На ваш вопрос
ответят профессионалы
рынка ВЭД
Используйте вашу учетную запись на Facebook.com для входа на сайт. или зарегистрируйтесь с e-mail
Присоединяясь или входя
через социальную сеть, вы принимаете
Пользовательское Соглашение
Сегодня 06.06.2020 Курсы валют ЦБ РФ

Будни таможенных юристов

Учимся на чужих ошибках или Почему тампред должен знать всё?

Эксперт юридического отдела
Таможенный представитель «Транссертико»
171.jpg
Фото: depositphotos.com

Значение экспорта для экономики любого государства сложно переоценить. Это и развитие малого и среднего бизнеса, и повышение эффективности национальных предприятий и их конкурентоспособности на мировом рынке, и создание новых рабочих мест, и приток иностранного капитала.
Как мы видим, в России на протяжении последних лет предпринимаются значительные усилия по развитию системы государственной поддержки экспорта и решению существующих проблем экспортеров. Создан Российский экспортный центр, предоставляющий возможность получения экспортерами финансовой и нефинансовой поддержки.
Контролирующими органами в качестве приоритетного направления развития определена автоматизация и цифровизация рабочих процессов и контроля, а также тенденция по снижению административных барьеров и нагрузки на бизнес. И это неспроста. Таможенные правила и администрирование, затраты на прохождение таможенных процедур обозначаются участниками ВЭД как одни из самых проблемных при осуществлении внешнеторговой деятельности.
На фоне определенного Федеральной таможенной службой курса на упрощение процедур и сокращение сроков их прохождения в своей практической деятельности продолжаем сталкиваться с проблемой внесения изменений в декларации на товары после их выпуска. И речь идет даже не о существенных изменениях в части таможенной стоимости, платежах или соблюдении запретов и ограничений, а о технических ошибках либо несущественных изменениях, например, в части номера транспортного средства, указания местонахождения товаров и проч.
Необходимость таких изменений может быть обусловлена разными причинами: как ошибкой экспортера/его таможенного представителя (несмотря на всю автоматизацию процесса, заполнение ДТ по-прежнему осуществляет человек), так и обстоятельствами, которые невозможно было предусмотреть заранее (авария, поломка транспортного средства и т.п.).
Порядок внесения изменений в ДТ, а также сроки регламентированы Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 289, согласно которому изменения вносятся с разрешения таможенного органа на основании мотивированного обращения декларанта с приложением соответствующих документов. При этом срок рассмотрения такого обращения таможенным органом установлен в пределах 30 календарных дней со дня его регистрации.
Без внесения необходимых изменений в ДТ экспортируемый груз покинуть территорию России и пересечь границу не сможет, перевозчик будет вынужден ждать решения по внесению изменений в ДТ, а экспортер нести убытки.
Эта проблема знакома многим экспортерам, а также лицам, осуществляющим деятельность в сфере ВЭД, неоднократно озвучена таможенным органам и требует иного подхода и способа решения.

Случай из нашей практики

Начинающий экспортер — производитель мебели заключил внешнеторговый контракт с эстонской фирмой на поставку мебели (шкафов-кроватей), нашел перевозчика, услуги по таможенному оформлению решил доверить нам.
После того как на Московском областном таможенном посту (ЦЭД) была подана и оформлена декларация на товары, транспортное средство с грузом уехало в адрес эстонского получателя. Через несколько дней к нам в офис поступил звонок от экспортера, сообщившего, что ДТ оформлена некорректно, и машину с мебелью не пропускают через границу.
После уточнения всех обстоятельств удалось выяснить: в связи с технической неисправностью транспортного средства, данные о котором экспортер представил для заполнения ДТ, была осуществлена его замена. О том, что такая формальность (по мнению экспортера) может привести к трудностям на границе, а также о необходимости информирования своего таможенного представителя, экспортер не знал.
С целью решения проблемы клиента мы предприняли действия по внесению изменений в ДТ. Кроме того, понимая сроки, на которые может растянуться данный процесс (30 календарных дней согласно законодательству), дополнительно на «горячую линию» Московского областного таможенного поста (ЦЭД) направлены сообщения, сделаны телефонные звонки.
В сравнении с нормативно установленными сроками изменения в ДТ внесены и приняты достаточно оперативно — в течение трех дней. И еще два дня потребовалось на то, чтобы эти изменения увидел приграничный таможенный пост.
Как результат: 500 евро, выставленных экспортеру перевозчиком за простой транспорта на границе, около 1000 евро неустойка от эстонской компании — покупателя мебели за нарушение сроков поставки. И, конечно же, потраченное время и нервы как экспортера, так и наши, да еще и самих таможенных органов, вынужденных в эти пять дней разбираться с несовершенством системы и неопытностью участника ВЭД.
И это не самый плохой итог, которым могла закончиться эта, казалось бы, незначительная история. И тем более нелогичной она кажется на фоне провозглашенных принципов развития современных информационных технологий, автоматизации процессов, снижения нагрузки на бизнес и поддержки экспортеров.
Экспортеры сталкиваются и с другими сложностями, среди которых наиболее распространены: запросы деклараций, по которым товары когда-то были ввезены в РФ; применение форм таможенного контроля — осмотр и досмотр; запросы разрешений правообладателей товарных знаков, заключений ФСТЭК и других контролирующих органов.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Новости ВЭД на вашем сайте

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически

Онлайн-оплата таможенных пошлин и платежей

Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.

ТК Лизинг: эффективные программы лизинга для вашего бизнеса

Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования