000 евро неустойка от эстонской компании — покупателя мебели за нарушение сроков поставки. И, конечно же, потраченное время и нервы как экспортера, так и наши, да еще и самих таможенных органов, вынужденных в эти пять дней разбираться с несовершенством системы и неопытностью участника ВЭД. |
Экспортеры сталкиваются и с другими сложностями, среди которых наиболее распространены: запросы деклараций, по которым товары когда-то были ввезены в РФ; применение форм таможенного контроля — осмотр и досмотр; запросы разрешений правообладателей товарных знаков, заключений ФСТЭК и других контролирующих органов.