Будни таможенных юристов

Учимся на чужих ошибках или Почему тампред должен знать всё?

Эксперт юридического отдела
Таможенный представитель «Транссертико»

Фото: depositphotos.com

Значение экспорта для экономики любого государства сложно переоценить. Это и развитие малого и среднего бизнеса, и повышение эффективности национальных предприятий и их конкурентоспособности на мировом рынке, и создание новых рабочих мест, и приток иностранного капитала.
Как мы видим, в России на протяжении последних лет предпринимаются значительные усилия по развитию системы государственной поддержки экспорта и решению существующих проблем экспортеров. Создан Российский экспортный центр, предоставляющий возможность получения экспортерами финансовой и нефинансовой поддержки.
Контролирующими органами в качестве приоритетного направления развития определена автоматизация и цифровизация рабочих процессов и контроля, а также тенденция по снижению административных барьеров и нагрузки на бизнес. И это неспроста. Таможенные правила и администрирование, затраты на прохождение таможенных процедур обозначаются участниками ВЭД как одни из самых проблемных при осуществлении внешнеторговой деятельности.
На фоне определенного Федеральной таможенной службой курса на упрощение процедур и сокращение сроков их прохождения в своей практической деятельности продолжаем сталкиваться с проблемой внесения изменений в декларации на товары после их выпуска. И речь идет даже не о существенных изменениях в части таможенной стоимости, платежах или соблюдении запретов и ограничений, а о технических ошибках либо несущественных изменениях, например, в части номера транспортного средства, указания местонахождения товаров и проч.
Необходимость таких изменений может быть обусловлена разными причинами: как ошибкой экспортера/его таможенного представителя (несмотря на всю автоматизацию процесса, заполнение ДТ по-прежнему осуществляет человек), так и обстоятельствами, которые невозможно было предусмотреть заранее (авария, поломка транспортного средства и т.п.).
Порядок внесения изменений в ДТ, а также сроки регламентированы Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 289, согласно которому изменения вносятся с разрешения таможенного органа на основании мотивированного обращения декларанта с приложением соответствующих документов. При этом срок рассмотрения такого обращения таможенным органом установлен в пределах 30 календарных дней со дня его регистрации.
Без внесения необходимых изменений в ДТ экспортируемый груз покинуть территорию России и пересечь границу не сможет, перевозчик будет вынужден ждать решения по внесению изменений в ДТ, а экспортер нести убытки.
Эта проблема знакома многим экспортерам, а также лицам, осуществляющим деятельность в сфере ВЭД, неоднократно озвучена таможенным органам и требует иного подхода и способа решения.

Случай из нашей практики

Начинающий экспортер — производитель мебели заключил внешнеторговый контракт с эстонской фирмой на поставку мебели (шкафов-кроватей), нашел перевозчика, услуги по таможенному оформлению решил доверить нам.
После того как на Московском областном таможенном посту (ЦЭД) была подана и оформлена декларация на товары, транспортное средство с грузом уехало в адрес эстонского получателя. Через несколько дней к нам в офис поступил звонок от экспортера, сообщившего, что ДТ оформлена некорректно, и машину с мебелью не пропускают через границу.
После уточнения всех обстоятельств удалось выяснить: в связи с технической неисправностью транспортного средства, данные о котором экспортер представил для заполнения ДТ, была осуществлена его замена. О том, что такая формальность (по мнению экспортера) может привести к трудностям на границе, а также о необходимости информирования своего таможенного представителя, экспортер не знал.
С целью решения проблемы клиента мы предприняли действия по внесению изменений в ДТ. Кроме того, понимая сроки, на которые может растянуться данный процесс (30 календарных дней согласно законодательству), дополнительно на «горячую линию» Московского областного таможенного поста (ЦЭД) направлены сообщения, сделаны телефонные звонки.
В сравнении с нормативно установленными сроками изменения в ДТ внесены и приняты достаточно оперативно — в течение трех дней. И еще два дня потребовалось на то, чтобы эти изменения увидел приграничный таможенный пост.
Как результат: 500 евро, выставленных экспортеру перевозчиком за простой транспорта на границе, около 1000 евро неустойка от эстонской компании — покупателя мебели за нарушение сроков поставки. И, конечно же, потраченное время и нервы как экспортера, так и наши, да еще и самих таможенных органов, вынужденных в эти пять дней разбираться с несовершенством системы и неопытностью участника ВЭД.
И это не самый плохой итог, которым могла закончиться эта, казалось бы, незначительная история. И тем более нелогичной она кажется на фоне провозглашенных принципов развития современных информационных технологий, автоматизации процессов, снижения нагрузки на бизнес и поддержки экспортеров.
Экспортеры сталкиваются и с другими сложностями, среди которых наиболее распространены: запросы деклараций, по которым товары когда-то были ввезены в РФ; применение форм таможенного контроля — осмотр и досмотр; запросы разрешений правообладателей товарных знаков, заключений ФСТЭК и других контролирующих органов.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически

Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.

Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования